Файл: 3адачи, формы и методы контроля обучения (по дисциплине Психология).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающимся о результативности процесса обучения.

Функции контроля

  • Социальная - проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащегося. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
  • Образовательная - определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатция качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций; появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
  • Воспитательная - выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности.
  • Эмоциональная - проявляется в том, что любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.
  • Информационная - является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.
  • Функция управления - очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю данная функция помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  • определение готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний;
  • выяснение причин их затруднений и ошибок;
  • определение эффективности организации, методов и средств обучения;
  • получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения;
  • выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков;
  • определение уровня развития психических новообразований.

Основные недостатки при осуществлении проверки и оценки знаний: неправильное понимание ее функций, неоправданно переоценивается ее роль в процессе обучения; проверка и оценка знаний превращаются в самоцель на уроке; используются однообразные методы проверки знаний; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие четких, обоснованных критериев.

Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:

  • индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающей подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
  • разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функций, повышение интереса учащихся к его поведению и результатам;
  • всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;
  • объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
  • дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;

Требования к данной группе методов:

— объективность;

— всесторонность;

— систематичность;

— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

— индивидуализация;

— дифференциация;

— учет специфики учебного предмета;

— разнообразие форм и методов.


Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуаль­ный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графиче­ские — графики, схемы, таблицы; программированные — ма­шинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.

Устные методы контроля

Наиболее распространенным является ин­дивидуальный опрос, когда ученик вызы­вается к доске с домашним заданием. Этот вид опроса самый трудный, как для учителя, так и для учени­ков. Для учителя — тем, что, опрашивая одного ученика, надо каждый раз организовывать работу так, чтобы класс не был предоставлен самому себе. Ученика надо опросить основатель­но, дав ему возможность высказаться полностью, ответить на дополнительные вопросы. На все это уходит очень много време­ни, поэтому учителя проводят такой опрос нечасто, в результа­те нередки ситуации, когда школьник в течение года ни разу по данному предмету не отвечал устно полным, исчерпывающим ответом. Это приводит к тому, что на экзамене он не может сформулировать свой ответ даже при определенном его знании.

Очень затрудняет, особенно молодых учителей, оценка зна­ний ученика и формулировка объективного и убедительного оценочного суждения, которое очень важно, как в обучающем, так и воспитывающем плане. Учителю необходимо отметить: насколько полно и содержательно отвечал ученик, какой была его речь, как он справился с дополнительными вопросами и за­даниями, что у него получилось хорошо, на что нужно обратить внимание при последующей подготовке заданий. Отметка обя­зательно должна сообщаться сразу после этого. Иногда можно предложить самому ученику по оценочному суждению опреде­лить, какой будет отметка, можно предлагать сделать оценоч­ное суждение самому отвечающему или ученикам класса. Все это способствует формированию умений оценки и самооценки.

Фронтальный опрос. Для получения экспресс информации о степени готовности класса к усвоению нового материала и актуализации имеющихся знаний учитель проводит фрон­тальный опрос, когда вопросы обращены ко всему классу. Ускоряют проведение этого вида опроса разнообразные сиг­нальные карточки, которые ученики показывают в ответ на воп­рос учителя и сразу же видно, кто отвечает правильно, а кто нет. Фронтальный опрос должен проходить в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.

Уплотненный опрос — это способ устранить многие недос­татки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10—15 мин, сделав краткие записи на доске. 4—6 человек вы­зываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки с тестами, вопросами, заданиями, на которые отвеча­ют письменно. Задания должны быть рассчитаны на один вре­менной отрезок. К доске вызываются еще два ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй — ученика. Учитель координирует, контролирует и на­правляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается зада­ние продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15—20 мин будет опрошена половина класса, на следующем уроке — другая половина.


Устная форма проведения проверки знаний способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти уча­щихся, развитию речи, осознанию своего знания или незнания, так как пока ученик не попытается перевести то, что он учил, в речь, он не может быть уверенным, что выполнил до­машнее задание.

Письменные методы контроля

Письменные методы контроля разнооб­разны и определяются спецификой учеб­ного предмета, но существуют и общие методы. Так, для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать не­большую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 мин. Она может содержать основные вопросы домашне­го задания, данного по вариантам или по карточкам, или зада­ние, аналогичное домашнему. Требования: подготовка вопро­сов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.

Технологии других письменных работ раскрываются в методиках соответствующих предметов.

Особые требования должны предъявляться к итоговым письменным работам, которые необходимо проводить лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство детей усвоило соответствующий материал. Такие работы должны быть по­сильными для учащихся, способствующими формированию их уверенности в своих силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.

Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность кото­рых проверяется таким способом. Полученная обратная ин­формация используется учителем в целях коррекции как сво­ей педагогической деятельности, так и познавательной дея­тельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используйте и диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.

Обучающее значение этого метода заключается в углубле­нии и упрочении знаний школьников, в большом количестве обратной диагностической информации, дающей учителю основания для уточнения методов работы и коррекции знаний умений, навыков учащихся. Развивающий эффект контрольно-проверочных работ является следствием предельной мобилизации ребенком своих духовных сил и способностей в сложной и ответственной, в известном смысле экстремальной учебной ситуации. Воспитательное влияние метода выражается в формировании у школьников чувства ответственности, умения сосредоточить духовные силы в нужный момент на самом главном. Контрольно-проверочные работы применимы в диагностике обучаемости учащихся всех возрастов. В начальных классах дети не всегда осознают личностное и педагогическое значение контрольного задания. В средних же и старших классах осознание школьниками этого значения стимулирует качество выполнения ими работы.


Графические методы

Графические методы проверки заключаются в том, что учитель, исходя из специфики своего предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предлагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.

Программированные методы проверки.

Многие учителя используют программированные методы контроля знаний, которые можно использовать в виде перфокарт и закладывать в компьютеры, если школа хорошо ими оснащена.

Такие карточки могут быть следующих типов:

1.Карточка содержит один вопрос (не проблемный), на который существует один точный ответ (даты, факты, законы, правила и т.п.), и не менее 4-5 вариантов ответов: правильный, неправильный, неполный, неточный и «нет ответа». Все они внешне должны выглядеть убедительными и не подсказывающими. Карточки имеют прорези для фамилии ученика и напротив каждого ответа. Получив карточку, в которую вложен чистый листок, ученик подписывает ее и отмечает крестиком ответ, который он считает верным. Учитель собирает карточки, вынимает вкладыши, подравнивает пачку и протыкает ее металлической спицей напротив правильного ответа. Разложив проткнутые карточки, учи­тель получает полную картину ответов учеников. При хоро­шей организации такая проверка занимает 5—7 мин.

2. Две колонки с перечислениями и надо быстро написать в прорезях напротив каждой строчки, какой номер правого столбика соответствует номеру левого столбика (например, да­ты и названия войн).

3. Написан текст с прорезями-пропусками в отдельных сло­вах или предложениях. Надо заполнить пропуски.

4. Ответ на заданный вопрос складывается из суммы выбранных из перечисления ответов. Например, что из пере­численного относится к методам проверки знаний? В ответах перечислены все методы проверки знаний вперемешку со сло­весными, наглядными и практическими методами. Могут быть и другие варианты, но надо соблюдать главное требование: на тестовых карточках при любом их предложе­нии не должно быть заданий, требующих долгого раздумыва­ния или допускающих вариативные ответы.

Варианты проверочных заданий, которые можно разрабо­тать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и мето­дике их использования.