Файл: Экономическая эффективность и пределы государственного вмешательства в рыночный процесс.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Появление взглядов и концепций всегда тесно связано с объективными условиями, потребностями и интересами живой экономической практики. Новые концепции опираются на труды и разработки предшественников. Они систематизируют и упорядочивают накопленное теоретическое богатства.
Макроэкономика как теория представляет собой особый раздел экономической науки[1].
Объектом изучения являются рыночный процесс в макроэкономике
в условиях государственного регулирования.
Предметом исследования в данном реферате является изучение экономической эффективности и пределы государственного вмешательства
в рыночный процесс.
Целью исследования является изучение закономерностей функционирования экономической системы как единого целого.
Исходя из цели реферата, автором были определены следующие задачи:
исследовать функционирование экономической системы в целом;
исследовать содержание реальных макроэкономических явлений
и процессов, связанных экономической эффективностью и пределами государственного вмешательства в рыночный процесс.
В настоящее время возрос интерес к направлению, изучающему поведение экономических объектов и приведшему к возникновению новой школы[2]. Отчасти это связано с попытками преодолеть ряда предпосылок: аксиомы полной рациональности, совершенной конкуренции, установления равновесия посредством ценового механизма.
1.1 Сущность и функции государственного регулирования экономики
Понятие «регулятор» (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать) обозначает в экономике все то, что направляет развитие национальной экономики[3]. Регуляторами могут выступать сам рынок (рыночное самоуправление) и государство (государственное регулирование). Механизм рыночного саморегулирования основан на регулирующей роли рыночных цен. Как показывает опыт, данный механизм не может постоянно поддерживать народно-хозяйственную пропорциональность (соразмерность производства и потребления, спроса и предложения и т.д.). Это может привести к экономическому кризису.
Поэтому рыночное саморегулирование в западных странах дополняется государственным регулированием экономики, которому
в эффективном функционировании современной экономики принадлежит большая роль, независимо от того, рыночная в стране экономика или командно-административная[4].
Как известно, в командной экономике государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. Как показала экономическая практика, она является эффективной системой хозяйствования только в экстремальных условиях, например, войны.
В рыночной экономике целью государства не является непосредственная организация производства товаров и распределения ресурсов.
Государство должно создавать условия для свободногофункционирования рыночного механизма, т.е. «невидимая рука» рынка должна дополняться «видимой рукой» государства. Такая тенденция
в основном обозначилась во второй половине ХХ в.[5]
В современных условиях расширяются масштабы деятельности государства в рыночной экономике. Оно вовлекается в рыночную экономику с целью поддержания социально-экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов
и подъемов в развитии экономики, эффективной деятельности всех предпринимателей и конкуренции среди них, ограничения монополизированного производства.
В целом государство активно участвует в формировании макро-
и микроэкономических процессов. Все это составляет суть государственного экономического регулирования (ГРЭ).
Оно направлено на эффективное функционирование национальной экономики. ГРЭ – это система мер законодательного, исполнительного
и контролирующего характера, осуществляемых государством в целях стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям. Все это находит выражение в разрабатываемой правительством государственной экономической политике (ГЭП).
Центральным вопросом ГЭП выступает стратегия, т.е. благополучие народа, и, следовательно, государство несет ответственность за ее реализацию. Непосредственно роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции.
Основными функциями государства в рыночной экономике являются: – создание эффективной конкуренции через создание равных условий для соперничества всех предпринимателей;
– обеспечение правовой базы для рыночной системы;
– ограничение монополизированного производства – антимонопольное регулирование;
– решение проблем окружающей среды и инфраструктуры;
– обеспечение развития фундаментальных наук;
– контроль уровней инфляции и безработицы;
– стимулирование экономического роста;
– эмиссия денег;
– проведение внешней политики;
– стабилизация экономических колебаний;
– перераспределение доходов и ресурсов;
– обеспечение социальной защиты и социальной гарантии;
– обеспечение экономической безопасности страны.
Рынок не обеспечивает социально справедливого регулирования экономических процессов и не гарантирует права на труд, образование, бесплатное здравоохранение, поэтому требуется вмешательство государства.
Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков
и других правительственных органов (в Австрии, Германии, Испании, Нидерландах, Франции), в Японии и в ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде
и Австралии. Наиболее важную роль играет ГРЭ в развивающихся странах, создающих независимую экономику[6]. Субъектами ГРЭ являются органы трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, а также ЦБ.
Объектами ГРЭ являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны: производство отдельных медикаментов, оружия, тяжелая промышленность, транспорт, почта, связь, информационная структура, занятость, экономический цикл, денежное обращение и т.д., которые не всегда являются рентабельными. Главной целью ГРЭ является социально-экономическая стабильность
и укрепление существующей экономики (строя) внутри страны и за рубежом. Свои регулирующие функции государство выполняет через определенные методы воздействия на экономику.
Мировой опыт выделяет прямые (административные) методы регулирования и косвенные (экономические): это квотирование, контроль
за ценами, доходами, расходами, лицензирование, госзаказы, установление тарифов, нормативов, стандартов, гарантированного минимального уровня заработной платы, пособия по безработице, трансфертные платежи. Существенное место занимают правовые меры (законы). Косвенные (экономические) методы регулирования проявляются в том, что государство непосредственно не влияет на принимаемые экономическими субъектами решения, а использует инструменты денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, амортизационной, валютной и внешней политики. Это формирование норм обязательных резервов банков, ставок межбанковского процента и налогов, операции на рынке ценных бумаг, ускоренная амортизация, программирование, прогнозирование, государственное предпринимательство в отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки (энергетика, транспорт, связь, тяжелая промышленность и т.д.) и др. В современных условиях можно выделить
и третий метод вмешательства государства в экономику – контрактную систему регулирования, в которой сочетаются прямые и косвенные методы регулирования экономики. Это система государственных заказов
и государственных закупок продуктов и услуг, государственное предпринимательство, индексация доходов и т.д. Разграничение между экономическими и административными методами государственного регулирования в определенной степени условно. Любые административные методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических методов. Однако разграничение государственных методов воздействия
на экономические и административные принципиально важно с точки зрения природы рынка. Институциональные методы – это сеть правовых, этических, психологических, организационных норм, обычаев, традиций, организация международных встреч по экономическим вопросам, торгово-промышленных палат, экономических советов и союзов и т.д. Системное (комплексное) использование методов государственного регулирования экономики для удовлетворения индивидуальных потребностей населения.
1.2 Государственное экономическое программирование
Высшей формой ГРЭ является государственное экономическое программирование или индикативное (рекомендательное) планирование, предусматривающее комплексное использование всех элементов ГРЭ.
В странах с рыночной экономикой используются как методы централизованного, так и индикативного планирования. По мере накопления опыта и изменения объективных условий наблюдается переход от одного
к другому. На основе индикативных планов определяются:
– глобальные элементы структурной программы государства;
– структура экспорта и импорта; – основные направления НТП
и науки;
– развитие рыночной и производственной инфраструктуры;
– основные направления реформирования социальных условий
и социальных структур;
– показатели уровня жизни и обеспечения населения;
– параметры институциональной политики государства.
Поэтому в случае экономических конфликтов и кризисных симптомов спада производства и роста безработицы доверие к этим планам и методам индикативного прогноза резко снижается, а экономика в этом случае вступает в полосу неопределенности и недоверия к сбалансированным индикаторам.
Несмотря на недостатки, индикативные планы позволяют разработать обоснованные цели, задачи и методы реализации государственной социально-экономической политики, организовать взаимодействие всех звеньев федеральной системы (центра и регионов). Индикативный план органично соединяет в едином концептуальном документе действующую экономическую политику, прогнозные расчеты государственных программ, систему регуляторов, объемы государственных инвестиций и возможности воздействия на динамику функционирования структур на микроуровне.
При благоприятной экономической конъюнктуре индикативный план выступает стимулирующим фактором экономического роста при прямом
и косвенном государственном регулировании.
Использование индикативного плана позволяет решать крупные социальные и экологические программы по миграции трудовых ресурсов, освоению территорий, охране водных, лесных и почвенных ресурсов национального государства и его регионов.
Объектами программирования являются отрасли, регионы, социальная сфера, НТП, занятость, темпы экономического роста, внешняя торговля и т.д.
Государственное экономическое программирование бывает краткосрочным (текущим), среднесрочным (перспективно-текущим)
и долгосрочным (перспективным).
В современных условиях большое развитие получает среднесрочное национальное программирование.
Оно характерно для Австрии, Германии, Индии, Испании, Кувейта, Латинской Америки, Скандинавских стран, Турции, Франции, Японии, Южной Кореи. В США отсутствует общенациональное программирование, но широко используются целевые и чрезвычайные программы.
Целевые программы – это жилищные, энергетические, научные, агропромышленные и другие программы. По продолжительности бывают среднесрочные и долгосрочные. Целевые программы являются организационной формой использования методов госрегулирования.
Их составлению предшествуют прогнозы. Экономическим прогнозированием занимается эконометрика.
Чрезвычайные программы разрабатываются для критических ситуаций – в условиях экономического кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции и т.д. Обычно они бывают краткосрочными. В разработке экономических программ должны участвовать все заинтересованные финансово-экономические органы и ведомства, ЦБ, союзы предпринимателей, профсоюзы и т.д.
Экономические программы являются эффективным средством решения хозяйственных задач на разных уровнях управления.
В экономической науке существуют две концепции о роли государства
в рыночной экономике: классическая и кейнсианская. Представители классической теории (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, неоклассики – Ф. Хайек, А. Маршалл) утверждают, что рыночная система без вмешательства государства способна обеспечить эффективное развитие экономики, что человечество не может сознательно управлять экономическими процессами лучше, чем свободный рынок[7]. Рынок автоматически регулирует равновесие спроса и предложения, доходы и расходы. Равенство сбережений
и инвестиций устанавливается через денежный рынок. Рынок сам исправляет дисбалансы в масштабе национальной экономики, и никакого вмешательства в экономику со стороны государства не потребуется. Австрийский экономист Ф. Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа» (laissez – faire), не вмешиваясь в экономические процессы. По кейнсианской теории экономика не может быть саморегулирующейся системой, обеспечивающей процветание общества.
Равновесие между спросом и предложением постоянно нарушается, возникают инфляция и безработица. Ввиду экономической нестабильности неокейнсианцы обосновали необходимость активной роли государства
в развитии экономики. Государство должно способствовать умеренному росту цен, доходов путем расширения границы рынка, увеличивая производство и сокращая безработицу. Государство должно вкладывать средства в экономику для ее стимулирования и его задачей является корректировка тех недостатков, которые присущи рыночному механизму. Идеи Дж. Кейнса получили широкое распространение и активно применялись на практике (президентами Ф. Рузвельтом и Дж. Кеннеди)[8]. Они помогли многим развитым странам во второй половине ХХ в. регулировать национальную экономику в целях предотвращения экономических кризисов.