Файл: Административная ответственность за правонарушения в информационной сфере.pdf
Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 10
Введение
В целом все административные правонарушения условно можно подразделить на несколько групп (по объектному составу).
Наиболее обширную группу составляют составы правонарушений в области связи. К ним относятся: самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст.13.1 КоАП РФ); самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования (ст.13.2 КоАП РФ); нарушение правил охраны линий или сооружений связи (ст.13.5 КоАП РФ); использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи (ст.13.6 КоАП РФ); несоблюдение установленных правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства и эксплуатации сетей и сооружений связи (ст.13.7 КоАП РФ); самовольные строительство или эксплуатация сооружений связи (ст.13.9 КоАП РФ).
К данной группе относятся также составы правонарушения, предусмотренные статьей 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и(или) высокочастотных устройств» и статьей 13.4 «Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и(или) высокочастотных устройств»
Следующую группу образуют правонарушения, посягающие на установленный законом порядок сбора, хранения, использования, распространения или защиты информации ограниченного доступа. К этой же группе относятся правонарушения, связанные с незаконной деятельностью в области защиты информации (ст.13.13 КоАП РФ) и разглашением информации с ограниченным доступом (ст.13.14 КоАП РФ).
Третья группа комментируемых составов административных правонарушений — это противозаконные деяния в области свободы массовой информации. К ним относятся: злоупотребление свободой массовой информации (ст.13.15 КоАП РФ); воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст.13.16 КоАП РФ); нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст.13.17 КоАП РФ); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст.13.18 КоАП РФ).
Кроме отмеченных, есть еще четыре самостоятельных состава правонарушения, которые отнести к какой-либо из указанных выше групп не представляется возможным. Вместе с тем, учитывая объекты этих правонарушений (общественные отношения в области связи, предоставления и использования информации), они совершенно оправданно включены в рассматриваемую главу. Такими правонарушениями являются: нарушение порядка предоставления статистической информации (ст.13.19 КоАП РФ); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст.13.20 КоАП РФ); нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров (ст.13.23 КоАП РФ); повреждение телефонов-автоматов (ст.13.24 КоАП РФ).
Объекты административных правонарушений
Родовым объектом рассматриваемых административных правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу установленного порядка работ в области связи и информации.
Непосредственным объектом ряда правонарушений комментируемой главы выступает установленный законом порядок создания, приобретения, установки, использования, распространения технических средств и сооружений связи (ст.13.1—13.9 КоАП РФ), а также общественные отношения в сфере связи, которая функционирует как взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти (управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской Федерации.
Еще одним непосредственным объектом ряда правонарушений выступает установленный порядок сбора, хранения, использования, распространения информации (в том числе персональных данных), защиты информации (ст.13.11—13.14 КоАП РФ).
Предмет административных правонарушений
Предметами административных правонарушений выступают охраняемые законом средства обеспечения нормального функционирования деятельности в области связи или средств массовой информации. Ими могут быть, в частности: линии и сооружения связи; радиоэлектронные и высокочастотные устройства; продукция средств массовой информации; знаки почтовой оплаты, почтовые штемпели и др.
С объективной стороны рассматриваемые правонарушения предполагают совершение как активных действий (самовольное подключение, строительство, незаконный сбор, хранение, распространение, использование и т.д.), так и бездействие (несоблюдение установленных правил, непредставление информации). Большинство составов административных правонарушений в области связи и информации носят формальный характер. Причинение материального ущерба не является обязательным их признаком.
С субъективной стороны правонарушения в области связи информации совершаются с прямым умыслом либо по неосторожности. Виновное лицо может осознавать противоправный характер своих действий или бездействия, предвидеть их вредные последствия и желать их наступления либо относиться к ним безразлично (например, при воспрепятствовании уверенному приему радио- и телепрограмм).
Некоторые правонарушения подразумевают корыстную цель — извлечение материальной (денежной или иной) выгоды (изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных государственных знаков почтовой оплаты).
Ряд правонарушений совершается по неосторожности, когда лицо предвидело наступление вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Примером в данном случае может служить статья 13.12 КоАП РФ «Нарушение правил защиты информации».
Субъектом административных правонарушений в области связи и информации выступают, как правило, граждане, должностные лица и юридические лица.
Есть составы со специальным субъектом правонарушения — должностное или юридическое лицо (например, несоблюдение должностными лицами требований нормативных документов об обеспечении бесперебойной работы линий передачи, трактов и каналов, предоставленных для нужд управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка — ч.4 ст.13.5 КоАП РФ).
За совершение административных правонарушений в области связи, информации предусмотрены санкции в виде административного штрафа.
Кроме того, практически каждой статьей главы 13 Кодекса предусмотрена конфискация средств, явившихся предметом правонарушения. В качестве меры административного наказания в ряде случаев Кодексом предусматривается предупреждение (например, ст.13.4, 13.5, 13.8, 13.17, 13.20 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях в области связи и информации рассматривают: судьи; органы внутренних дел (милиция); органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией; органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны; органы, осуществляю осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации; органы государственного статистического учета.
Понятие административной ответственности
Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).
Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.
Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются:
во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности;
во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;
в-третьих, предупреждение административных правонарушений.
Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.
Применение административной ответственности
Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения.
Установление административной ответственности — издание предусматривающих ее законов.
Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.
Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.
Применение административной ответственности — это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).
Принципы административной ответственности
В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственности: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).
Структура административной ответственности
Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:
— основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное);
— правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;
— субъекты административной ответственности;
— санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.
В КоАП РФ есть множество статей, предусматривающих административную ответственность за информационные правонарушения в областях общественных отношений, тесно связанных с информационной сферой. В них специальный объект (информационные общественные отношения) соотносится с другим родовым объектом. Например, общественные отношения в области:
- общественного порядка (ст. 20.23 КоАП РФ — нарушения правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации);
- здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (ст. 6.17 КоАП РФ — нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию);
- охраны окружающей среды и природопользования (ст. 8.5 КоАП РФ — сокрытие или искажение экологической информации);
- финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (ст. 15.21 КоАП РФ — неправомерное использование инсайдерской информации, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния; ст. 15.22 КоАП РФ — нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг; ст. 5.53 КоАП РФ — незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю);