Файл: Социальное партнерство в сфере труда, его уровни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Трудовые отношения являются одной из важнейшей частью жизни человечества. Регулирование трудовых отношений осуществляется государством посредством принятия соответствующих нормативных актов, реализации в них демократических принципов, охране прав и свобод субъектов трудовых отношений. Одним из институтов трудовых отношений является социальное партнерство в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда является очень важной частью отношений между работодателем и работником. Поскольку каждый человек на разных этапах своей жизни может занимать как позицию работника, так и позицию работодателя, то вопрос социального партнерства является очень важным для каждого из нас.

Социальное партнерство – сложный социологический феномен. Оно, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой – идеологию такого сотрудничества.

Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда. На это указывают специалисты различных областей знания.

Какие отношения между работниками и работодателями надо отнести к социально-партнерским? Очевидно, только те, в которых работники выступают как коллектив, обладающий общими интересами.[1] Буквальное прочтение ст. 23 ТК приводит к выводу о том, что они должны быть связаны с регулированием отношений, входящих в состав предмета трудового права. Однако это существенно сужает представление о социальном партнерстве, которое можно сформулировать на основе анализа его форм .

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие – с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства.

Субъектами социального партнерства в сфере труда выступают:

  1. работники;
  2. работодатели;
  3. представители работников;
  4. представители работодателей;
  5. органы государственной (исполнительной) власти;
  6. органы местного самоуправления.

Принципы социального партнерства

– это основные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли.


Основными принципами социального партнерства являются[2]:

  1. равноправие сторон;
  2. уважение и учет интересов сторон;
  3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  6. полномочность представителей сторон;
  7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Принцип равноправия сторон[3] обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.

Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия на:

  1. общеправовые, т.е. свойственные всем отраслям права, в том числе и трудовому,
  2. законности;
  3. демократизма;
  4. равноправия;
  5. гуманности;
  6. отраслевые, т.е. отражающие специфику норм данной отрасли права;
  7. внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права, принципы:
  8. разрешения трудовых споров;
  9. обеспечения занятости населения.

Формы социального партнерства – это способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых отношений.

Формы социального партнерства

  1. коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  2. взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
  3. участия работников, их представителей в управлении организацией;
  4. участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Основной и наиболее распространенной формой социального партнерства выступает проведение коллективных переговоров, результатом которых является заключение коллективных договоров и соглашений.

Не менее значимо проведение консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе обеспечения гарантий трудовых прав работников. Консультации могут проводиться как в процессе реализации обязательств социального партнерства, так и вне процедуры осуществления контроля за выполнением коллективного договора, соглашений. В частности, проведение взаимных консультаций возможно в процессе учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, и при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в случаях, предусмотренных законом. Консультации проводятся как путем прямого взаимодействия сторон социального партнерства, так и в процессе деятельности специальных формализованных органов социального партнерства. Основания и порядок проведения консультаций определяются сторонами социального партнерства самостоятельно. [4]

Уровни социального партнёрства

Социальное партнерство может осуществляться на пяти уровнях:

  • На федеральном уровне взаимодействие сторон осуществляется на трехсторонней основе (деятельность Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение генерального соглашения).
  • На региональном уровне стороны взаимодействуют также на трехсторонней основе (деятельность Региональной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, заключение регионального соглашения).
  • Взаимоотношения сторон на отраслевом или межотраслевом уровнях носят двусторонний характер и материализуются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли либо отраслях. Социальное партнерство на уровне отрасли может охватывать как всю территорию РФ, так и территорию субъекта федерации или муниципального образования.
  • На территориальном уровне или уровне муниципальных образований взаимоотношения сторон обычно складываются как отношения трехсторонние (заключение территориального соглашения, регулирующего отношения в сфере труда на уровне муниципального образования).
  • На уровне конкретной организации отношения сторон носят двусторонний характер (заключение коллективного договора, устанавливающего конкретные обязательства в сфере труда, действие которых ограничено рамками соответствующей организации).
  • Изучая сущность социального партнерства мы приходим к выводу, что оно является особым типом социально-трудовых отношений, характеризующих экономические, психологические и правовые аспекты взаимосвязей индивидуумов и социальных групп в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.