Файл: Макроэкономика: классики против кейнсианцев.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.1. Модель совокупного спроса и совокупного предложения.

Модель совокупного спроса и совокупного предложения является моделью макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие достигается при равенстве совокупного спроса и совокупного предложения.

Совокупный спрос. Совокупный спрос – расходы домохозяйств, фирм, государства и остального мира на покупку произведенной в стране продукции. Величина каждого компонента совокупного спроса в различной степени меняется во времени. Так, государственные закупки – наиболее стабильная часть, их размер изменяется относительно медленно.

Графическое представление модели – кривая с отрицательным наклоном. Кривая совокупного спроса AD = C+I+G+Xn показывает количество товаров и услуг, которое готовы приобрести потребители при каждом возможном уровне цен. В каждой ее точке товарный и денежный рынки находятся в состоянии равновесия.

Отрицательный наклон кривой отражает обратную зависимость между общим уровнем цен и величиной совокупного спроса. Это объясняется следующими ценовыми факторами.

Эффект богатства – при повышении цен снижается покупательная способность финансовых активов и экономические субъекты снижают расходы. Эффект процентной ставки – высокий уровень цен при фиксированном предложении денег вызывает рост спроса на деньги и рост процентной ставки. Повышение процентной ставки снижает объем инвестиций. Эффект импортных закупок – при увеличении цен на отечественные товары потребители переключаются на их зарубежные аналоги. Изменение ценовых факторов графически отражается движением вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовыми факторами, влияющими на совокупный спрос, являются благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии, политическая обстановка, развитие технологий и т.д. Изменение этих факторов отразится на графике сдвигом кривой совокупного спроса вправо или влево.

Совокупное предложение. Совокупное предложение - количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике за определенный период в денежном выражении. Кривая совокупного предложения показывает, какой объем товаров и услуг может быть предложен производителями при каждом возможном уровне цен.Неценовыми факторами совокупного предложения являются технологии производства, благосостояние потребителей, налоги, цены ресурсов и т.д.


Относительно формы кривой совокупного предложения в экономической науке существуют различные точки зрения. Классическая школа экономистов считает, что кривая вертикальна на уровне полной занятости факторов производства. При этом цены и номинальная заработная плата, по мнению экономистов – классиков, являются гибкими. Это обеспечивает быстрое восстановление равновесия в экономической системе. Классическая модель больше соответствует поведению экономики в долгосрочном периоде.

Кейнсианская теория кроме вертикального отрезка кривой совокупного предложения рассматривает горизонтальный и восходящий отрезки. Принципиальным отличием от классической модели является то, что экономика работает в условиях неполной занятости; цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины являются “жесткими”.

Причины “жесткости” заработной платы и цен – действие трудовых договоров, законодательно установленный минимум заработной платы, эффект “меню”, сроки действия контрактов на поставку продукции, вмешательство профсоюзов. При увеличении спроса фирмы увеличивают выпуск, не меняя уровень цен либо меняя его незначительно.

Горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения характеризует состояние экономики в спаде – высокий уровень безработицы и значительная недозагрузка производственных мощностей. При увеличении совокупного спроса фирмы способны увеличить объем производства без повышения цен.

На восходящем отрезке увеличение реального объема выпуска сопровождается повышением цен. Положительный наклон кривой показывает прямую зависимость выпуска от уровня цен. Увеличение совокупного спроса вызовет и повышение цен, и рост объемов производства.

На восходящем отрезке экономика близка к состоянию полной занятости. Чтобы увеличить выпуск в ответ на расширение совокупного спроса, фирмы привлекают дополнительные ресурсы. Повышаются цены на факторы производства, растут издержки и фирмы вынуждены повышать цены на продукцию.

Форма кривой совокупного предложения позволяет наблюдать изменение издержек производства на единицу продукции при изменении объема выпуска. На горизонтальном отрезке фирмам доступны ресурсы по неизменным ценам и производство увеличивается без повышения цен. На восходящем отрезке издержки производства повышаются, и в экономике повышается общий уровень цен. На вертикальном отрезке возможности увеличения выпуска исчерпаны, так как заняты все ресурсы. Расширение совокупного спроса приведет только к росту цен. Фирмы могут перекупать уже занятые ресурсы, повышая свои издержки производства и увеличивая выпуск. Но в целом реальный выпуск в экономике не увеличится.


Макроэкономическое равновесие – равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Графической иллюстрацией этого равенства является точка Yr пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения. В этой точке весь произведенный национальный продукт будет куплен.

Кейнсианская теория предполагает, что макроэкономическое равновесие может быть достигнуто на любом отрезке кривой совокупного предложения. На горизонтальном отрезке равновесие достигается без инфляции, на восходящем – при некотором повышении цен, а на вертикальном – в условиях инфляции.

Равновесный объем выпуска меняется при смещении кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Результат увеличения совокупного спроса зависит от состояния экономики. Эффект мультипликатора на разных отрезках кривой совокупного предложения действует в различную силу.

На горизонтальном отрезке действие мультипликатора проявляется в полном объеме. Рост совокупных расходов вызывает значительное увеличение выпуска при неизменном уровне цен. Однако на восходящем и вертикальном отрезках изменение совокупного спроса будет в той или иной степени поглощаться инфляцией.

Из-за негибкости цен в краткосрочном периоде сокращение совокупного спроса на восходящем и вертикальном отрезках приведет к их падению только через определенное время.

Сокращение совокупного предложения – сдвиг кривой совокупного предложения влево сократит выпуск и вызовет рост цен. В такой ситуации возникает инфляция издержек. Рост совокупного предложения говорит об экономическом росте, увеличивается выпуск, и падают цены.

1.2. Принцип эффективного спроса.

Эффективный спрос, по Дж. М. Кейнсу,- это просто фактический совокупный спрос на блага, при котором совокупный спрос равен совокупному предложению. Принцип эффективного спроса заключается в том, что реальный национальный доход определяется эффективным спросом, и при этом последний может быть меньше, чем необходимо для обеспечения полной занятости. Следовательно, ресурсы общества могут использоваться не полностью. Таким образом, излагая принцип эффективного спроса, Дж. М. Кейнс сформулировал основную задачу своего экономического анализа: определение факторов, влияющих на объем использования, то есть занятости, ресурсов, имеющихся в экономике. По мнению Дж. М. Кейнса проблемы размещения ресурсов в условиях полной занятости не столь важны, когда ресурсы используются не полностью.


Итак, эффективный спрос = потребление + инвестиции + государственные закупки + чистый экспорт.

Последний показатель – чистый экспорт, то есть избыток валового экспорта над импортом – расширяет рынок и тем самым стимулирует производство. Меры по поддержке экспорта особенно необходимы в условиях активного роста национального дохода. Увеличение дохода пробуждает и развивает склонность к импорту, который замещает внутренний спрос иностранной продукцией. Превышение же импорта над экспортом – дело опасное еще и потому, что ведет к дефициту платежных балансов, накоплению внешнего долга, расшатывает валютную систему.

Предметом особого внимания Кейнса и стимулятором его теоретического поиска была проблема занятости.

Кейнс пишет: “Уровень занятости определяется точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей. Величину D (выручка, ожидаемая предпринимателями при занятости N человек) в той точке кривой функции совокупного спроса, где она пересекается с функцией совокупного предложения, назовем эффективным спросом”.

Глава 2. Предельная склонность к потреблению и мультипликатор.

2.1. Понятие предельной склонности к потреблению.

Предельная склонность к потреблению – доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода.

MPC = ∆C ⁄ ∆Yd, где

MPC – предельная склонность к потреблению;

∆C – прирост потребительских расходов;

∆Yd – прирост располагаемого дохода.

Колебания размеров реального дохода представляют собой результат приложения различного объема занятости к данному капиталистическому имуществу, так что реальный доход увеличивается и уменьшается вместе с числом используемых единиц труда. Если с ростом числа единиц труда, затрачиваемых при неизменных размерах капитального оборудования, имеет место убывание доходности, то доход (измеряемый в единицах заработной платы) будет увеличиваться быстрее, чем объем занятости, а он в свою очередь будет возрастать более чем пропорционально величине реального дохода (измеряемого в натуральном выражении).


Реальный доход (измеряемый в натуральном выражении) и доход (измеряемый в единицах заработной платы) будут увеличиваться и уменьшаться параллельно; это относится к коротким промежуткам времени, в течение которых размеры капитального имущества остаются практически неизменными. Поскольку же реальный доход (в натуральном выражении) может не поддаваться точному измерению, во многих случаях удобней рассматривать доход, выраженный в единицах заработной платы (Yw), как показатель, достаточно точно устанавливающий изменения в реальном доходе. В некоторых случаях нельзя упускать из виду тот факт, что Yw,как правило, возрастает и убывает в большей пропорции, чем реальный доход; но в других случаях то обстоятельство, что они всегда испытывают изменения в одном и том же направлении, позволяет беспрепятственно переходить от одной величины к другой.

Поэтому и обычный психологический закон, согласно которому при увеличении или уменьшении реального дохода общества размеры совокупного потребления будут меняться в том же направлении, но не с такой быстротой, можно сформулировать, прибегнув к следующим положениям: величины ∆Cw и ∆Yw имеют одинаковый знак, но ∆Yw > ∆Cw, где Cw представляет собой потребление, выраженное в единицах заработной платы. Предельную склонность к потреблению можно определить как dCw ⁄dYw. Эта величина играет весьма существенную роль; она показывает, как очередное увеличение продукции будет разделено между потреблением и инвестициями.

∆Yw = ∆Cw + ∆Iw, где

∆Cw – приращение потребления;

∆Iw – приращение инвестиций.

Таким образом, мы можем записать следующее соотношение:

∆Yw = k ∆Iw, (3.3)

где величина 1 – 1 ⁄ k равна предельной склонности к потреблению.

Согласно психологическим наблюдениям, величина предельной склонности к потреблению находится между единицей и нулём 0 < MPC < 1.

Отсюда следуют выводы:

- если МРС = 0, то все приращение дохода будет сберегаться, так как сбережение – та часть дохода, которая не потребляется;

- если МРС = 1/2, это означает, что увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну;

- если МРС = 1, то всё приращение дохода будет израсходовано на потребление.

2.2. Мультипликатор занятости и мультипликатор инвестиций.

Понятие мультипликатора впервые было введено в экономическую теорию английским экономистом Р. Ф. Каном (учеником Кейнса) в 1931 г. В связи с обоснованием организации общественных работ для борьбы с кризисом и безработицей. Р. Ф. Кан усматривал действие мультипликатора занятости в том, что в результате государственных затрат на общественные работы возникает не только “первичная занятость” на этих работах этих работах, но и производная от нее – вторичная, третичная и т. д. Таким образом происходит “мультипликация” покупательной способности и занятости, вызванная первоначальными затратами.