Файл: Теория принятия решений (исследование операций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Теория принятия решений (исследование операций) — научная дисциплина, изучающая социальные, психологичес­кие, логические, информационные и математические стороны принятия решений. В центре внимания этой теории две основ­ные проблемы: обоснование выбора решения и механизм его осуществления. Все принимаемые решения можно разбить на индивидуальные и коллективные.При этом нельзя говорить о преобладании тех или иных. В различных областях права возможны разные формы принятия решений. В правотворческой деятельности процесс выработки, принятия и осуществления решения имеет преимущественно коллективный характер. В теории принятия решений различают:управленческие решения (решения, принимаемые в про­цессе управленческой деятельности) государственные решения (решения, принимаемые на уровне государственной политики в целом) политические решения (решения, принимаемые полити­ческими органами государства) оптимальные решения — наилучшие по некоторому кри­терию.

Теория принятия решений нередко трактуется как комп­лекс математических дисциплин, в которых исследуются фор­мализованные задачи. Основные разделы теории — математи­ческое моделирование, теория группового решения, теория игр.Теория принятия решений применяется в задачах планирования, уп­равления и проектирования.

Математическое программирование изучает методы на­хождения экстремумов (максимумов или минимумов) функций многих переменных при наличии ограничений на эти пе­ременные.*

* Обычно ограничения формулируются в виде равенств или неравенств.

Теория группового выбора изучает концепции и механиз­мы "справедливого" (согласованного) объединения индивидуаль­ных решений в единое коллективное (групповое) решение — выбор простым квалифицированным большинством, односту­пенчатое, многоступенчатое голосование и т.д.

При определенных предпосылках принятие решения мо­жет опираться и на теорию игр, которая занимается математи­ческими моделями принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Под конфликтом понимается столкновение проти­воположных интересов, взглядов, позиций лиц и системы.

Создателями теории игр являются американский математик и киберне­тик Дж. фон Нейман и экономист О. Моргенштерн.

Теория принятия решений имеет важные математичес­кие аспекты. Для уточнения понятия "выбор решения" целе­сообразно использовать математические понятия, прежде все­го — множества и подмножества. Принятие правотворческого решения — это практическая процедура нахождения из мно­жества возможных вариантов решений такого, который пред­ставляется оптимальным.


Конечным результатом правотворческого процесса является принятие конкретного нормативного правового акта (НПА) — федерального конституционного закона, федерального закона, постановления Правительства, указа Президента РФ и др.

Правотворческие решения делятся на общие и частные. Общими являются решения о принятии (отклонении, измене­нии) данного нормативного акта. Частные решения касаются отдельных вопросов законодательной процедуры (например, принятие закона в первом чтении).

В структуре процесса принятия решения важное место занимает информационная компонента, ибо принятие реше­ний с полным основанием можно рассматривать как процесс целенаправленного преобразования исходной информации. Обеспечение принятия решений полной и надежной информа­цией в нужное время — центральная и наиболее сложная про­блема организации управления.

В процессе принятия правотворческого решения первич­ная юридическая, экономическая, политическая, социальная и иная необходимая для подготовки нормативного правового акта информация преобразуется в правовую — в нормы и ин­ституты права. Процесс преобразования эмпирической инфор­мации дискретен (прерывен). Его дискретными тактами являются определенные периоды обработки первичной информа­ции, сопряженные со стадиями законотворческого процесса.

Информационный поток непрерывен. Он продолжается на всех стадиях законодательного процесса. Сама законодатель­ная инициатива есть сигнал о необходимости начала работы по созданию соответствующего законопроекта.

Термин "принятие решений" используется и в новейших законодательных актах. Так, он фигурирует в Регламенте Го­сударственной Думы (гл. 14, 15). Глава 10 Регламента называ­ется "Порядок голосования и принятия решений". Согласно ст. 134 федеральный закон, отклоненный Президентом Россий­ской Федерации, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента Россий­ской Федерации отклонить федеральный закон. По итогам рас­смотрения ответственный комитет вносит проект постановле­ния Государственной Думы, в котором может рекомендовать один из следующих вариантов решения: а) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации;

б) согласиться с мотивами решения Президента Россий­ской Федерации и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

в) принять федеральный закон с учетом предложений Президента Российской Федерации;


г) создать специальную комиссию для преодоления воз­никших разногласий и предложить Президенту Российской Федерации и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;

д) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.

Принятие решения Советом Федерации регламентирует­ся главой 7 Регламента Совета "Порядок голосования и приня­тия решения". Статья 71 выделяет виды голосования: количе­ственные, рейтинговые, альтернативные и дает определение каждого из них.

Голосование осуществляется с использованием или без ис­пользования электронной системы, бюллетенями и путем оп­роса.*

* Другие главы Регламента также посвящены процедурам принятия ре­шений. Термин "принятие решения" применяется также в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 7 и 10) и др.

Наряду с понятием правотворческого решения в теории права используется и понятие "правоприменительное реше­ние". Это могут быть судебные решения по конкретным уго­ловным, гражданским или арбитражным делам.

Решение является главным элементом всякой правоприменительной деятельности. Их осуществлению подчиняется вся деятельность государственных органов. В сфере компетенции исполнительной власти различают постановления и распоря­жения глав администрации, приказы ответственных должнос­тных лиц и т.д.

Для решения задач информатизации принципиальное зна­чение имеют следующие свойства принятия решений.

Решения в юридической сфере относятся к классу норма­тивных, т. е. таких, процедуры которых регламентированы законом. В серии управленческих решении реализуется про­цесс последовательного устранения неопределенности и про­тиворечий. Процесс принятия решений основан на применении экспертных технологий для генерирования альтернативных вариантов, принятия коллективных решений, определения рейтингов. В нормативно организованном поведении субъект заранее учитывает такой фактор, как возможная санкция, если планируемое поведение будет отклоняться от заданного.

Принятие решения есть процесс целенаправленного пре­образования исходной информации о состояний объекта уп­равления в информацию о наиболее рациональном пути дос­тижения желаемого состояния в будущем. Информационный аспект составляет основу системной концепции принятия ре­шений в сложных иерархических организациях и организаци­онных системах.

Сбор, обработка, получение, хранение, оценка и исполь­зование информации в процессе выработки и принятия реше­ния подчиняются ряду правовых принципов.


Каждое решение по применению права должно быть за­конным и обоснованным. Это требование вытекает из того, что решения в правовой сфере всегда принимаются в условиях некоторой правовой ситуации, действия норм материального и процессуального права. Под законностью понимается стро­гое соответствие решения требованиям материального и про­цессуального права. Под обоснованностью — информационная обеспеченность решения.

Процессы принятия решений федеральными органами го­сударственной власти регулируются нормами Конституции РФ.

В сфере уголовно-процессуального законодательства за­кон содержит многочисленные нормы, регулирующие процесс принятия решений в связи с раскрытием, расследованием и рассмотрением уголовных дел.*

Так, УПК РСФСР содержит правила поведения следователя, предъяв­ляющего обвинение.

В области административного права принятие решений министерствами и комитетами, их должностными лицами ре­гулируется положениями о министерствах и комитетах.

 Понятие алгоритма

Алгоритм — это строгий порядок действий, точное пред­писание о последовательности операций для решения всех задач данного типа. ЭВМ работает по программе, в основе которой лежит тот или иной алгоритм.

Понятие алгоритма занимает важное место в информати­ке. Это ее фундаментальное понятие. Вместе с тем теория алгоритмов является разделом математической логики.*

* Теория алгоритмов тесно связана с метаматематикой, которая изучает методы математических доказательств, способы построения аксиомати­ческих теорий, свойства математических процедур.

В алгоритме применения права происходит проверка каж­дого условия (совокупность которых предусмотрена законом) посредством логической операции сравнения по принципу: "да" — "нет".

В криминалистике разработаны алгоритмы расследования уголовных дел и проведения отдельных следственных действий. Нужно различать общий алгоритм расследования и частные методики. У каждого следственного действия (например, доп­роса) — свой алгоритм, значит, имеет место иерархия алго­ритмов.

Всякий алгоритм применяется к исходным данным и вы­дает результаты (выходные данные). В ходе работы алгорит­ма появляются различные промежуточные данные. Поэтому должны быть указаны виды данных, с которыми могут рабо­тать алгоритмы.*

* Для описания данных, во-первых, фиксируется набор элементарных символов (алфавит данных) и, во-вторых, даются правила построения сложных данных из простых.


Последовательность шагов алгоритма должна быть одно­значной. Не допускается произвола при выборе очередного шага. Обязательно должны быть зафиксированы начальный и зак­лючительный шаги.

Информатика выделяет два крупных класса алгоритмов: вычислительные, информационные.

Вычислительные алгоритмы работают со сравнительно простыми видами данных (числа, матрицы).

Информационные алгоритмы представляют собой набор процедур (например, поиск числа или слова, удовлетворяю­щего определенным признакам), работающих с большими объе­мами информации.

Алгоритм, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины, называется машинной про­граммой. Команда машинной программы (машинная команда) — это элементарная инструкция ЭВМ, выполняемая ею автома­тически без каких-либо дополнительных указаний и поясне­ний.*

* Алгоритм характеризуется такими свойствами, как детерминирован­ность, массовость, результативность.

Нормативные акты, регламентирующие правовые проце­дуры, содержат немалое число различных алгоритмов. Созда­ние права есть последовательный процесс принятия серии ре­шений. Этот алгоритм можно назвать общим. Так, правотворческий процесс состоит из следующих стадий:*

Стадия 1. Поступление законопроекта, внесенного субъек­том права законодательной инициативы, в Государственную Думу.

Стадия 2. Первичное рассмотрение законопроекта, вноси­мого в порядке законодательной инициативы.

Стадия 3. Рассмотрение законопроекта в первом чтении.

Стадия 4. Рассмотрение законопроекта во втором чтении.

Стадия 5. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении.

Стадия 6. Прохождение закона в Совете Федерации.

Стадия 7. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации.

Стадия 8. Прохождение закона у Президента Российской Федерации.

Стадия 9. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом Российской Федерации.

* Данная схема разработана Управлением информационно-технологичес­кого обеспечения Аппарата Государственной Думы с участием других подразделений Аппарата в целях создания Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.

На каждой стадии правотворческого процесса информа­ции должно быть столько, чтобы можно было принять опти­мальное решение.

Важным условием повышения эффективности правовых актов является ввод в законодательные тексты значительного числа норм алгоритмического типа — таких, которые четко и последовательно описывают юридические процедуры в конк­ретной области.