Файл: Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовки студентов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие "физическое совершенство" обобщает представление об оптимальной мере гармонического физического развития и всесторонней физической подготовленности человека.

Профессионально-прикладная физическая культура создает предпосылки для успешного овладения той или иной профессии. Содержание и состав средств ППФК определяется особенностями трудового процесса.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура. Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура.

Фоновые виды физической культуры. К ним относят гигиеническую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и реактивную физическую культуру, средства которой используются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

В качестве физической культуры используются:

- физические упражнения;

- естественные силы природы (солнце, воздух, вода);

- гигиенические факторы (личная гигиена, распорядок дня, режим питания и т.д.)

5 Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

6 Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования физической культуры с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.

Одной из важнейших задач высшего образования в России в настоящее время является – единство фундаментальной профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов. Гуманитарные науки являются средством получения ценных мировоззренческих знаний, способствуют развитию интеллекта и эрудиции, формируют культуру личности.

Вклад физической культуры в высшее образование должен состоять в обеспечении студентов всеми аспектами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, а также в овладении всеми арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности. С помощью знаний, полученных по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой природе, более полно понимать возможности современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне выполнения профессиональных функций.


Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Для достижения поставленной цели предусматриваются решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

· понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

· знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

· формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

· овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в области физической культуры;

· обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

· приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Учебный материал дисциплины "Физическая культура" включает в себя следующие разделы программы:

o теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре;

o практический, содействующий приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей личности;

o контрольный, определяющий дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.

На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в учебных планах вузов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования предусмотрено выделение 408 часов на дисциплину "Физическая культура" в обязательное в курсе на весь период обучения с проведением итоговой аттестации.

Распределение обязательных учебных часов по курсам выглядит следующим образом: 1 – 2 курс – 2 раза в неделю по 2 часа. 3 – 3 курс – 2 раз в неделю по 2 часа.

Обязательная итоговая аттестация по физической культуре провозиться в конце8 семестра, в форме устного опроса по теоретическому и методическому разделам программы. Студент, завершивший обучение по дисциплине "Физическая культура", должен обнаружить:


- понимание роли физической культуры в развитии человека и подготовки специалиста;

- знание основ физической культуры и здорового образа жизни;

- мотивационно-ценностное отношение и самоопределение в физической культуре с установкой на здоровый образ жизни, физическое совершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Условием допуска к итоговой аттестации является выполнение обязательных тестов по общефизической и профессионально-прикладной физической подготовке (не ниже "удовлетворительно"), предусмотренных в течение последнего семестра обучения.

Таблица 1.1 Обязательные тесты физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест на скорость, силу и выносливость

Оценка в очках

5

4

3

2

1

Мужчины

Бег 100 м (с)

13,2

13,6

14,0

14,3

14,6

Подтягивание на перекладине (число раз)

15

12

9

7

5

Бег 3000 м (мин, с)

12.00

12.35

13.10

13.50

14.30

Женщины

Бег 100 м (с)

15,7

16,0

17,0

17,9

18,7

Поднимание туловища из положения "лежа на спине", руки за головой, ноги закреплены (число раз)

60

50

50

30

30

Бег 2000 м (мин, с)

10.15

10.50

11.15

11.50

12.10

Таблица 1.2 контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов основного и спортивного учебных отделений

Тест

Оценка в очках

5

4

3

2

1

Мужчины

Бег 5000 м (мин, с)

21.30

22.30

23.30

24.50

25.40

Бег н лыжах 5 км (мин, с)

23.50

25.00

26.25

27.45

28.30

или 10 км (мин, с)

50.00

52.00

55.00

58.00

б/врем.

Плавание 50 м (с)

40,0

44,0

48,0

57,0

б/врем

или 100 м (мин, с)

1.40

1.50

2.00

2.15

2.30

Прыжки в длину с места (см)

250

240

230

222

215

Прыжки в длину с разбега (см)

480

460

434

410

390

или высоту (см)

145

140

135

130

125

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (число раз)

15

12

9

7

5

Переворот силой в упор на перекладине (число раз)

8

5

3

2

1

Поднимание на висе ног до касания перекладины (число раз)

10

7

5

3

2

Женщины

Бег 3000 м (мин, с)

19.0

20.15

21.0

22.0

22.30

Бег на лыжах 3 км (мин, с)

18.00

18.30

19.30

20.00

21.00

или 5 км (мин, с)

31.00

32.30

34.15

36.40

б/врем.

Плавание 50 м (мин, с)

0.54

1.03

1.14

1.24

б/врем.

или 100 м (мин, с)

2.15

2.40

3.05

3.35

4.10

Прыжки в длину с места (см)

190

180

168

160

150

Прыжки в длину с разбега или в высоту (см)

365

350

325

300

280

Подтягивание в висе лежа (перекладина на высоте 90 см) (число раз)

20

16

10

6

4

Приседание на одной ноге с опорой рукой о стенку (число раз)

12

10

8

6

4


Для проведения практических занятий студенты распределяются в учебные отделения: основное, специальное, спортивное.

Распределение проводится в начале учебного года после медицинского обследования с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, физической и спортивной подготовленности, интересов. Студенты, не прошедшие медицинское обследование, к практическим занятиям не допускаются.

В основное отделение зачисляются те, кто отнесен в основную и подготовительную медицинские группы. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к специальной медицинской группе, с учетом уровня их функционального состояния, пола.

В спортивное отделение, состоящее из учебных групп по видам спорта (системам физических упражнений), зачисляют студентов основной медицинской группы, показавших хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и проявивших желание углубленно заниматься одним из видом спорта, организованном в вузе.

Студенты, освобожденные от практических занятий по состоянию здоровья, зачисляются в специальное учебное отделение для освоения доступных разделов программы.

Перевести студента из одного учебного отделения в другое можно по его желанию только после успешного окончания семестра или учебного года.

При проведении зачетов студенты, освобожденные на длительный период от практических занятий, выполняют письменную тематическую контрольную работу, связанную с характером их заболеваний, и сдают зачет по теоретическому разделу программы.

Заключение

Итак, культура здоровья студента - это, по сути - система знаний и деятельности, обеспечивающая самореализацию личности на основе тренировки врожденных качеств и разумных самоограничений в духовной, потребностно-эмоциональной и поведенческой сферах. Развернутая характеристика стратегии, принципов, методов и механизмов постижения этого основополагающего пласта жизнедеятельности дает возможность студенту сформировать индивидуальную культуру здоровья.

В основе учебно-воспитательного процесса высшей школы лежит комплексный, системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки специалистов, в которых органически сливаются формирование мировоззрения, общественно-политическое, трудовое, нравственное, физическое, эстетическое и другие виды воспитания.

Физическая культура в вузе является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Как учебная дисциплина, обязательная для всех специальностей, она является одним из средств формирования всесторонне развитой личности, фактором укрепления здоровья, оптимизации физического и психофизиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки. Для того чтобы сознательно прийти к выводу и значимости физической культуры и спорта, человек должен понять ее роль в своей жизни. И очень хорошо, если он поймет это не совсем поздно, для того, чтобы начать вести здоровый образ жизни.