Файл: ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются «дочерними». Холдингами, созданными в России, являются «Уралмаш НГО Холдинг», «Газпром-медиа», группа Альянс, Лукойл, Русский Стандарт, «Группа “ГАЗ”» и др.).
Существует другой тип объединения хозяйствующих субъектов — финансово-промышленные группы. Они объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия — промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации). В их состав обязательно должна входить кредитная организация. Примерами уже созданных в Российской Федерации финансово-промышленных групп могут служить: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь», «Российский авиационный консорциум» и др.
Высокий потенциал имеет такая форма организации бизнес-групп, как кластер. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под кластером понимается совокупность ОЭЗ одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.
Закон предусматривает, что на территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
1) промышленно-производственные (созданы в Калужской, самарской, Липецкой области и т.д.);
2) технико-внедренческие (созданы в г. Дубне, г. Зеленограде и др.);
3) туристско-рекреационные (созданы в Ставропольском, Краснодарском, Алтайском краях и др.);
4) портовые (созданы на территориях Ульяновской, Мурманской области, Хабаровского края).
Основные инструменты государственного предпринимательства
Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, посредством различных инструментов (доверительного управления, аренды, заключения концессионных соглашений, договоров о франчайзинге (коммерческой концессии), контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.).
1. Доверительное управление — исполнение функций управления государственным имуществом доверительным лицом по поручению уполномоченных государственных органов.
2. По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Доверительное управление государственным имуществом предусматривает несколько вариантов реализации договора доверительного управления:
- стратегическое управление, которое предусматривает подготовку инвестиционных решений, контроль над долговыми обязательствами предприятия, разработку экономических стратегий деятельности государственных компаний;
- оперативное управление государственным имуществом, которое предполагает планирование текущей и перспективной деятельности компании, контроль над деятельностью всех структурных подразделений и принятие решений по вопросам, связанным с управлением компании.
Государство, вверяя управление имуществом стороннему лицу, рассчитывает повысить эффективность управления активами.
Объекты доверительного управления государственного имущества могут быть следующими:
- акции, принадлежащие государству;
- научно-исследовательские учреждения;
- инфраструктура: транспортные средства, газопровод, порт и т.д.
- социальные объекты.
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" - уполномоченный орган управления использованием атомной энергии. Она наделена полномочиями от имени РФ осуществлять государственное управление использованием атомной энергии в соответствии с ФЗ от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.
Автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
2. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
По концессионному соглашению органы государственной власти и ОМСУ сдают в эксплуатацию на конкретный срок на возмездных условиях землю, другие источники природных богатств, предприятия иностранным или российским частным лицам.
Концессионер вкладывает свои средства в разработку полезных ископаемых и освоение районов, в организацию производства определенных видов продукции, получая за это соответствующую прибыль и уплачивает оговоренную соглашением плату государству, сдавшему ему в концессию объект.
Концессионные проекты действуют в ЖКХ, транспортном комплексе, дорожном хозяйстве, в социальной сфере. Они ориентированы на модернизацию и эксплуатацию действующих имущественных комплексов – аэропортов, портов, вокзалов, отдельных терминалов и т.д.
За годы, прошедшие после принятия в ФЗ от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", было заключено около 300 концессионных соглашений.
За этот период в проекты, реализуемые в рамках концессионных соглашений, инвестировано более 100 миллиардов рублей.
Например, на условиях концессионного соглашения был реализован проект по строительству и эксплуатации платного участка трассы М1 в обход города Одинцова протяженностью 18,5 километра.
В нем концедентом являлась государственная компания "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"), а в качестве концессионера выступало ОАО "Главная дорога".
Концессионные соглашения заключаются в отношении конкретных объектов:
- входящих в состав метрополитена и другого транспорта общего пользования;
- культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма;
- входящих в состав морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков;
- железнодорожного транспорта;
- трубопроводного транспорта и т.п.
3. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные корпорации «Росатом», «Роскосмос», заказчики, участники закупок, организации, операторы электронных площадок и др.) и осуществляемых ими в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются:
- конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион);
- запрос котировок;
- запрос предложений.
4. Другим инструментом государственного предпринимательства является франчайзинг, при котором частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований (к тарифам, объемам производства и др.), кто берет на себя обязательство вести дело при наименьших размерах выделяемых из бюджета средств или же при уплате в него больших доходов.
Обратим внимание на выгоды, получаемые государством-франшизодателем. Во-первых, создаются условия для наращивания объемов продукции без привлечения дополнительных финансовых ресурсов от собственника:
1) финансирование эксплуатационных расходов, а также издержек по управлению, найму рабочей силы, новым разработкам и другим необходимым элементам производственной программы осуществляется, как правило, за счет частной фирмы;
2) повышается степень использования производственных мощностей государственного предприятия, ускоряется оборот основного капитала;
3) частный бизнес начинает «питать» государство не только налоговыми платежами, но и чистыми доходами (в виде процента от объема продаж).
Параллельное функционирование в рамках одного предприятия различных по организации и уровню использования ресурсов хозяйственных структур существенно влияет на ценностные ориентации и мотивы деятельности трудового коллектива. Для государства такая практика примечательна тем, что позволяет апробировать механизм интеграции интересов его и частного бизнеса, формирования общей ответственности за результаты предпринимательской деятельности, заинтересованности в устойчивых доходах.
Продуктивным инструментом рыночного предложения государственного капитала является контрактная система размещения государственного заказа, предполагающая конкурентную борьбу между соискателями государственного заказа. Предмет конкуренции — минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований. Государственный заказ содержит количественные и качественные показатели предоставляемых государству товаров и услуг, финансовый план, регламентирующий состав прямых и косвенных расходов, плановую цену заказа, норму прибыли. В финансовый механизм государственного заказа встроен принцип «поощрения — санкции», связанный с выполнением содержащихся в договоре условий.