Файл: Формирование учебной мотивации, ее виды (Понятие и сущность «учебной мотивации»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 405

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.

Мотивация является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики. Она является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и, вследствие этого, представляет исключительный интерес для педагога.

Для каждого преподавателя важно, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится встречаться с несформированностью у учащихся потребности в знаниях, с отрицательным отношением к учебной деятельности. В этой ситуации процесс учения нельзя назвать успешным.

В современной жизни роль обучения стала одной из важнейших, а дети, зачастую, не желают учиться, не заинтересованы в этом. Достижения школьников зависят не только от их умственных способностей, но и от вида мотивации в учёбе. Во время огромного выбора источников информации, становится очень сложно мотивировать школьника к обучению, систематической работе, к поиску новых знаний. Но за объективно одинаковыми действиями школьников могут скрываться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными. Поэтому перед преподавателями стоят задачи по ее изучению, формированию и развитию у учащихся.

Цель данной работы заключается в изучении путей формирования учебной мотивации.

Задачи:

  • выявить сущность «учебной мотивации»;
  • рассмотреть классификацию мотивов учения;
  • изучить особенности формирования учебной мотивации.

Понятие и сущность «учебной мотивации»

Впервые понятие «мотивация», как основной побудитель к деятельности, употребил в научной работе А. Шопенгауэр. Отдельные психологи предлагали другие трактовки. К. Платонов под мотивацией понимал совокупность мотивов, а В. Вилюнас — систему процессов, побуждающих к деятельности. Советские психологи А. Леонтьев, С. Рубинштейн определяли мотив как потребность, обличенную в форму.


Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». По всей видимости, это связано с терминологической неясностью, которая существует в общей психологии.

По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельностиэто побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотивэто направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней». Т.е. учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения. Также под мотивацией учения школьников подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Всеми исследователями признается положение о том, что мотивационная сфера является ядром личности. В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения, их содержательные и динамические характеристики. Содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности (к ним относятся: осознанность, наличие личностного смысла учения для ученика, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность и т.п.). Он подразумевает наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске, быстроте возникновения.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических факторов:

  • самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
  • организацией образовательного процесса;
  • субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
  • субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
  • спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в учебное заведение, то он должен делать все то, что рекомендует, требует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д.
Нередко, что в первый же день пребывания в учебном заведение ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать и т.д. В таких случаях у учеников учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись, вставать и идти в учебное заведение. Он знает, что учительница снова скажет, что он несообразительный и поставит двойку. Отношение к нему передалось учащимся группы, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом, ученик знает, что ничего хорошего его в учебном заведении не ждет. Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы. Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Классификация мотивов учения

Любая деятельность человека является мотивированной, т. е. любую деятельность направляют какие-либо мотивы, у любой деятельности есть мотивация. Мотивация учения, интерес к учебному труду, познавательной деятельности, школьному предмету занимают ведущие места среди факторов, определяющих продуктивность дидактического процесса. Мотивы учения - главные движущие силы дидактического процесса.


Существуют разные подходы к классификации мотивов учебной деятельности школьников. Согласно классификации Божович Л.И., все мотивы могут быть разделены на две большие группы:

  • мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью:
  1. мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т. п.;
  2. мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т. е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
  • Мотивы, которые лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения:
  1. широкие социальные мотивы:
  2. мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т. п.;
  3. мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
  4. узко личные мотивы:
  5. стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия);
  6. желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
  7. отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

Следующей рассмотрим классификация мотивов по Т.­А. ­Ильиной:

  • Мотивы, непосредственно побуждающие:
  1. зависят от личности и деятельности учителя, отобранного материала, методов;
  2. опираются на непроизвольное внимание, основаны на положительных эмоциях.
  • Мотивы, перспективно побуждающие:
  1. связаны с предметной целеустремлённостью самого ученика, нацеленностью его деятельности на будущее;
  2. это интерес к предмету, к определенной деятельности, к которой есть склонность; желание заслужить одобрение товарищей;
  3. мотивы часто могут быть связаны с отрицательными эмоциями – страх перед учителем, родителями;
  4. опираются на произвольное внимание, связанное с сознательно поставленной целью.
  • Мотивы интеллектуального побуждения:
  1. интерес к процессу умственной деятельности;
  2. стремление найти самостоятельный ответ на вопрос, чувство удовлетворения от успешного решения, чувство удовлетворения от самого процесса мыслительной работы;
  3. пробуждение и поддержание подобных интересов зависит от учителя, т.е. необходимо обучение учащихся приёмам умственной деятельности, овладения общеучебными умениями.

Это разделение очень условное, мотивы переплетаются друг с другом, переходят один в другой, объединяются. Кроме того, соотношение мотивов меняется в зависимости от возраста. Так, в младших классах – преобладают непосредственно побуждающие мотивы; в старших – перспективно-побуждающие и социальные.

Собственно, учебную мотивацию достаточно чаще подразделяют на внутреннюю (познавательную) и внешнюю (социальную, мотивацию достижения в учебной деятельности).

Внутренняя учебная мотивация связана с интересом непосредственно к учебной деятельности, ее содержанию и процессу. В этом плане во внутренней мотивации выделяют содержательную и процессуальную мотивацию.

В свою очередь, в рамках «содержательной» мотивации выделяют такие ее формы, как любопытство, любознательность, а также собственно познавательный интерес, для которого характерны глубина, дифференцированность, устойчивость и неизменно положительные эмоции в процессе его удовлетворения.

Основой внутренних мотивов является познавательная потребность.

Внешняя учебная мотивация связана с ориентацией на достижения, социальное признание и т.п. – через учебную деятельность. В этом случае интерес к учебной деятельности несколько утилитарен. Среди внешних учебных мотивов выделяются мотивы долга, ответственности, патриотизма, мотивы вознаграждения, соревновательные мотивы и т.д.

В основе внешних, социальных мотивов учебной деятельности – социогенные потребности.


Особенности формирования учебной мотивации

Учебная мотивация, как и любая другая, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность, как и всякая иная, побуждается иерархией мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо внешние, связанные с потребностью ученика занять определенное место в системе общественных отношений (успешно окончить школу, заслужить положительное отношение окружающих к себе, получить какую-либо награду). С возрастом происходят развитие и взаимодействие имеющихся у учащегося потребностей и мотивов, что ведет к изменениям в их иерархии. Становление учебной мотивации есть не просто усиление положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за этим явлением усложнение структуры мотивационной сферы: появление новых, более зрелых побуждений, возникновение иных, иногда противоречивых, отношений между ними. Соответственно, при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий мотив, но и учесть всю структуру мотивационной сферы личности.