Файл: Занятия гимнастикой и ее влияние на здоровье.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3)повышение общей культуры движений;

4)содействие вовлечению широких масс трудящихся в занятия массовыми формами физической культуры;

5)эстетическое воспитание занимающихся.

Крайне важен анализ состояния здоровья занимающихся, так как индивидуальный подход к ним в процессе занятий является решающим условием эффективности занятий.

Основные формы занятий производственной гимнастикой:

1. Вводная гимнастика.

2. Физкультурная пауза.

3. Физкультминутки.

4. Микропаузы.

Улучшение здоровья, физического развития рабочих и служащих, уменьшение заболеваемости и производственного травматизма – самый важный итог занятий производственной гимнастикой.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно поточным методом.

В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики объясняется ее доступностью, эффективностью, эмоциональностью.

Доступность ритмической гимнастики основана на использовании известных и несложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по комплексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п.

Эффективность ритмической гимнастики связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значительным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплекса, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимулируется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда название – «аэробика» (от греч. слова «аэро» - воздух и «биос» - жизнь). Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ставит ритмическую гимнастику в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий – очень важный фактор, объясняющий притягательность ритмической гимнастики.

Ритмическая гимнастика – музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный, лидирующий характер, определяет ритм и темп движений.


Лечебная гимнастика.

Лечебная гимнастика – разновидность прикладной гимнастики, лечебный метод применения физических упражнений для более быстрого и полноценного восстановления здоровья больного человека, его трудоспособности, а также развития физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации движений и др., необходимых в условиях общественно-трудовой деятельности.

Специально подобранные гимнастические упражнения (на основе диагноза врача) успешно применяются для восстановления двигательных функций после различных повреждений.

Лечебная гимнастика предупреждает заболевания, ускоряет выздоровление, сохраняет человеку здоровье, удлиняет его жизнь.

Наибольшее развитие лечебная гимнастика получила в годы Великой Отечественной войны. Опыт работы в госпиталях фронта и тыла страны показал, что лечение с включением в него лечебной гимнастики обеспечивало не только выздоровление, но и быстрое восстановление боеспособности раненых и больных солдат и офицеров Советской Армии.

В настоящее время продолжается дальнейшее изучение влияния упражнений, совершенствование средств и методики занятий лечебной гимнастикой, разрабатываются научно обоснованные методики применения упражнений при различных заболеваниях.

Средства лечебной гимнастики – строевые упражнения, разновидности передвижений и танцевальные шаги; ОРУ без предметов и с различными предметами (палки, гантели, скакалки, мячи и др.), упражнения на гимнастическом станке, скамейке, со скамейкой, на кольцах и прикладные упражнения (бег, прыжки, лазанье, перелезание).

Применяемые упражнения воздействуют почти на все функции организма. Положительной стороной гимнастических упражнений является их доступность для любого возраста, многообразие форм и видов упражнений, используемых в соответствии с возрастом, полом и возможностями занимающихся.[2и,218-229с]

Структурная таблица оздоровительной гимнастики.

Элементы структурной таблицы оздоровительной гимнастики

Варианты элементов структурной таблицы оздоровительной гимнастики

Принципы

В оздоровительной гимнастике используются общепедагогические принципы занятий оздоровительной направленности (принцип индивидуальности, сознательности, необходимости, постепенности, систематичности, цикличности, системности, комплексности воздействия, новизны и разнообразия, умеренности, стимулирование интереса), а также специфические принципы адаптивной и оздоровительной физической культуры (принцип повторно-прогрессирующего воздействия, стандартно-вариативного воздействия, повторно-уменьшающего воздействия, чередование объекта воздействия, согласование видов нагрузки, согласование координационной сложности воздействия и физической трудности, физического затруднения упражнения)

Методы

В оздоровительной гимнастике используются методы обучения (словесные методы, методы наглядного восприятия, практические методы обучения) и методы специальной направленности адаптивной и оздоровительной физической культуры (методы стандартно-повторного, стандартно-непрерывного, стандартно-интервального упражнения, методы переменно-непрерывного, переменно-интервального, метод повторно-интервального и повторно-прогрессирующего упражнения, методы совершенствования двигательных действий, круговой метод)

Средства

- аэробные;

- статические (изометрические);

- статодинамические (изотонические);

- дыхательные;

- релаксационные;

- растягивающие упражнения;

- корригирующие

Этапность

1.Этапы: а) подготовительный; б) основной; в) поддерживающий.

2.Каждый этап разделен на подэтапы:

а) подготовительный: - ознакомительный; - втягивающий; - восстановительный;

б) основной: - обще-подготовительный; - специально-подготовительный; - развивающий; - восстановительный; в) поддерживающий: - специально-подготовительный; - развивающий; - закрепляющий; - восстановительный.

3. Каждый подэтап состоит из 12-14 занятий продолжительностью 30-35 дней. В неделю проводится три занятия продолжительностью от 40 до 90 минут.

4. При трехразовых занятиях в неделю два из них должны проводиться с интервалом 48 часов и одно – через 72 часа.

5. Каждое занятие включало в себя: вводную часть – аэробную гимнастику (дополнительно: дыхательные упражнения); - основную часть – статическую и статодинамическую гимнастику (дополнительно: дыхательные и корригирующие упражнения); заключительную часть – релаксационные и растягивающие упражнения (дополнительно: дыхательные упражнения).

Дозирование

физической

нагрузки

1. Вводная часть занятия – 10-25 минут разминка, аэробные упражнения: от 10 до 30 упражнений по 1-2 серии по 20-60 секунд, порог комфортности (ЧСС – 110-150 уд/мин). Упражнения выполняются под музыкальное сопровождение из различных исходных положений: лежа на животе, спине, правом и левом боку, из коленно-локтевого положения, из упора лежа и других.

2. Основная часть занятия - упражнения общей и специальной направленности, продолжительностью 20-45 минут. Выполнялся комплекс упражнений статического и статодинамического характера: статические упражнения - от 6 до 18 упражнений по 1-4 серии, максимальное напряжение в пиковой фазе движения в течение 5-30 секунд; статодинамические упражнения - от 6 до 18 упражнений по 1-4 серии, 30-60 % от максимального напряжения, упражнения выполняется «до отказа», то есть невозможности продолжать из-за боли в мышцах или неспособности преодолеть сопротивление, этот момент должен наступать строго в диапазоне 40-70 секунд после начала упражнения. Отдых между сериями от 30 секунд до 3 минут заполнялся дыхательными и корригирующими упражнениями (между лопаток подкладывается ортопедический валик). Упражнения выполняются из различных исходных положений с использованием всевозможных отягощений (гантели весом от 0,5 до 15 кг, атлетические блины весом от 1,25 до 20 кг, резиновые эспандеры, утяжеленная гимнастическая палка весом от 2 до 10 кг и другой инвентарь), также использовались лавки разной конфигурации, шведская стенка, гимнастические коврики.

3. Заключительная часть занятия - релаксационные, растягивающие упражнения (пассивная гибкость) – от 6 до 18 упражнений по 1-2 серии, удержание позы от 15 секунд до 2 мин, в течение 10-20 мин.

Темп движений в аэробных упражнениях соответствовал темпу музыки (от 100 до 125 бит в минуту), в статодинамических упражнениях темп был одинаковый в фазе напряжения и расслабления (по два бита на каждую фазу). Статические и растягивающие упражнения выполнялись под музыкальное сопровождение (не более 100 бит в минуту) плавно с концентрацией внимание на движении.

Дыхание: а) в аэробных упражнениях дыхание непрерывное, через каждые 3-5 минут выполняется восстановительное дыхание; б) в статических упражнениях в фазе напряжения - вдох, потом сохраняя положение на задержке дыхания и в фазе расслабления - выдох, в статодинамических упражнениях дыхание непрерывное, в зависимости от утомляемости проводится мероприятия по восстановлению дыхания; в) в растягивающих упражнениях в фазе напряжения и расслабления выполняется выдох, выполняя упражнение, дыхание не задерживается.

Контроль

Инструктором-методистом проводился предварительный (тестирование исследуемых перед началом педагогического эксперимента), текущий (частота посещения занятий, правильность выполнения упражнений, нормирование физической нагрузки и контроль реакции организма после нее и другие данные) итоговый контроль (тестирование исследуемых после педагогического эксперимента).

В начале и в конце каждого этапа осуществлялся индивидуальный осмотр исследуемых врачом, контролировались показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления, состояние опорно-двигательного аппарата.