Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика международно-правового регулирования информационной безопасности
1.1 Информационные аспекты безопасности
2. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности
2.1 Классификация и определение источников опасности при международном информационном обмене
3. Совершенствование международно-правового регулирования информационной безопасности
3.1 Направления совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности
3.2 Перспективы совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности
С позиции системного подхода обеспечение национальной безопасности представляется в качестве системы со специфическими структурными и функциональными компонентами, которая имеет свои внутренние связи и связи с окружающей средой и развивается под воздействием множества факторов (природных, политических, экономических, военных, социальных и др.), т.е. факторы влияют как на систему национальной безопасности в целом, так и на деятельность отдельных субъектов обеспечения национальной безопасности.
3. Совершенствование международно-правового регулирования информационной безопасности
3.1 Направления совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности
Одним из фундаментальных компонентов современного общества стало формирующееся глобальное информационное пространство, представляющее "систему национальных и международных социализированных институтов, обеспечивающих доступ к информации для правительств, широких кругов общественности". Оно выступает ареной столкновений интересов (политических, экономических), распространения знаний и сведений.
Следует отметить, что ни одна страна, какими бы ресурсами она не обладала, уже не может развиваться успешно в изоляции от остального мира. В работе Е.Ф. Герштейна отмечается: "Интеграция в экономике проявляется в развитии взаимодействий между ее элементами при производстве, распределении, обмене и потреблении, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем".
Применение информационно-коммуникационных технологий влияния на политическое сознание базируется на использовании следующих приемов: символизации, персонификации, создания образа врага, проведении исторических параллелей, расстановки информационных акцентов, фокусировки внимания на ритуалах, применении рациональных аргументов и лингвистических приемах, создании информационной перегрузки и визуализации информационных потоков.
Информационный потенциал играет существенную роль в обеспечении безопасности общества и государства. Серьёзной проблемой, возникающей в связи с использованием информационных технологий разведывательными и военными учреждениями, является несовершенство международного права, которое практически не регулирует использование информационных технологий в военной сфере, хотя информационный потенциал - один из определяющих элементов военной мощи. Наиболее развитые государства используют его для достижения военных, политических и экономических целей. Инструментами информационного воздействия, таким образом, становятся информационные ресурсы - информация и технологии.
Возникновение новых сфер межгосударственного сотрудничества приводит к "трансформации структуры и форм деятельности уже существующих организаций, а также к созданию новых, призванных решать актуальные проблемы международных отношений".
3.2 Перспективы совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определены приоритеты по обеспечению механизма реализации усилий государства и общества в области государственного управления, обеспечения национальной безопасности. Определено, что проблемы международной безопасности больше не могут решаться и рассматриваться в терминах равновесия военных сил. Современные международные отношения дают все меньше оснований рассматривать их как межгосударственные взаимодействия. Определены функции системы национальной безопасности. "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу" (ч.3 разд. I Указа Президента РФ № 537). Стратегия является официальным документом, может рассматриваться как источник права по следующим основаниям. Право создается в результате целенаправленной деятельности. Если учесть, что право - это не только совокупность норм, выраженных в статьях нормативно-правовых актов, право рассматривается и как совокупность устойчиво повторяющихся правоотношений, образующих правопорядок. "Механизм правообразования начинается с экстернализации - внешнего проявления активности человека, имеющей юридическое значение". Правовая экстернализация значительно отличается от норм права. Активность субъекта может лишь предполагать новый результат. Если этот результат оценивается как положительный, желательный, то такая инновация приобретает официальное признание, повышается эффективность социального регулирования. С деятельностью государства связывается и реализация норм международного права, в частности касающихся обеспечения коллективной безопасности.
Необходимость повышения эффективности механизма социального регулирования в области национальной безопасности предполагает формирование законодательных норм в развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. как источника права.
Заключение
Информационная безопасность является необъемлемой частью национальной безопасности, в свою очередь, национальная безопасность - это определенная гарантия для жителей государства в сфере обеспечения интересов граждан, национальных приоритетов и образа жизни от всевозможного негативного влияния широкого спектра внутренних и внешних угроз, носящих различных характер (информационной, политический, экологический и проч.).
Информационные и коммуникационные технологии стали рассматриваться в виде самостоятельного объекта системы информационной безопасности сравнительно недавно, что повлекло за собой появление новых и существенной редакции уже существующих норм правового регулирования в указанной сфере. Так, в частности, раннее регулирование деятельности, связанной с использованием интернет-технологий, начало формироваться в начале 1990-х гг. в Соединенных Штатах Америки. В то время Секретная служба США пыталась предотвратить распространение так называемого документа "E911". Последний был незаконно скопированным документом, который содержал сведения о работе системы "911" (действия спецслужб в чрезвычайных ситуациях).
Позднее в США и ряде европейских стран были приняты специальные нормативные акты, направленные не только на регулирование ИКТ и обеспечение безопасности в информационно-технологической сфере, но и в целом на усиление роли государства как основного субъекта воздействия на все сферы социально-экономической жизни.
Список используемой литературы
- Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета, № 187, 28.09.2000
- Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009.19 мая. № 88
- Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2013 Ильин Ю.Д.
- Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития Герштейн Е.Ф.
- Информационная безопасность Мельников В.П., Клейменов С.Л, Петраков А.В.- электронная версия.
- Галатенко В. А. Основы информационной безопасности. – М: Интернет-Университет Информационных Технологий – ИНТУИТ. РУ, 2013.
- Отечественный журнал о ИТ-решениях www.jetinfo.ru