Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
Введение.
Укрупненными элементами финансовой системы России являются государственные и муниципальные финансы и финансы хозяйствующих субъектов, которые в свою очередь делятся на частные подсистемы.
Ключевое место в системе финансов хозяйствующих субъектов принадлежит финансам коммерческих организаций, поскольку именно здесь создаются материальные блага, формируется прибыль, которая является главным источником производственного и социального развития общества.
Исходную теоретическую основу финансов организаций (предприятий) в значительной мере определяет само понятие предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта, производящего продукцию, товары и услуги, выполняющего работы и занимающегося различными видами экономической деятельности, цель которой — обеспечение общественных потребностей и на этой основе извлечение прибыли и приращение капитала.
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации конкретных форм финансовых отношений.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное обособление определенных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, имеющих однородные признаки.
Финансовая система вообще трактуется как совокупность отношений, существующих в границах данной общественно-экономической формации. В более узком понимании она рассматривается как система финансовых учреждений государства.
В зависимости от методов формирования доходов экономических
субъектов финансовую систему принято подразделять на сферы централизованных финансов (публичные финансы) и децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домохозяйств).
Финансовая система как форма организации денежных отношений может быть подразделена на три взаимосвязанные подсистемы,
обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов соответственно:
а) у хозяйствующих субъектов,
б) у населения,
в) у государства и органов местного самоуправления.
В каждой из выделенных подсистем используются специфические
формы и методы образования и использования финансовых ресурсов;
каждая из них имеет собственное функциональное назначение и соответствующий финансовый механизм, ориентированный на достижение
собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.
Существующие различия, как в функциональном назначении указанных подсистем, так и в методах, способах формирования и использования финансовых ресурсов делают целесообразным выделение обособленных систем финансовых отношений:
1) финансы организаций (хозяйствующих субъектов);
2) публичные финансы (государственные и муниципальные финансы);
3) финансы домашних хозяйств (домохозяйств).
Эти подсистемы, в свою очередь, подразделяются на отдельные
звенья (частные подсистемы) в зависимости от механизма формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов. Состав и классификация финансовой системы России по сферам, подсистемам и звеньям приведены на рис. 1.
Бюджетная система Российской Федерации также включает три
уровня:
-
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Российской Федерации
(региональные бюджеты) и бюджеты региональных (территориальных) государственных внебюджетных фондов; - бюджеты органов местного самоуправления (местные, муниципальные бюджеты).
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждают в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за
счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго
целевое направление их расходования. Структура бюджета (т. е. соотношение отдельных статей доходов и расходов бюджета), его размеры позволяют судить об уровне экономического развития страны,
в том числе о материальном положении основной части населения.
Для целей планирования бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет
Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют
консолидированный бюджет субъекта РФ.
Государственные внебюджетные фонды — это фонды денежных
средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и
экономического назначения. Следует иметь в виду, что во всех промышленно развитых странах мира в последние три десятилетия внебюджетные фонды экономического назначения активно развиваются и роль их в экономике возрастает.
В качестве самостоятельного звена в системе государственных и
муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальный кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является достаточно условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в
себе черты обеих категорий.
Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджета и внебюджетных
фондов и выступают как:
а) способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов внебюджетных фондов
б) средство покрытия временной недостаточности финансовых ресурсов для исполнения бюджетов внебюджетных фондов.
Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего, они носят, как правило, добровольный характер. Далее, для государственного и муниципального кредитов характерными признаками являются возвратность и платность.
В классических формах финансов движение финансовых ресурсов
происходит в одном направлении.
В то же время государственный и муниципальный кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают
конкретные ценности, то при государственном и муниципальном
займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в
собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.
Государственный и муниципальный кредиты представляют собой
денежные отношения между государством, муниципалитетами, от
имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения
займов, предоставления кредита или гарантии.
Государственные и муниципальные займы — это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.
Составная часть финансов страны, самостоятельная экономическая категория, функционирующая, в частности, в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта и национальногодохода. Финансы организации представляют собой денежные отношения, посредством которых осуществляется производственно-хозяйственная деятельность по созданию, привлечению, распределению и использованиюдоходов и ресурсов. Финансы организации имеют общие цели и задачи, функционируют на основе определенных хозяйственных принципов, выполняют общепризнанные функции, обеспечивающие их развитие. С переходом к рыночной экономике роль финансов организации неизмеримо возросла.
Существует и еще одна сфера финансовой системы также аккумулирующая и распределяющая финансовые ресурсы – домохозяйства. Домохозяйство может включать лиц, не являющихся родственниками, но вносящих свою долю дохода (в части питания, проживания) в бюджет домохозяйства. В финансовой системе финансы домохозяйств в отдельный структурный элемент выделяются недавно.
Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, финансы домохозяйства пока не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
Финансы предприятий отраслей народного хозяйства являются исходной основой всей финансовой системы страны. Они занимают определяющее положение в этой системе, поскольку охватывают важнейшую часть всех денежных отношений в стране, а именно: финансовые отношения в сфере общественного воспроизводства, где создается общественный продукт, национальное богатство и национальный доход - основные источники финансовых ресурсов страны. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшения финансового положения страны. Велика роль финансов предприятий в обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни страны, так как в силу своей специфической особенности, они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: на общегосударственном; на уровне предприятий; на уровне производственных коллективов.
Распределяя и перераспределяя национальный доход и национальное богатство на общегосударственном уровне, финансы предприятий обеспечивают формирование финансовых ресурсов страны, используемых для образования бюджета и внебюджетных общественных фондов.
Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций в нашей рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий, ускорению научно-технического прогресса.
Ключевое место в системе финансов хозяйствующих субъектов принадлежит финансам коммерческих организаций, поскольку именно здесь создаются материальные блага, формируется прибыль, которая является главным источником производственного и социального развития общества.
Исходную теоретическую основу финансов организаций (предприятий) в значительной мере определяет само понятие предприятия как самостоятельного хозяйствующего субъекта, производящего продукцию, товары и услуги, выполняющего работы и занимающегося различными видами экономической деятельности, цель которой — обеспечение общественных потребностей и на этой основе извлечение прибыли и приращение капитала.
В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.
Финансы организации — экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия.
Финансы предприятий являются основой составляющей единой финансовой системы. Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов. Вместе с тем, они отличаются от государственных и муниципальных финансов, что обусловлено их функционированием в различных отраслях общественного производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса — производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны.
Финансы организаций как экономическая категория проявляют свою сущность посредством определенных функций. Общепризнанным является выделение функций, присущих в целом финансовым отношениям: обеспечивающей, распределительной и контрольной.
- Обеспечивающая функция — систематическое формирование необходимого объема денежных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.
- Распределительная функция проявляет себя через распределение и перераспределение общей суммы сформированных финансовых ресурсов организации.
- Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования доходов и денежных фондов предприятия и их использования. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений, «контроля рублем» за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств.