Файл: Понятие и роль принципов права (Понятие и сущность принципов права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- нормативные акты всегда официально признаны государством в качестве источников права и обязательны к исполнению;

- другие источники права могут быть или не быть официально признаны государством; в первом случае они так же обязательны к исполнению;

- если они официально не признаны государством, в некоторых случаях все же проявляется их реальное действие.

Таким образом, право содержится не только в нормативных актах, но и в других источниках права . В подтверждение предложенного вывода можно привести следующую мысль, взятую из статьи современного немецкого ученого. "Законодательство является лишь малой частью трудового права промышленно развитых стран. Нормы, определяющие отношения между работодателем и наемным работником, по большей части не находят отражения в кодифицированном праве . Повсюду в западных странах огромное значение придается судебной практике. Наряду с этим многие чрезвычайно важные вопросы регулируются коллективными договорами, часто выходящими за рамки норм, предусмотренных в законодательных актах"..

В современной учебной литературе по теории государства и права также преодолеваются бытовавшие ранее односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки, и принципов права.

4. Правовые принципы в законодательстве

Исходя из смысла термина "принцип", означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Они приобретают значение императивных требований, конкретных правил и обязывают правоприменителя к определенному поведению или устанавливают определенные запреты. Посредством таких идей российское законодательство обогащается общечеловеческими правовыми ценностями. Принципы должны быть "работающими". Для этого в тексте любого закона их содержание подлежит наиболее полному раскрытию. Важно также, чтобы с принципами были согласованы, жестко связаны все предписания, содержащиеся в законодательном акте.


Учитывая значение правовых принципов, можно сказать, что качество законов и эффективность правового регулирования во многом зависят от того, как в них сформулированы и раскрыты такие принципы. Можно выразиться и более конкретно: Какие принципы, такие и законы.

Законотворческая деятельность в РФ приобретает все более интенсивный характер. Поэтому целесообразно проанализировать принятые законы с точки зрения закрепления в них принципов и сделать определенные выводы [3, c.75].

В демократическом правовом государстве правовые принципы формируются учеными на основе достижений правовой мысли за всю историю цивилизации, отечественных достижений, а также с учетом специфических объективных закономерностей развития общества. Основополагающие идеи, формируемые учеными и предлагаемые в качестве правовых принципов, первоначально отражаются в законопроектах, после чего законодательный орган окончательно решает, признать их таковыми или нет.

В теории права отмечают регулятивную функцию правовых принципов. Она проявляется в том, что в случае пробелов в законе, несогласованности правовых норм или затруднений в их применении правоприменитель должен руководствоваться правовыми принципами. Важно отметить, что последние не только определяют уровень правового регулирования тех или иных общественных отношений, но и указывают на дальнейшее развитие законодательства. Последнее обстоятельство может наглядно продемонстрировать развитием в уголовно-процессуальном законодательстве РФ принципа обеспечения обвиняемому права на защиту.

Существенное значение имеет вопрос о том, кем должна устанавливаться система принципов, действующих в определенной сфере правового регулирования: сообществом ученых на основе анализа того или иного закона или законодателем путем четкого перечисления в законе конкретных принципов. В первом случае этот вопрос будет являться элементом предмета науки соответствующей отрасли права, во втором - элементом предмета правового регулирования [23, c.98].

Отношение к законодательному выражению правовых принципов должно быть унифицированным. Речь идет прежде всего об использовании в законотворчестве единой юридической (законодательной) техники, которая касается внешней формы юридических актов. Вполне объяснимо стремление законодателя выразить основу того или иного закона путем формулирования в нем четкой системы принципов.


Принципы права пронизывают все правовые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Отсюда их определяющее значение для регулирования общественных отношений, для юридической практики. Строгое и точное осуществление требований права означает одновременно и последовательное воплощение в жизнь заложенных в нем принципов. Поэтому при решении конкретных юридических дел необходимо в первую очередь руководствоваться принципами права. Это служит основой правильного применения юридических норм, принятия обоснованных и законных решений.

Правовые принципы, отраженные в законодательстве, сами приобретают регулирующее воздействие. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике правовые принципы служат своего рода указателями в правоприменительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, под принципами права понимают исходные нормативно-руководящие начала, определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений.

Существует несколько видов принципов права :

1. общие (общеправовые) принципы ;

2. отраслевые принципы ;

3.межотраслевые принципы .

Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику (например, регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи).

Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права :


1. принцип гласности;

2. принцип состязательности;

3. принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.

Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:

-принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;

-принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;

-принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;

-принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;

-принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;

-принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав .


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор−издат − Москва, 2014. − 174 c.
  2. Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ − Москва, 2014. − 168 c.
  3. Енгибарян Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов ; Моск. гос. ин−т междунар. отношений (Университет) МИД России, Междунар. ин−т упр. − М., 2012. − 575 с.
  4. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма − Москва, 2013. − 442 c.
  5. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2−е, испр. и доп. − Москва, 2013. − 616 c.
  6. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права; Юрайт − Москва, 2013. − 640 c.
  7. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия − Москва, 2014. − 192 c.
  8. Летушева Н. И., Летушева М. В. Теория государства и права; Академия − Москва, 2012. − 208 c.
  9. Марченко М. Н. Теория государства и права; Проспект − Москва, 2013. − 652 c.
  10. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права; Дело − Москва, 2013. − 528 c.
  11. Мокичев, К.А. Теория государства и права; М.: Юридическая литература − Москва, 2013. − 520 c.
  12. Морозова Л. А. Теория государства и права : [учебник для вузов по специальности 021100 "Юриспруденция"] / Л. А. Морозова. − М., 2012. − 477 с.
  13. Оксамытный, В.В. Теория государства и права; ИМПЭ−ПАБЛИШ − Москва, 2013. − 563 c.
  14. Перевалов В. Д. Теория государства и права : учебник : / В. Д. Перевалов. − М., 2012. − 379 с.
  15. Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт − Москва, 2013. − 752 c.
  16. Радько Т. Н. Теория государства и права; Академический Проект − , 2013. − 816 c.
  17. Рассказов Л. П. Теория государства и права; Инфра−М, РИОР − Москва, 2014. − 480 c.
  18. Рассолов М. М. Теория государства и права; Юрайт − Москва, 2012. − 640 c.
  19. Смоленский М. Б. Теория государства и права; Феникс − Москва, 2014. − 288 c.
  20. Сырых В. М. Теория государства и права; Юстицинформ − Москва, 2012. − 704 c.
  21. Теория государства и права; АСТ, Сова − Москва, 2013. − 160 c.
  22. Теория государства и права; КноРус − Москва, 2012. − 382 c.
  23. Теория государства и права; Сова, Астрель − Москва, 2012. − 160 c.
  24. Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало−М − Москва, 2013. − 516 c.
  25. Теория государства и права : учебник / [Пиголкин А. С. и др.] ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. − М., 2012. − 613 с.