Добавлен: 06.07.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
Введение
Теория принятия решений (исследование операций) — научная дисциплина, изучающая социальные, психологические, логические, информационные и математические стороны принятия решений. В центре внимания этой теории две основные проблемы: обоснование выбора решения и механизм его осуществления. Все принимаемые решения можно разбить на индивидуальные и коллективные.При этом нельзя говорить о преобладании тех или иных. В различных областях права возможны разные формы принятия решений. В правотворческой деятельности процесс выработки, принятия и осуществления решения имеет преимущественно коллективный характер. В теории принятия решений различают:управленческие решения (решения, принимаемые в процессе управленческой деятельности) государственные решения (решения, принимаемые на уровне государственной политики в целом) политические решения (решения, принимаемые политическими органами государства) оптимальные решения — наилучшие по некоторому критерию.
Теория принятия решений нередко трактуется как комплекс математических дисциплин, в которых исследуются формализованные задачи. Основные разделы теории — математическое моделирование, теория группового решения, теория игр.Теория принятия решений применяется в задачах планирования, управления и проектирования.
Математическое программирование изучает методы нахождения экстремумов (максимумов или минимумов) функций многих переменных при наличии ограничений на эти переменные.*
* Обычно ограничения формулируются в виде равенств или неравенств.
Теория группового выбора изучает концепции и механизмы "справедливого" (согласованного) объединения индивидуальных решений в единое коллективное (групповое) решение — выбор простым квалифицированным большинством, одноступенчатое, многоступенчатое голосование и т.д.
При определенных предпосылках принятие решения может опираться и на теорию игр, которая занимается математическими моделями принятия оптимальных решений в условиях конфликта. Под конфликтом понимается столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций лиц и системы.
Создателями теории игр являются американский математик и кибернетик Дж. фон Нейман и экономист О. Моргенштерн.
Теория принятия решений имеет важные математические аспекты. Для уточнения понятия "выбор решения" целесообразно использовать математические понятия, прежде всего — множества и подмножества. Принятие правотворческого решения — это практическая процедура нахождения из множества возможных вариантов решений такого, который представляется оптимальным.
Конечным результатом правотворческого процесса является принятие конкретного нормативного правового акта (НПА) — федерального конституционного закона, федерального закона, постановления Правительства, указа Президента РФ и др.
Правотворческие решения делятся на общие и частные. Общими являются решения о принятии (отклонении, изменении) данного нормативного акта. Частные решения касаются отдельных вопросов законодательной процедуры (например, принятие закона в первом чтении).
В структуре процесса принятия решения важное место занимает информационная компонента, ибо принятие решений с полным основанием можно рассматривать как процесс целенаправленного преобразования исходной информации. Обеспечение принятия решений полной и надежной информацией в нужное время — центральная и наиболее сложная проблема организации управления.
В процессе принятия правотворческого решения первичная юридическая, экономическая, политическая, социальная и иная необходимая для подготовки нормативного правового акта информация преобразуется в правовую — в нормы и институты права. Процесс преобразования эмпирической информации дискретен (прерывен). Его дискретными тактами являются определенные периоды обработки первичной информации, сопряженные со стадиями законотворческого процесса.
Информационный поток непрерывен. Он продолжается на всех стадиях законодательного процесса. Сама законодательная инициатива есть сигнал о необходимости начала работы по созданию соответствующего законопроекта.
Термин "принятие решений" используется и в новейших законодательных актах. Так, он фигурирует в Регламенте Государственной Думы (гл. 14, 15). Глава 10 Регламента называется "Порядок голосования и принятия решений". Согласно ст. 134 федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации, передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента Российской Федерации отклонить федеральный закон. По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать один из следующих вариантов решения: а) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации;
б) согласиться с мотивами решения Президента Российской Федерации и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
в) принять федеральный закон с учетом предложений Президента Российской Федерации;
г) создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту Российской Федерации и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
д) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
Принятие решения Советом Федерации регламентируется главой 7 Регламента Совета "Порядок голосования и принятия решения". Статья 71 выделяет виды голосования: количественные, рейтинговые, альтернативные и дает определение каждого из них.
Голосование осуществляется с использованием или без использования электронной системы, бюллетенями и путем опроса.*
* Другие главы Регламента также посвящены процедурам принятия решений. Термин "принятие решения" применяется также в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 7 и 10) и др.
Наряду с понятием правотворческого решения в теории права используется и понятие "правоприменительное решение". Это могут быть судебные решения по конкретным уголовным, гражданским или арбитражным делам.
Решение является главным элементом всякой правоприменительной деятельности. Их осуществлению подчиняется вся деятельность государственных органов. В сфере компетенции исполнительной власти различают постановления и распоряжения глав администрации, приказы ответственных должностных лиц и т.д.
Для решения задач информатизации принципиальное значение имеют следующие свойства принятия решений.
Решения в юридической сфере относятся к классу нормативных, т. е. таких, процедуры которых регламентированы законом. В серии управленческих решении реализуется процесс последовательного устранения неопределенности и противоречий. Процесс принятия решений основан на применении экспертных технологий для генерирования альтернативных вариантов, принятия коллективных решений, определения рейтингов. В нормативно организованном поведении субъект заранее учитывает такой фактор, как возможная санкция, если планируемое поведение будет отклоняться от заданного.
Принятие решения есть процесс целенаправленного преобразования исходной информации о состояний объекта управления в информацию о наиболее рациональном пути достижения желаемого состояния в будущем. Информационный аспект составляет основу системной концепции принятия решений в сложных иерархических организациях и организационных системах.
Сбор, обработка, получение, хранение, оценка и использование информации в процессе выработки и принятия решения подчиняются ряду правовых принципов.
Каждое решение по применению права должно быть законным и обоснованным. Это требование вытекает из того, что решения в правовой сфере всегда принимаются в условиях некоторой правовой ситуации, действия норм материального и процессуального права. Под законностью понимается строгое соответствие решения требованиям материального и процессуального права. Под обоснованностью — информационная обеспеченность решения.
Процессы принятия решений федеральными органами государственной власти регулируются нормами Конституции РФ.
В сфере уголовно-процессуального законодательства закон содержит многочисленные нормы, регулирующие процесс принятия решений в связи с раскрытием, расследованием и рассмотрением уголовных дел.*
Так, УПК РСФСР содержит правила поведения следователя, предъявляющего обвинение.
В области административного права принятие решений министерствами и комитетами, их должностными лицами регулируется положениями о министерствах и комитетах.
Понятие алгоритма
Алгоритм — это строгий порядок действий, точное предписание о последовательности операций для решения всех задач данного типа. ЭВМ работает по программе, в основе которой лежит тот или иной алгоритм.
Понятие алгоритма занимает важное место в информатике. Это ее фундаментальное понятие. Вместе с тем теория алгоритмов является разделом математической логики.*
* Теория алгоритмов тесно связана с метаматематикой, которая изучает методы математических доказательств, способы построения аксиоматических теорий, свойства математических процедур.
В алгоритме применения права происходит проверка каждого условия (совокупность которых предусмотрена законом) посредством логической операции сравнения по принципу: "да" — "нет".
В криминалистике разработаны алгоритмы расследования уголовных дел и проведения отдельных следственных действий. Нужно различать общий алгоритм расследования и частные методики. У каждого следственного действия (например, допроса) — свой алгоритм, значит, имеет место иерархия алгоритмов.
Всякий алгоритм применяется к исходным данным и выдает результаты (выходные данные). В ходе работы алгоритма появляются различные промежуточные данные. Поэтому должны быть указаны виды данных, с которыми могут работать алгоритмы.*
* Для описания данных, во-первых, фиксируется набор элементарных символов (алфавит данных) и, во-вторых, даются правила построения сложных данных из простых.
Последовательность шагов алгоритма должна быть однозначной. Не допускается произвола при выборе очередного шага. Обязательно должны быть зафиксированы начальный и заключительный шаги.
Информатика выделяет два крупных класса алгоритмов: вычислительные, информационные.
Вычислительные алгоритмы работают со сравнительно простыми видами данных (числа, матрицы).
Информационные алгоритмы представляют собой набор процедур (например, поиск числа или слова, удовлетворяющего определенным признакам), работающих с большими объемами информации.
Алгоритм, заданный в виде последовательности команд на языке вычислительной машины, называется машинной программой. Команда машинной программы (машинная команда) — это элементарная инструкция ЭВМ, выполняемая ею автоматически без каких-либо дополнительных указаний и пояснений.*
* Алгоритм характеризуется такими свойствами, как детерминированность, массовость, результативность.
Нормативные акты, регламентирующие правовые процедуры, содержат немалое число различных алгоритмов. Создание права есть последовательный процесс принятия серии решений. Этот алгоритм можно назвать общим. Так, правотворческий процесс состоит из следующих стадий:*
Стадия 1. Поступление законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы, в Государственную Думу.
Стадия 2. Первичное рассмотрение законопроекта, вносимого в порядке законодательной инициативы.
Стадия 3. Рассмотрение законопроекта в первом чтении.
Стадия 4. Рассмотрение законопроекта во втором чтении.
Стадия 5. Рассмотрение законопроекта в третьем чтении.
Стадия 6. Прохождение закона в Совете Федерации.
Стадия 7. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации.
Стадия 8. Прохождение закона у Президента Российской Федерации.
Стадия 9. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом Российской Федерации.
* Данная схема разработана Управлением информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы с участием других подразделений Аппарата в целях создания Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности.
На каждой стадии правотворческого процесса информации должно быть столько, чтобы можно было принять оптимальное решение.
Важным условием повышения эффективности правовых актов является ввод в законодательные тексты значительного числа норм алгоритмического типа — таких, которые четко и последовательно описывают юридические процедуры в конкретной области.