Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 10
Поскольку Россия — это все-таки еще страна с переходной экономикой, данные способы применяются не в полной мере. На текущий момент государство, в основном, прогнозирует изменение уровня инфляции и принимает меры по исключению негативных социально-экономических последствий. В секторе услуг в октябре наблюдалась сезонная дефляция (-0,1% м/м после -0,4% м/м месяцем ранее). Вместе с тем с исключением сезонного фактора рост цен ускорился до 0,4% м/м SA после околонулевой динамики в сентябре. В отчетном месяце повысились цены на услуги страхования, а также замедлилось снижение цен на санаторно-курортные услуги и услуги пассажирского транспорта.[6]
В текущем 2020 г. инфляция ниже запланированного базовым сценарием уровня, поскольку в 2019 г. страна шла «ниже той траектории, которая у нас заложена в прогнозе» (прогноз на 2019 г. — инфляция на уровне 3,8 %; реальный уровень инфляции составил 3,0 % на конец 2019 г.).
В первом квартале 2020 г. уровень инфляции составлял 2,5 % из-за негативного импульса со стороны кредитования.
Таким образом, мы видим, что инфляционное таргетирование является для России важным инструментом кредитно-денежной политики и мерой стабилизации экономической ситуации. Публикуя прогнозы об ожидаемом уровне инфляции в тот или иной период времени, государство снижает инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов и повышает их доверия к проводимой государством политике.
Следует отметить, что антиинфляционная политика является одним из видов экономической политики и представляет собой выбор государством курса и проведение совокупности мер, направленных на урегулирование денежного обращения, сжатие денежной массы, прекращение неумеренного роста цен. Зачастую сочетается с обще стабилизационными мерами на макроэкономическом уровне.[7]
Беспроигрышным направлением в борьбе с инфляцией будет экономический рост в стране. Однако для его достижения необходимо развивать и поддерживать отрасли хозяйствования, а также повышать конкурентоспособность отечественной продукции не только в глазах россиян, но и у иностранных потребителей. Говоря о конкурентоспособности, мы имеем в виду не только качественные и технические характеристики, но и ценовую составляющую продукции. Вследствие чего возникает необходимость стабилизации устойчивости национальной валюты и проведения активной протекционистской политики.
Возникает проблема: многие российские бренды вынуждены маскироваться под зарубежные только для того, чтобы завоевать спрос среди своих же соотечественников. Производители вынуждены таким радикальным способом бороться со стереотипом о том, что в России не могут производиться качественные продукты.
Для наращивания объемов производства монополисты идут экстенсивным путем, т. е. они нанимают дополнительную рабочую силу и закупают большие объемы сырья. Вследствие этого немаловажным направлением антиинфляционной политики является демонопополизация рынка и стимулирование здоровой конкуренции.
Следующим шагом в совершенствовании антиинфляционной политики является пересмотр системы налогообложения, тесно взаимосвязанной с понятием «инфляция». С 1 января 2019 г. в России был увеличен налог на добавленную стоимость (НДС), вследствие чего ЦБ прогнозировал скачок инфляции вплоть до 6 %. После снижения инфляции до 4% в середине 2017 г. денежно-кредитная политика нацелена на ее поддержание вблизи 4% постоянно. В конце 2018 - начале 2019 г., когда действовал ряд проинфляционных факторов, упреждающее повышение Банком России ключевой ставки позволило ограничить рост инфляции и обеспечить ее постепенное возвращение к цели во втором полугодии 2019 года. На среднесрочном горизонте, по прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики инфляция останется вблизи 4%.[8]
Экономический рост, развитие инновационных отраслей в Российской Федерации, уровень благосостояния жителей страны — все это зависит от успешности проводимой антиинфляционной политики, а, следовательно, необходимо не только таргетировать инфляцию, но и применять иные, не менее эффективные способы борьбы с инфляцией, и даже ориентироваться на зарубежный опыт, накопленный в данной сфере.
Заключение
Инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги в стране на длительный срок. Проще говоря, происходит обесценивание рубля и при растущей инфляции через некоторое время на одну и ту же сумму можно купить меньше товаров, чем раньше. В отличие от одномоментного повышения цен инфляция характерна тем, что это долгий и устойчивый процесс.
Инфляция влияет на все секторы экономики. Самое значимое ее проявление – перераспределение накоплений. Богатые могут стать еще богаче, а средний класс и те, кто ниже, становятся беднее. Также инфляция характеризуется такими проявлениями, как социальная напряженность, рост преступлений, уменьшение реальных зарплат, уменьшение доходов компаний и малого бизнеса, уменьшение объемов производства.
Все денежные запасы обесцениваются, объем накопленных денег уменьшается. Реальные доходы населения сокращаются. Снижение стоимости рубля подрывает конкурентоспособность экономики России, поскольку потребители в условиях роста цен предпочитают более дешевые зарубежные аналоги отечественной продукции. Иными последствиями обесценивания национальной валюты является усиление теневой экономики вследствие снижения реальной заработной платы, пенсий, выплат и иных доходов, еще больше усугубляющего имущественную дифференциацию общества.
Инфляция не только бьет по карману обычного представителя домашнего хозяйства, но и затрудняет ему и другим хозяйствующим субъектам процесс планирования собственных сбережений и вложения долгосрочных инвестиций, в результате чего подрывается доверие к государству. Таким образом, мы видим, что инфляционное таргетирование является для России важным инструментом кредитно-денежной политики и мерой стабилизации экономической ситуации.
Список использованной литературы
- Галоян М.Р. Инфляция: Понятие, сущность, определение - Вестник экономической безопасности М.: НИИОН. 2016. № 4 — с.251
- Мокеева Н.Н., Заборовская А.Е., Фрайс В.Э. Деньги и денежно-кредитная система - Учебное пособие / Под общей редакцией кандидата экономических наук, доцента Н.Н. Мокеевой - Екб.: Издательство Уральского университета, 2019. — с.46
- Кондрусь Т.А., Козырькова А.В. Особенности и причины инфляции в современной России / под ред. Кондрусь Т.А., Козырькова А.В. - Пермь: ЕГУ им. И.А. Бунина. 2017 №4 — с.1
- Хам Ю.Ю. Особенности инфляции в современной России / под редакцией Бердышев А.В. М.: Издат-М. 2019 — с.6
- Министерство экономического развития Российской Федерации 6 ноября 2020 г. Картина инфляции за октябрь 2020 года
- Суходаева Т.С. Антиинфляционная политика РФ Вопросы студенческой науки. июнь 2016. №2 — с.16
- Шишкина Н.В., Мамистова Е.А. Антиинфляционная политика в макроэкономике России: учебное пособие / Н.В. Шишкина, Е.А. Мамистова. –Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2015. – с.157
- Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019) приложение 3
-
Мокеева Н.Н., Заборовская А.Е., Фрайс В.Э. Деньги и денежно-кредитная система - Учебное пособие / Под общей редакцией кандидата экономических наук, доцента Н.Н. Мокеевой - Екб.: Издательство Уральского университета, 2019. — с.46 ↑
-
Галоян М.Р. Инфляция: Понятие, сущность, определение - Вестник экономической безопасности М.: НИИОН. 2016. № 4 — с.251 ↑
-
Кондрусь Т.А., Козырькова А.В. Особенности и причины инфляции в современной России / под ред. Кондрусь Т.А., Козырькова А.В. - Пермь: ЕГУ им. И.А. Бунина. 2017 №4 — с.1 ↑
-
Хам Ю.Ю. Особенности инфляции в современной России / под редакцией Бердышев А.В. М.: Издат-М. 2019 — с.6 ↑
-
Суходаева Т.С. Антиинфляционная политика РФ Вопросы студенческой науки. июнь 2016. №2 — с.16 ↑
-
Министерство экономического развития Российской Федерации 6 ноября 2020 г. Картина инфляции за октябрь 2020 года ↑
-
Шишкина Н.В., Мамистова Е.А. Антиинфляционная политика в макроэкономике России: учебное пособие / Н.В. Шишкина, Е.А. Мамистова. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 2015. – с.157 ↑
-
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019) приложение 3 ↑