Файл: Сравнительный анализ предмета и методов микро и макроэкономики.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 4
В своем анализе макроэкономика использует те же методы и принципы, что и микроэкономика. К таким общим методам и принципам экономического анализа относятся:
- абстрагирование, (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений);
- сочетание методов дедукции и индукции;
- сочетание нормативного и позитивного анализа;
- использование принципа «при прочих равных условиях», предположение о рациональности поведения экономических агентов и др.
Особенность макроэкономического анализа состоит в том, что его важнейшим принципом выступает агрегирование. Изучение экономических зависимостей и закономерностей на уровне экономики в целом возможно лишь, если рассматривать совокупности или агрегаты. Макроэкономический анализ требует агрегирования. Агрегирование представляет собой объединение отдельных элементов в одно целое, в агрегат, в совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых, существенных, типичных черт, закономерностей экономических процессов и явлений. Агрегирование позволяет выделить: макроэкономических агентов, макроэкономические рынки, макроэкономические взаимосвязи, макроэкономические показатели.
Агрегирование, основанное на выявлении наиболее типичных черт поведения экономических агентов, обеспечивает возможность выделить четыре макроэкономических агента:
- домохозяйства,
- фирмы,
- государство,
- иностранный сектор.
Домохозяйства – это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация полезности, являющийся в экономике:
а) собственником экономических ресурсов (труда, земли, капитала и предпринимательских способностей). Продавая экономические ресурсы, домохозяйства получают доходы, большую часть которых они тратят на потребление (потребительские расходы) и поэтому выступают;
б) основным покупателем товаров и услуг. Оставшуюся часть дохода домохозяйства сберегают и поэтому являются в) основным сберегателем или кредитором, т.е. обеспечивают предложение кредитных средств в экономике.
Фирмы - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, целью экономической деятельности которого выступает максимизация прибыли.
Фирмы выступают:
- покупателем экономических ресурсов, с помощью которых обеспечивается процесс производства, и поэтому фирмы являются;
- основным производителем товаров и услуг в экономике. Полученную выручку от продажи произведенных товаров и услуг, фирмы выплачивают домохозяйствам в виде факторных доходов. Для расширения процесса производства, обеспечения прироста запаса капитала и возмещения износа капитала фирмам необходимы инвестиционные товары (в первую очередь, оборудование);
- инвесторами, т.е. покупателями инвестиционных товаров и услуг;
- основным заемщиком в экономике, т.е. предъявляют спрос на кредитные средства.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики.
Государство – это совокупность государственных учреждений и организаций, которые обладают политическим и юридическим правом воздействовать на ход экономических процессов, регулировать экономику. Государство - это самостоятельный, рационально действующий макроэкономический агент, основная задача которого – ликвидация провалов рынка и максимизация общественного благосостояния – и выступающий поэтому:
- производителем общественных благ;
- покупателем товаров и услуг для обеспечения функционирования государственного сектора и выполнения своих многочисленных функций;
- перераспределителем национального дохода (через систему налогов и трансфертов);
- в зависимости от состояния государственного бюджета - кредитором или заемщиком на финансовом рынке. Кроме того, государство выступает
- регулятором и организатором функционирование рыночной экономики.
Оно создает и обеспечивает институциональные основы функционирования экономики (законодательная база, система безопасности, система страхования, налоговая система и др.), т.е. разрабатывает «правила игры»; обеспечивает и контролирует предложение денег в стране, поскольку обладает монопольным правом эмиссии денег; проводит макроэкономическую политику, которая делится на:
- структурную, обеспечивающую экономический рост;
- конъюнктурную (стабилизационную), направленную на сглаживание циклических колебаний экономики и обеспечение полной занятости ресурсов, стабильного уровня цен и внешнеэкономического равновесия).
Основными видами стабилизационной политики являются: а) фискальная (или бюджетно-налоговая) политика; б) монетарная (или денежно-кредитная) политика; в) внешнеэкономическая политика; г) политика доходов. Частный и государственный сектора образуют закрытую экономику.
Иностранный сектор – объединяет все остальные страны мира и является самостоятельным рационально действующим макроэкономическим агентом, осуществляющим взаимодействие с данной страной посредством:
а) международной торговли (экспорт и импорт товаров и услуг),
б) перемещения капиталов (экспорт и импорт капитала, т.е. финансовых активов).
Добавление в анализ иностранного сектора позволяет получить открытую экономику.
4. Основные понятия
Валовой национальный продукт (ВНП) - представляет собой совокупную стоимость конечных продуктов, которые созданы, распределяются и используются в национальном хозяйстве в течении года.
Валовой внутренний продукт (ВВП) - представляет собой валовой национальный продукт за вычетом сальдо платежного баланса (разница между стоимостью экспорта и импорта). В этом показателе учитываются конечные результаты экономической деятельности только внутри каждой страны.
Национальный доход (НД) – совокупный доход, который зарабатывают владельцы факторов производства: владельцы труда (заработная плата наемных работников), владельцы капитала (прибыль и процент), владельцы земли (земельная рента).
Совокупный общественный продукт - вся продукция материального производства, созданная за определенный период.
ГЛАВА III. Взаимосвязь микро - и макроэкономик
Микроэкономика и макроэкономика представляют собой самостоятельные научные дисциплины, не означает их абсолютной независимости друг от друга. Более почтенный «возраст» микроэкономики объясняется тем, что она вначале рассматривалась как наука, основные положения которой распространяются как на микро-, так и на макроуровне. Положение классиков об автоматическом равенстве спроса и предложения, на их взгляд, носило общеэкономический характер, то есть распространялось и на функционирование национальной экономики. (Термин «классики» ввел в научный оборот К.Маркс, отнеся к ним, в первую очередь, А.Смита и Д. Рикардо). Кризис 1929-1933 гг. опроверг эту догму.
Микроэкономика и макроэкономика представляют собой ветви общей экономической теории. Следовательно, разрыва между ними быть не должно. «…теории, нуждающиеся в изменении при переходе от одной сферы приложения к другой, не дают всеохватывающих законов и чреваты провалом при попытке новых приложений или при появлении новых данных». Стремление к устранению разрыва между микро- и макроэкономикой объясняется тем, что любое экономическое явление может быть объяснено лишь при том условии, что его, во-первых, удается свести к индивидуальным действиям субъектов, принимающих решения; во-вторых, если оно обосновано математически. В современной рыночной экономике микро- и макроэкономики очень тесно взаимосвязаны.
Заключение
В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.
Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического характера.
Основной рабочий инструмент предприятия — это его конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это ценовые или качественные характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.
Предпринимательский сектор национального хозяйства обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков, прежде всего по формам собственности, размерам, характеру деятельности и отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, а также по правовому статусу.
По правовому статусу различают следующие предприятия: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также индивидуальных предпринимателей.
Макроэкономика рассматривает функционирование экономики в целом, а так же крупномасштабные экономические проблемы. Макроэкономический подход направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом: национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций.
Общий уровень цен, темпы экономического роста и т.д. Основные субъекты рыночной экономики(производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности. Это означает, что мотивы поведения и действия экономических агентов интерпретируются таким образом, как будто все взаимосвязанные производители объединены в
Между экономическими субъектами через систему взаимосвязанных рынков. При макроэкономическом подходе расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики. В состав этих субъектов помимо производителей и потребителей входит государство, воздействие которого на экономику становится объектом изучения. Кроме того, в открытых моделях функционирования национальной экономики в состав субъектов макроэкономического анализа включаются совокупные производители и потребители. А также правительства других стран. При микроподходе воздействие внешнеэкономических факторов на функционирование фирмы или отраслевого рынка, как правило, не рассматривается.