Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
Введение
Проблемы возникновения, сущности, природы государства и права, их функционирования, значения и роли в общественной жизни, правовой действительности и тенденций развития, политических процессов и их отражения в человеческом сознании относятся к числу ключевых. Осмысление этих проблем – объективная потребность и обязательное условие научного управления процессами, протекающими в обществе.
Понятия государства и права - неизменные спутники нынешнего общества, а значит проблема их взаимосвязи является сложной и многоплановой. Связано это с определенными факторами: усложнение организации общества, организационное и функциональное развитие самого государства, многосложность системы социального управления и т.д. Все это усиливает относительную самостоятельность права по отношению к государству, т.к. связь между ними опосредствуется данными факторами. Государство, оказывая воздействие на право, тоже зависит от этих факторов, следовательно можно говорить об определенном усилении роли права по отношению к государству, а при этом условии рассмотрение вопроса о соотношении и взаимосвязи государства и права является актуальным.
Объектом исследования являются вопросы правоведения, предметом – взаимосвязь государства и права.
Целью работы по исследуемой тематике является изучение взаимосвязи государства и права. Поставленная цель предопределила постановку следующих задач:
- изучить проблему взаимосвязи государства и права;
- выявить воздействие государства на право;
- раскрыть воздействие права на государство.
1. Государство и право
Термины «государство» или «право» имеют различное содержание в зависимости от контекста их употребления.
Право - это система обязательных для всех, закрепленных формально нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы общества в целом, регулирует самые значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.
Государство — «политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок».
Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К нему обращались все философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства – с Древнего Рима и Древней Греции вплоть до наших дней. Представления о государстве как о правовом субъекте зарождаются уже в античном сознании. По словам Платона, государство, существующее в конкретный исторический период, воплощает в себе особые нравственно-правовые качества своих граждан, их вожделения, добродетели, идеалы: «В каждом из нас присутствуют как раз те же виды нравственных свойств, что и в государстве»; «В государстве и в душе каждого отдельного человека имеются одни и те же начала, и число их одинаково». Идеальное же государство должно заключать в себе всеобщую добродетель, основываться на законах как определениях разума. Его правители призваны быть служителями законов: «Я действительно убежден, что спасение государства зависит от этого больше, чем от чего-то иного. В противном случае государство гибнет. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» (также по Платону).
Осмысление происхождения социальных институтов государства и права занимает существенную часть всех теоретико-правовых концепций, которые включаются в содержание не только науки теории государства и права, но и истории политических и правовых учений.
2. Теории происхождения государства и права
— теологическая теория настаивает на божественном происхождении государства и права, источником права считает религиозные книги, прежде всего Библию способствовала установлению абсолютной монархии;
— ирригационная теория объясняет происхождение государства из крупных земледельческих общин, источником права считает агрокалендарь;
— патриархальная теория зародилась в Древней Греции, рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи с неограниченной властью ее главы, патриарха и природное происхождение права;
— естественно-правовая (договорная) теория зародилась в Древнем Мире и получила распространение в XVII—XVIII вв. в трудах Г. Греция, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж. Руссо, А. Н. Радищева и др., порвала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти, считает, что государство зародилось в результате общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии; сторонники договорной теории разработали и естественно-правовую концепцию прав и свобод человека и гражданина;
— органическая теория рассматривает государство как общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток;
— психологическая теория объясняет происхождение государства и права психологическими потребностями людей жить в рамках организованного общества и коллективного взаимодействия, растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, искажает его связь с экономикой и государством;
— теория насилия утверждает, что государство возникает в результате насилия внутреннего (экономического и политического) и внешнего (завоевание одним народом другого);
— расовая теория основана на постулате неравенства людей разных рас; государство является средством возникновения и продолжения того насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение лучшего человека, господствующего над остальной массой людей;
— инцестная (половая) теория исходит из того, что публичная власть (государство) возникло из группы людей, занимавшихся контролем за соблюдением запрета на кровосмешение и применявшей принуждение за его неисполнение;
— спортивная теория напрямую связывает происхождение государства со спортивными играми и упражнениями, необходимыми человеку для успешной охоты и организации военного дела;
— патримониальная теория утверждает, что государство возникло из поземельной собственности; из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей;
— экономическая теория представляет появление государства как результат исторического процесса, ведущим звеном которого являются экономические преобразования;
— диффузная теория объясняет процесс государственного образования передачей опыта управления большими отрядами человеческого общества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался;
— примирительная теория утверждает, что право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами;
— регулятивная теория рассматривает возникновение права для установления и поддержания порядка для всей страны;
— историческая теория утверждает, что право возникло спонтанно, подобно языку из национального духа, народного сознания;
— материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство и право возникли под влиянием материальных и социальных условий и предпосылок.
3. Соотношение и взаимосвязь государства и права
3.1. Влияние государства на право
Государство - прямой фактор создания установок права и основная сила их выполнения. Власть имеет ценное значение для существования права как специфического образования. Она фигурирует в праве и проникает в самую суть его.
Государство осуществляет надзор за правом, использует его способности для достижения политических целей. В то же время воздействие государства на право не всецело и не являющееся только инструментом государства. Оба этих понятия имеют некоторую автономность, собственную логику формирования и функционирования.
Право складывается при прямой причастности государства. Но государство скорее именно завершает процесс формирования права, придавая праву формы нормативных юридических актов, судебного и административного прецедента и т.п.
Творчество государства в смысле формирования права:
1) В правотворческой деятельности. Государство определяет потребность в регламентации общественных отношений, создает потребность в максимально рациональной юридической форме и учреждает нормы, придавая им формально-юридический характер. Это означает, что государство, по сути, устанавливает нормы права.
2) В санкционировании норм, которые не носят прямого государственного характера. В истории известны случаи, когда положением, выработанным правом или появляющимися как результат толкования нормы, государство придавало обязательное значение.
3) В признании фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей юридического значения: так формируется обычное и прецедентное право.
Государство обеспечивает совершенствование системы источников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой, обеспечивает ее обновление соответственно времени.
Значима и роль государства в обеспечении осуществления права. История показывает, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установок невозможно. Назначение государства, таким образом, проявляется в том, что оно призвано создавать юридические условия для использования предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения своих интересов и потребностей. Активность государства – необходимое условие утверждения права.
Государство также обеспечивает охрану права и доминирующих правовых отношений. Государственное принуждение является гарантией, которой подкрепляется право. Сам факт наличия угрозы государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Конечно, объективно существует пределы влияния государства на право. В первую очередь это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства и его структур обеспечить действие права в социально-экономических и политических условиях. Государство не может также использовать право в противоречии с его истинным назначением.
3.2. Влияние права на государство
Государство нуждается в праве не менее, чем право нуждается в государстве. Зависимость государства от права проявляется:
1. Во внутренней организации государства. Право необходимо государству для самого факта существования. Право формирует структуру государства и регулирует внутренние отношения в государственном механизме, взаимоотношения между его базовыми элементами. С помощью права закрепляются форма государства, устройство госаппарата, компетенция органов власти. Право создает юридические гарантии против возможного захвата власти одной из ее ветвей.
Следовательно, отношение между госструктурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.
С помощь права определяются место, роль, функции частей государственного аппарата, их взаимодействие с другими органами и обществом. За счет упорядочивания организованных связей государства, право обеспечивает рациональное устройство государства. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной системы.
2. В деятельности государства. Есть два метода, посредством которых государство диктует свою волю обществу: