Файл: Отличительные особенности этрусского искусства и его проявления в заимствованиях римлян.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние культуры этрусков на древнеримскую цивилизацию.

Римская культура ранней эпохи развивалась на местной, латинской основе, но подвергалась воздействию более культурных народов, в первую очередь греков, а затем этрусков.Римляне говорили на латинском языке, который обогащался за счет греческих и этрусских слов. Возможно. Уже в VIII в. до н. э. они пользовались письменностью. Об этом рассказывают античные авторы, но никаких письменных памятников этого времени не сохранилось. Древнейшая латинская надпись датируется концом VII. до н. э. Латинский алфавит сложился на основе греческого, но в передаче греческой письменной традиции участвовали этруски.В IV до н. э. были введены в Риме сценические игры по образу этрусков исполнявшиеся профессиональными артистами - гистрионами, а также демонстрации одноактных пьес, ателлан, изобретенных кампанцами и названных так по кампанскому городу Ателла.До сих пор ученые не раскрыли многих загадок этрусков. Неизвестно, откуда пришел этот народ в Италию, к какой расе он относился. Многие надписи на памятниках так и не удалось расшифровать, хотя этруски использовали греческий алфавит.Расцвет культуры этрусков пришелся на то время, когда в Греции царило эпоха архаики. Этрурия тогда была сильной морской державой, а ее жители - прекрасными мореплавателями и войнами. Римом первоначально управляли этрусские цари, хотя вскоре их оттеснили римляне. Но даже после того, как Этрурия была покорена Римом, а ее население смешалось с римским, этрусская культура еще долгое время имела большое значение.Представление об архитектуре этого государства дают главным образом некрополи, которые археологи обнаружили возле городов Этрурии - Вертулонии, Церы, Популонии, Вульчи и др. Города мертвых, состоящие из множества величественных гробниц, играли для этрусков не меньшую роль, чем для древних египтян. Большинство этрусских гробниц найдены в XIX столетии, причем не профессиональными археологами, а любителями и охотниками за сокровищами. Так, патер Реголини и генерал Галасси открыли одно из самых интересных захоронений в Цере. Гробница представляет собой сооружение из плит, вытесанных из туфа, в виде длинного коридора со сводом в форме пирамиды. К средней его присоединены две круглые камеры. Когда они зашли в гробницу, они увидели на ложе тело женщины в богатых одеждах. На сосудах, стоящих рядом, исследователи прочитали ее имя - Лартия. К сожалению, воздух, проникший вместе с ними в помещение, мгновенно превратил тело Лартии в прах.Гробницы этрусков имели круглую форму: в древности круг символизировал небо. Потолок гробницы представлял собой свод, образованный рядами нависающих друг над другом камней. Хотя такой ложный свод фактически не опирался на стены, он был достаточно крепким. Поэтому не совсем ясно, с какой целью во многих гробницах ставился столб в середине погребальной камеры. Возможно, он имел символическое значение, представляя собой так называемую космическую ось, соединяющую небесное пространство с земным и подземным.


Особенности искусства этрусков

Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. По соседству со своими городами этруски строили некрополи, причем, если «города живых» строились из дерева и глины и довольно быстро разрушались, то «города мертвых» возводились на века. Гробницы либо высекались в скалах, либо складывались из камня. Знаменитая гробница Флабеллиев в Популонии имет форму тумулуса -- это полусферическая насыпь, укрепленная круглым каменным цоколем с выступающим карнизом наверху. Погребения аналогичной формы находятся в Бандитачча -- знаменитом этрусском некрополе, принадлежавшем городу Цере. Вход в гробницы оформлен в виде прямоугольного проема со ступенчатой вершиной. Интерьер гробницы воспроизводит жилой дом. Иногда к покоям ведет длинный коридор -- дромос, постепенно углубляющийся в землю. От него отходят одна или несколько комнат, связанных между собой. В комнатах помещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. В Гробнице щитов и тронов (некрополь Бандитачча) кресла, ложа и скамейки высечены из камня. Над ними по стенам развешаны круглые щиты -- символы вечности. Плоский потолок гробницы также напоминает потолок жилого дома. В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия (фибула из гробницы Реголини-Галасси), чаши и блюда из серебра, бронзовые треножники и котлы (ситула из гробницы в Кьюзи). Непременным атрибутом всякой гробницы было зеркало. Знаменитые этрусские зеркала из бронзы с одной стороны были отполированы до блеска, с другой -- украшены великолепной гравировкой (Диоскуры с Еленой и Афродитой. Этрусское зеркало). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией -- гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Темой изображений становились мифологические сюжеты, в завуалированной форме рассказывающие о жизни покойного. Одно из самых знаменитых зеркал представляет прославленного прорицателя Калханта, занимающегося гаруспицией -- гаданием по печени жертвенной овцы. Держа печень в левой руке, бородатый и крылатый провидец внимательно всматривается в ее форму. По краю зеркала изображена ветвь цветущего плюща, за спиной Калханта стоит кувшин. Прекрасный точный рисунок принизан внутренней динамикой. В этрусских гробницах не находят тел усопших, хотя иногда там встречаются большие терракотовые саркофаги (Саркофаг супругов из Бандитачча). Восходившие еще к эпохе каноп, в III в. до н. э. они приобрели особую глубину и трогательность. В отличие от древнегреческих портретов, отражавших некие идеальные обобщенные образы, этрусские художники воплощают в своих произведениях индивидуальные, неповторимые черты. На поздних урнах иногда возлежат блестящие красавицы, но гораздо чаще -- тяжелые, оплывшие старики, взирающие на мир грустными бесцветными глазами. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.