Файл: Теневая экономика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на существование «теневой» экономики:

  • антропологические факторы. Данные факторы кроются в самом человеке. Каждому индивиду присущи честность и лживость, щедрость и жадность, самопожертвование и эгоизм. Каждый человек стремится получить больше, при этом затратив меньше усилий.
  • экономические факторы. Данные факторы связаны с перекосами в налоговой политике государства, малой степенью насыщения рынка товарами и услугами, лишением баланса между отраслями хозяйства, низкой покупательской способностью населения, деятельностью незарегистрированных хозяйствующих субъектов.
  • правовые факторы. Данные факторы связаны с несовершенством законодательной базы и с механизма координации борьбы с экономической преступностью. Помимо всего прочего, увеличение «теневой» экономики связано с малоэффективностью деятельности правоохранительных структур по пересечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
  • социально-политические факторы. Такие факторы связаны с низким авторитетом органов власти у общества, наличием социально-психологических настроений и ориентиров, нарушением обязательств социальной направленности со стороны государства, степенью разрешения социально-экономических проблем общества;
  • социальные факторы. Данный тип факторов связан с низким уровнем жизни населения, способствующим развитию скрытых видов экономической деятельности, достаточно высокой степенью безработицы, неравномерным распределением ВВП. В «теневую» экономику массово привлекаются представители малоимущих слоев, это молодежь, безработные, рабочие-мигранты. По численности они составляют основную часть участников «теневой» экономики;
  • административные факторы, то есть отсутствие результативной государственной вертикали управления экономикой, безответственность и низкий уровень компетентности органов управления, административные барьеры и пр.

В РФ эксперты определяют три главных фактора, формирующих масштабы «тенизации» экономики в каждой стране — контроль за коррупцией, «демократическая ответственность», рост ВВП.

По данным исследования Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (далее — ACCA), посвященном оценке и прогнозу развития глобальной теневой экономики, Россия находится в пятерке крупнейших теневых экономик, занимает второе место в рейтинге, куда включены 28 стран. Ее объем составляет 33,6 трлн. руб., или 39% ВВП страны.


Отметим, что показатель теневой экономики в России — один из самых высоких в мире, он почти на 74% выше, чем в среднем по миру. Наибольший объем тенизации экономики у Нигерии (48% ВВП) и Бразилии (34,7% ВВП). На пятом месте расположилась Шри-Ланка с показателем 28,2 %.

Наименьший показатель теневой экономики наблюдается у Китая, Японии и США (10,1%, 10,1%, 7,8 %, соответственно).

Согласно Госкомстату, в 2015 году степень тенизации экономики России составляла, примерно, 16 % ВВП, при обороте порядка 8 трлн. рублей в год. В 2016 году уровень тенизации достиг уже 39% ВВП (рисунок 4).

В теневых секторах экономики страны задействовано свыше 13 миллионов человек. По оценке независимых экспертов, в неформальном секторе занято более 22 миллионов россиян.

В итоге, вне трудового законодательства в 2014 году было трудоустроено около 16 миллионов человек порядка 20 % трудоспособного населения страны. При этом для 85 % такой категории трудящихся неформальный заработок — базовый источник дохода.

По оценкам Госкомстата, скрытый фонд оплаты труда в стране постоянно увеличивается: с 2015 года он увеличился с 6,3 трлн. руб. (10,5% ВВП) до 12,3 трлн. руб. (13,3% ВВП) в 2016 году.

По мнению директора Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС А. Покуда, «теневой сектор охватывает приблизительно 40% занятого населения, именно такая доля сотрудников работают или подрабатывают и при этом не платят налоги. С 2001 года размер теневого сектора менялся несильно, людям продолжают платить зарплату в конвертах, а вторичная занятость не регистрируется».

Учитывая размер Российской Федерации, географические различия по степени прозрачности региональных экономик также значительные. Если рассматривать уровень тенизации экономики в разрезе федеральных округов страны, то теневая занятость минимальна на северо-западе России (5,4%), а также в Центральном федеральном округе (6,8%).

Например, в 2016 году в Санкт-Петербурге она охватывала лишь 2,2 % от занятого населения в этом регионе. В Москве этот показатель составлял, примерно, 3,7 %. Наибольшим размер тенизации рабсилы был в национальных республиках Северного Кавказа, а также в Дальневосточном федеральном округе (20,5% и 16,4%, соответственно).

Лидерами по неофициальной занятости являются отрасли торговли (11%), строительства (16%), персональных услуг (6%) и сельского хозяйства (50%). Тенизация экономики в строительстве связана с большой долей нерегистрируемых частных домов. Что касается сельского хозяйства, то там доля теневого сектора свыше 50 % добавленной стоимости, так как большая часть сельхозпродукции производится в России не на пришедших в упадок сельхозпредприятиях, а в частных приусадебных хозяйствах населения, включая дачи.


Основные причины роста теневого сектора экономики – происходящие сокращения на малых предприятиях, их ликвидация, высокий уровень ключевой ставки Центрального банка России, который тормозит развитие реального сектора экономики (в настоящее время, ставка ЦБ РФ составляет 8,25%).

Чтобы установить величину теневой экономики, Госкомстат РФ исходит из соотношения доходов от скрытых формальных экономических видов деятельности, разрешенной законом к ВВП. Представленная методика соответствует рекомендациям международных организаций.

Итак, главная проблема для российской экономики — теневой сектор. Данный фактор искажает показатели экономического роста. Бюрократия может существовать по одному из трех принципов — конкуренция, принуждение или коррупция, и в России именно коррупция лежит в основе механизма работы. В случае если текущая политическая система не изменится, то уменьшение доли теневой экономики представляется маловероятным.

2.2. Пути уменьшения теневой экономики

Ключевая цель борьбы с теневыми экономическими отношениями — легализация неофициальной экономики и желание ликвидации криминальной. Так как на теневую экономику воздействует большое количество многообразных факторов, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. В данные средства борьбы должны включатся как экономические, так и правовые, и социальные аспекты. В настоящее время в России применяются такие меры, как:

  • реформируется налоговая политика и система, которая направлена на вывод дохода из «тени»;
  • ужесточается борьба с коррупцией;
  • ограничение и прекращение вывоза капитала из страны;
  • формирование благоприятного инвестиционного климата в регионах страны;
  • выявляются подпольные производства, пресекается их деятельность;
  • разрабатывается проект детенизации экономической системы.

Следует отметить, необходимость ужесточения методов борьбы с теневой экономикой. Один из методов может стать сравнение двух величин: доходов и расходов. Например, сопоставить декларацию о доходах чиновника с его официальными расходами и при необходимости поправить его официальные доходы.

Отметим, что базовый фактор ограничения теневых операций из экономики — создание здоровой конкурентной среды. Ведь теневая экономика — проявление формы недобросовестной конкуренции. Негативные факторы развития криминального бизнеса должны формироваться, прежде всего, государством. Эта важнейшая стратегическая задача, решение которой – одна из управленческих функций современного государства.


При этом в своем влиянии на теневую экономику правительство обязано опираться на институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, политические партии и пр.). Государство должно осознавать значение проблемы теневой экономики, а также иметь политическую волю, иметь возможность проявлять активные, решительные действия по оздоровлению рыночных отношений.

В стратегии правительства в рамках борьбы с теневыми экономическими отношениями необходима формулировка главной задачи – определение минимального уровня теневой экономики.

Известно, полностью ликвидировать теневую экономику не представляется возможным. Ориентировочный параметр — удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП.

Итак, выявив главные сферы воздействия государства на теневую экономику, следует сформулировать перечень определенных стратегических задач:

  • снижение коррупции и взяточничества;
  • борьба с теневыми операциями;
  • устранение главных причин, порождающих теневую экономику;
  • укрепление властной вертикали;
  • формирование здоровой конкурентной среды;
  • поддержка малого и среднего бизнеса;
  • создание бюджета социально ориентированного, который будет направлен на снижение доли вынужденной нелегальной экономики;
  • жесткое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Далее представим основные меры снижения масштабов теневой экономики и теневых отношений. Реализация предлагаемых мер требует сбалансирования интересов государства и иных субъектов хозяйствования с целью защиты национальной безопасности России.

Внешнеэкономическая сфера — гармонизация в международном масштабе налогообложения более мобильных товаров, капиталов и факторов производства с учетом широкого распространения офшорных территорий и необходимости получения в бюджет налогов с прибыли российских предприятий, функционирующих в данных зонах.

Итак, на сегодняшний день уровень теневой экономики в России можно снизить посредством усиления борьбы с коррупцией, улучшения демократической подотчетности и роста ВВП.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация предлагаемых мер требует сбалансированности интересов государства и иных субъектов экономики с целью защиты национальной безопасности страны. Открытая политика органов государственной власти, направленная на формирование и поддержание социального государства, поспособствует также уменьшению тенизации экономики.


Заключение

В соответствии с поставленными в рамках данной работе задачами можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в настоящее время в экономической теории и практике существуют различные трактовки понятия «теневая экономика». В общем виде, под «теневой экономикой» понимается экономическая деятельность, противоречащая установленному законодательству.

В российской научной литературе существуют три основных подхода к пониманию «теневая экономика»: учетно-статистический подход, формально-правовой и оптимизационно — позитивный подход. Каждый из подходов имеет свои особенности, рассмотренных в данной курсовой работе.

Развитие теневой экономики — реакция на сам факт государственного регулирования. Многие виды теневой экономики объясняются во многом именно недостатками государственного контроля и регулирования.

С другой стороны, теневая экономика появилась по результатам стремления ограничить свободу рынка.

Итак, инфляция, кризис платежеспособности, нарушение хозяйственных связей приводят к формированию условий для появления «теневой» экономики.

Во-вторых, выделяются такие виды теневой экономики, как: нелегальная экономика, неформальная, скрытая, легальная неофициальная, внеправовая, полуправовая и нелегальная криминальная экономика.

В-третьих, основными причинами роста теневой экономики служат антропологические, экономические, правовые, социально-политические, административные и иные факторы. Показатель теневой экономики в России (уровень тенизации в 2016 г. достиг 39% ВВП). Лидеры по неофициальной занятости — отрасли торговли (11%), строительства (16%), персональных услуг (6%) и сельского хозяйства (50%).

Среди главных причин роста теневого сектора экономики выделяются: сокращения на малых предприятиях и высокий уровень ключевой ставки Центрального банка России.

В-четвертых, необходимо предложить следующие пути уменьшения теневой экономики: минимизация коррупции и взяточничества, борьба с теневыми операциями, формирование здоровой конкурентной среды, государственная поддержка предпринимательства, жесткое государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, увеличение ВВП страны.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что данные мероприятия помогут вывести экономику России «из тени», удовлетворить потребности населения в целом, а также снизить коррумпированность в стране.