Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
Введение
Одной из специфических особенностей российского социального предпринимательства является то, что сегодня в секторе не существует собственной законодательной базы: в большинстве случаев регулирование осуществляется в рамках законов, касающихся малого и среднего бизнеса в целом. Одновременно экспертное сообщество уже не первый год говорит о необходимости создания отдельной правовой базы социального предпринимательства – и совершает практические шаги для достижения этой цели.
Мировая законодательная практика в области социального предпринимательства довольно обширна: правовые акты, описывающие деятельность социально ориентированного бизнеса, существуют в нескольких десятках зарубежных стран. При этом характерно, что отдельное правовое поле для соцпредпринимателей создано сегодня как «на западе» - в США и европейских странах, так и в Юго-Восточной Азии.
Пионерами законодательных инициатив в области социального бизнеса можно назвать Великобританию и Южную Корею. Наряду с этим самостоятельные законы, регулирующие деятельность соцбизнеса, работают сегодня в Германии, Австрии, Франции, Италии, Польше, Бельгии, Финляндии, Швеции, Ирландии. Одновременно тематическое законодательство действует в Индии, Бразилии, Сингапуре, а также в Казахстане и Украине.
Согласно существующей практике, законодательные нормы в сфере социального предпринимательства входят в юридическую практику разных стран двумя способами: путем принятия отдельного закона или через внесение поправок и изменений в существующие законодательные акты.
США и Старый свет
Регулирование соцпредпринимательства в большинстве стран Запада осуществляется в рамках законов, описывающих различные корпоративные формы, в которых могут существовать социальные предприятия. Также в секторе работают отдельные законодательные акты, касающихся, в частности, налоговых льгот.
Основная тенденция последнего десятилетия – создание на федеральном уровне специальных организационно-правовых форм и сертификационных систем соцпредпринимательства. Это низкодоходные компании (low-profit limited liability company - L3C) в США, публичные благотворительные корпорации (public benefit corporation) и организации общественного блага (CIC) в Великобритании, итальянские социальные кооперативы и «компании, преследующие социальные цели» (SFC) в Бельгии.
На национальном уровне определение «социальное предпринимательство» закреплено в таких европейских государствах, как Бельгия и Италия. Там же компании, получившие статус «социальное предприятие», могут претендовать на налоговые льготы.
Азиатский подход
В восточном полушарии наиболее структурированную поддержку социальное предпринимательство получает в Южной Корее: Закон о развитии социального предпринимательства был принят здесь еще в 2007 году. В его разработке принимало участие 11 министерств, крупнейшие корейские корпорации и значительное количество НКО. В целом корейская стратегия была направлена на создание экономически устойчивых, открытых для рынка, организаций, способных решать социальные проблемы.
В «Стране утренней свежести» термин «социальное предприятие» распространяется на организации, создающие товары и услуги, и повышающие качество жизни местных жителей путём оказания социальных услуг и создания рабочих мест. При этом обязательным условием работы соцпредприятия является наличие у него специального сертификата соответствия.
Корейское социальное предприятие может иметь статус и коммерческой, и некоммерческой организации, - формат, главным образом, определяется целью его деятельности. Для получения статуса соцпредприятия необходимо, чтобы в процесс принятия ключевых решений, касающихся работы компании, были вовлечены конечные потребители услуг, а не менее 2/3 ее прибылей реинвестировались в социальные цели.
Статус социального предприятия в Южной Корее позволяет пользоваться привилегиями и льготами, разработанными для поддержки данного сектора в стране.
Согласно приказу
Российские социальные предприниматели в настоящее время какого-либо определенного статуса не имеют. Регулирование в этой области осуществляется на основании законодательных актов, касающихся малого и среднего бизнеса в целом (часть социальных предпринимателей принадлежит именно к этому сектору экономики, другая часть – представлена некоммерческими организациями). Кроме того, деятельность социальных предпринимателей затрагивается в ФЗ № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Основным рамочным и содержательным документом, определяющим подход государства к социальному предпринимательству, является Приказ Минэкономразвития РФ № 220 от 16.05.2013 «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации».
В настоящее время приказ Минэк является единственным официальным российским документом, в котором дано определение понятия социального предпринимательства. Звучит оно следующим образом: «Социальное предпринимательство это социально-ответственная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленное на решение социальных проблем».
Согласно определению МЭР, соцпредприятие должно отвечать хотя бы одному из двум основных условий. Во-первых, в его штат должно входить не менее 50% сотрудников, относящихся к социально незащищенным группам населения, а их зарплата должна составлять доля не менее 25% от общего фонда оплаты труда предприятия. Во-вторых, оно должно предоставлять услуги в таких сферах, как содействие трудоустройству, социальное обслуживание граждан, услуги здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях и т.д.
Почва для закона
О том, что сегодня России необходим отдельный закон о социальном предпринимательстве, говорят многие эксперты. Александра Московская, директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ «Высшая школа экономики» называет три главные причины для принятия такого закона: «Во-первых, нужно зафиксировать определение, чтобы можно было отличать оригинал от подделки, в том числе при объявлении конкурсов, выдаче льготных кредитов, использовании федеральных субсидий в регионах и пр. Во-вторых <…> нужно предложить оптимальные и эффективные формы поддержки социальному предпринимательству <…>. В-третьих, такой закон позволил бы сделать зримым опыт социальных предпринимателей для других людей. Это могло бы послужить ориентиром для тех, кто хотел бы, но пока раздумывает над внедрением нестандартных социальных проектов».
Одновременно эксперты отмечают, что значительное число задач можно и нужно решать отраслевыми подзаконными актами и поправками в соответствующие кодексы. Другим контраргументом для принятия отдельного закона о соцпредпринимательстве в России является, по мнению ряда критиков, недостаточная развитость сектора: для создания законодательной базы требуется значительное число социальных предприятий, их профессиональные объединения, развитая инфраструктура – все то, что принято называть эко-средой.
К счастью, эти точки зрения не столько конфликтуют между собой, сколько дополняют друг друга, обеспечивая довольно плавное, хоть и медленное, продвижение темы в законодательном поле.
Законопроект-концепция
Два года назад экспертами Фонда «Наше будущее» была разработана концепция развития социального предпринимательства в Российской Федерации. В ходе обсуждения документа на заседании Координационного совета Торгово-промышленной палаты РФ прозвучало предложение о создании отдельного закона о социальном предпринимательстве. Далее, в разработанном, на основе концепции, проекте закона было прописано определение социального предпринимательства, как «деятельности хозяйствующих субъектов, направленной на решение социальных проблем и достижение социально полезных целей».
Законопроект не предполагает создания для социального предпринимательства новых организационно-правовых форм. Зато, согласно его концепции, к субъектам социального предпринимательства могут быть отнесены как коммерческие организации и ИП, так и НКО. Также в проекте нового закона вводятся критерии отнесения организаций к социальным предприятиям и определение порядка получения соответствующего статуса.
В ноябре 2013 года проект закона о социальном предпринимательстве был рассмотрен на заседании Экспертного совета по развитию социального предпринимательства Государственной думы РФ. Тогда большинство участников заседания сочло принятие отдельного закона о соцпредпринимательстве преждевременным. Главным аргументом «против» стало отсутствие инфраструктуры социального предпринимательства в России и развитых механизмов его господдержки. Однако в декабре 2013 года на заседании рабочей группы Совета Федерации подготовленный фондом «Наше Будущее» проект был принят к обсуждению в качестве общественной инициативы сенатором Александром Борисовым, курирующим это направление в СФ.
Через поправки к определению
Одновременно с продвижением «большого» законопроекта о социальном предпринимательстве в ноябре 2013 года депутатами Государственной Думы Михаилом Терентьевым и Игорем Игошиным был подготовлен проект «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В данном документе было предложено включить в закон новую статью, касающуюся поддержки субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства. Поправки содержат определение социального предпринимательства как «социально ориентированной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на достижение общественно-полезных целей и решение социальных проблем», а также подробное описание условий и критериев принадлежности предприятия к социальному.
Автор этой законодательной инициативы, депутат Михаил Терентьев отмечает, что для достижения поставленных целей при внесении изменений в ФЗ-209 «важно выработать верные критерии социального предпринимательства в рамках программы по развитию малого и среднего предпринимательства».
Обсуждаемый законопроект относит к социальному предпринимательству работу с определенными группами населения, а также определенные сферы деятельности.
Эффект синергии
Тема социального предпринимательства сложна и интересна тем, что она находится на пересечении множества интересов: здесь встречаются самые разные сектора социума. Близкое звучание имеют вопросы развития бизнеса в социальной сфере, оказания социальных услуг муниципальными, коммерческими и некоммерческими организациями, тема корпоративной социальной ответственности. Благодаря этому в федеральном законодательстве появляются новые опорные точки для развития среды социального предпринимательства, не связанные, вроде бы, с этим явлением напрямую.
Так, федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ в часть 1 статьи 30 внесены изменения об участии субъектов малого предпринимательства, СО НКО в госзакупках (поправки вступили в силу 1 января 2014 г). В частности, в новой редакции отмечено, что закупки у субъектов малого предпринимательства, СО НКО должны составлять не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Таким образом, часть наиболее активных с точки зрения оказания социальных услуг НКО и субъектов малого бизнеса получили новый ресурс государственной поддержки.
Новый закон об участии субъектов МСП и СО НКО в закупках -только один из примеров «параллельных прямых», которые иногда пересекаются.
Вполне возможно, что уже в текущем году кроме поправок и продолжения истории с продвижением «большого» закона, появятся и недостающие звенья инфраструктуры – например, объединения различных организаций социального предпринимательства, таких, как Центры инноваций социальной сферы (ЦИССы) и ресурсные центры некоммерческих организаций, Школы социальных предпринимателей и бизнес-инкубаторы, поддерживающие проекты в социальной сфере, социальные предприниматели, занимающиеся близкими темами и т.п.
Такие объединения и оргструктуры уже необходимы и именно они могут усилить имеющиеся инициативы основных игроков, таких как Фонд «Наше Будущее», дать новые силы и инициативы по формированию правовой базы и в целом всей эко-среды социального бизнеса.