Файл: Воспитание детей в первобытном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для развития скоростно-силовых качеств у спортсменов используются упражнения с внешними отягощениями (гантеля, набивные мячи и т. п.) и упражнения с преодолением массы собственного тела. Скоростно-силовые упражнения выполняются в неравномерном ритме, где подготовительные движения до приложения основного усилия производятся несколько замедленно, а основное движение, связанное с приложением максимального усилия, - с предельной скоростью. Например, сгибание рук в упоре - медленно, а разгибание - быстро. Медленный замах при броске мяча сопровождается предельной скоростью метания и т. п. В большинстве упражнений скоростно-силового характера отягощением служит собственная масса тела и прыжков, отжимание, подтягивание и т. ,п., в них величина отягощения дозируется лишь изменением исходного положения, например отжимания в упоре лежа от опоры различной высоты, подтягивания на наклонной (под различным углом) гимнастической скамейке. Нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха.

Для успешного развития скоростно-силовых качеств величина отягощения должна составлять не менее 40-70% максимальных силовых возможностей, проявляемых в конкретном движении или двигательном действии. Поэтому в ряде случаев, чтобы добиться необходимой нагрузки, внешнее отягощение следует использовать не только в упражнениях для рук, но и для туловища. Например, в положении стоя - разгибание туловища, в положении лежа - сгибание и разгибание туловища.

При оценке уровня силовых возможностей спортсмена очень важно правильно выбрать движения (тесты), в которых будет измеряться сила, поскольку у прыгунов в высоту нужно измерить силу разгибателей ног, у борцов - силу сгибателей и разгибателей ног, рук, туловища, у гимнастов - силу приводящих мышц рук.

Так как силовые качества могут развиваться и совершенствоваться лишь при условии максимальных мышечных напряжений, то вся методика воспитания силы должна быть направлена на проявление этих напряжений. Методами воспитания силы являются:

- метод максимальных усилий - выполнение упражнений с околопредельными и предельными отягощениями;

-) метод повторных усилий - выполнение упражнений с непредельными отягощениями «до отказа»;

-) метод динамических усилий - выполнение упражнений с отягощениями разного веса, поднимаемыми с большой скоростью.

Довольно часто в тренировке спортсменов высокого класса применяется так называемый ударный метод (разновидность метода динамических усилий) воспитания динамической силы. Согласно этому методу, сопротивление задается не в виде внешнего отягощения, а в виде кинетической энергии, которую необходимо резко погасить (например, спрыгнуть с возвышения и, тут же оттолкнувшись, прыгнуть вверх или вперед).


Основной метод воспитания обшей выносливости - равномерный. Для этой цели с успехом применяют бег на местности. Разнообразие движений при беге по пересеченной местности и непрерывное их чередование, разнообразие ландшафта, воздух, богатый кислородом, мягкий грунт - все это создает благоприятные условия для тренировки общей выносливости. На первоначальном этапе занятий нагрузка увеличивается за счет постепенного увеличения длительности непрерывной работы (от нескольких минут до одного часа) при сохранении небольшой или средней скорости. Применение подобного метода позволяет: во-первых, выполнять сравнительно большой объем работы, что необходимо для полного развертывания функциональных возможностей организма и слаженности в деятельности систем, обеспечивающих потребление кислорода в процессе самой работы; во-вторых, следить за ритмичным глубоким дыханием, что нужно для улучшения восстановительных процессов в организме и согласования ритма дыхания с ритмом выполняемых упражнений. Кроме того, преодоление дистанций, иногда значительно превышающих соревновательную, создает у занимающихся важное для них чувство уверенности в своих силах. Дальнейшее развитие общей выносливости достигается благодаря постепенному переходу к работе большей интенсивности, общая длительность которой, как правило, не должна превышать 30 мин.

Методика совершенствования двигательных способностей в большом цикле подготовки спортсменов

Общая характеристика цикличности тренировок

Цикличность как универсальное свойство всех постоянно воспроизводимых процессов жизнедеятельности проявляется, естественно, и в спорте, причем в особенно четко выраженной форме. Циклическому построению в спортивной практике соответствует система соревнований и процесс подготовки спортсменов. Циклическое воспроизведение системы спортивных соревнований соответствует закономерностям обеспечения оптимальной подготовленности к основным из них.


Принцип цикличности тренировочного процесса является одним из основных принципов спортивной подготовки и проявляется в систематическом повторении относительно законченных структурных компонентов тренировочного процесса (упражнений, занятий, фаз, периодов, стадий в рамках определенных циклов) чередующихся как бы в порядке кругооборота. Циклы тренировки - наиболее общие формы структурной организации тренировочного процесса спортсменов.

Построение подготовки на основе различных циклов дает возможность систематизировать задачи, методы и средства процесса подготовки и реализовать другие принципы спортивной тренировки. Рациональное построение циклов тренировки имеет особое значение в настоящее время, когда одним из важнейших резервов совершенствования системы тренировки является оптимизация тренировочного процесса при относительной стабилизации количественных параметров тренировочной работы, достигших уже околопредельных величин.

Таким образом, циклы являются универсальной формой упорядочения тренировочного процесса, причем в спортивной практике их структура зависит от закономерностей развертывания полноценной подготовки к спортивным соревнованиям и регулярного выступления в них. Уяснить основы такой циклической структуры - значит понять общий порядок построения спортивной тренировки. Именно на это нацеливает принцип цикличности в организации спортивно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Спортивно-подготовительные циклы обоюдно и множественно-обусловлено связаны друг с другом. Последовательное и повторяющееся воспроизведение принятой системы соревнований в годичных, четырехлетних или других циклах происходит не случайно. Главная причина - необходимость предоставлять конкурентоспособным спортсменам одинаковые временные возможности для достижения соревновательных побед. Это диктуется специфической функцией спортивных соревнований - ранжирование спортсменов по уровню их спортивных результатов. Циклическое, то есть происходящее в порядке кругооборота, воспроизведение системы соревнований позволяет выявлять лидеров соревнований и выстраивать по уровню результатов следующих за ним спортсменов, достигнутых за соизмеримое время.

Календарь соревнований определяет сроки подготовки к соревнованиям и лимитирует границы циклов и периодов тренировочного процесса. В построении процесса подготовки спортсмена следует синхронизировать, то есть согласовывать во времени, циклы системы соревнований и циклы спортивной подготовки.


Построение тренировки совершенствования двигательных способностей в больших циклах. Этапы цикла.

Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного (в отдельных случаях 3—4 месяца), годичного, многолетнего (например, четырехгодичного), связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов.

Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам народов России, проводящимся один раз в 4 года.

В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла (одноцикловое), на основе двух макроциклов (двухцикловое) и трех макроциклов (трехцикловое). В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный . При двух- и трехцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» и «строенного» циклов. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым и третьим макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего.

Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента (общего и специального) подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период (период временной утраты спортивной формы) направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу.

Подготовительный период (период фундаментальной подготовки) подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный (или базовый) этап; 2) специально подготовительный этап.


Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель (в отдельных видах спорта встречаются вариации от 5 до 10 недель).

Этап состоит из двух мезоциклов. Первый мезоцикл (длительность 2—3 микроцикла) — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл (длительность 3—6 недельных микроциклов) — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами.

Специально подготовительный этап . На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла.

Соревновательный период (период основных соревнований). Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений.

Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям.

Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту.

Этап ранних стартов , или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование.