Файл: Технологии соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы реферата обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с информационно-правовым регулированием порядка оборота информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации) в Российской Федерации.

В формирующемся современном мире информация выступает важнейшим компонентом развития общества. Нынешнее гражданское общество постепенно превращается из информированного в информационное, поэтому информация приобретает глобальный характер; не существует границ для потока информации; информация является значимой как для себя лично, так для государства и общества в целом; каждый может искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Сегодня провозглашена программа по созданию единого информационного пространства России, формирование и развитие которого необходимо для обеспечения оперативного доступа граждан к сведениям, имеющимся в информационных системах, а также в целях реализации полномочий органов государственного управления в сфере управления экономикой, в области безопасности личности, общества и государства с преимущественным использованием информационных систем. При правовом регулировании использования информационных систем важную роль играет проблема установления порядка доступа к информации, которая функционирует в различных видах тайн. Поэтому порядок доступа устанавливается органами государственного управления в соответствии с законом, а использование такой информации регулируется правовыми режимами оборота информации конфиденциального характера.

В последние годы активно формируется информационное законодательство: были приняты новые основополагающие законы. Правовым фундаментом, регулирующим отношения в области информации, в нынешнее время, является Федеральный закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Также был принят унифицированный нормативно-правовой акт, создающий правовую основу обращения с персональными данными физических лиц - Федеральный закон "О персональных данных" и т.д.

Все эти факторы в совокупности и обусловили возникновение моего интереса к правовым режимам оборота информации конфиденциального характера.

1.Понятие информации с ограниченным доступом и основания ее классификации

К информации ограниченного доступа относятся государственная тайна и конфиденциальная информация , на которую так любят ссылаться госорганы и должностные лица.


Государственная тайна (секреты) охраняется Конституцией РК и законом «О государственных секретах РК». Понятие и степень секретности документов определены в законе «О государственных секретах». Статья 17 этого закона перечисляет сведения, которые не подлежат засекречиванию:

1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

3) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям;

4) о фактах нарушения прав и свобод гражданина;

5) о размерах золотовалютных активов Национального банка Республики Казахстан и правительственного (бюджетного) резерва драгоценных металлов и драгоценных камней;

6) о фактах нарушения законности государственными органами и организациями, их должностными лицами;

7) о массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящиеся в архивах.

Статьи 22-24 устанавливают порядок и основания рассекречивания сведений. Особо отметим, что сведения о состоянии здоровья и личной жизни Президента РК и членов его семьи также отнесены к государственным секретам. Незаконное получение и разглашение госсекретов влечет ответственность по ст. 172 Уголовного кодекса РК.Информация, обеспечивающая осуществление демократических процедур и функционирование госорганов и организаций . Эта информация включает в себя ряд так называемых тайн, охраняемых законом:

- служебная тайна . Это коммерческая информация, разглашение и утрата которой может нанести ущерб интересам органов и организаций РК. Такая информация тщательно охраняется, и журналист может получить ее только с согласия владельца. Если вы добыли ее незаконным путем (например: подкуп, угроза, шантаж) и после ее опубликования госоргану или организации нанесен ущерб, то будьте готовы понести ответственность по 126 Гражданского кодекса РК (возмещение убытков и морального ущерба);

- тайна голосования . Согласно Закону «О выборах в Республике Казахстан» голосование в нашей стране является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателя. Информацию о том, как проголосовал тот или иной избиратель, можно получить только от него или с его согласия;


- тайна следствия . Следователь или дознаватель уполномочен сам решать, какой объем сведений по делу можно предоставлять журналистам. Это защитники, свидетели, потерпевшие, истцы и ответчики, эксперты, переводчики, специалисты, понятые и др. У них отбирается подписка о неразглашении сведений, и, следовательно, если кто-то из этих лиц расскажет журналисту что-то лишнее, то ответственность за разглашение тайны следствия ложится на него, а не на журналиста;

- тайна совещания судей . Тайна совещательной комнаты судей обеспечена нормами процессуального законодательства. Информация о том, что происходило в ней, не подлежит оглашению. Любая попытка проникновения в совещательную комнату является незаконной, будет расценена как неуважение к суду и наказана по ст.513 Кодекса об административных нарушениях РК;

- налоговая тайна . В обязанности органов налоговой службы входит соблюдение налоговой тайны (ст. ст.17, 518 Налогового кодекса). Информацию о налогах какого-либо субъекта (физического или юридического лица) вы можете получить у самого субъекта либо с его письменного согласия в налоговых органах.

Ограничения доступа к информации на основе закона.

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.примечание - По вопросу, касающемуся порядка обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, см. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233 .

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.


6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

10. Понятие и структура информации с ограниченным доступом. Институт тайны как правовой режим информации с ограниченным доступом. Конфиденциальность информации. Классификация видов тайн. Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну. Она состоит из государственной тайны и конфиденциальной информации. Конфиденциальная информация в свою очередь включает в себя то множество тайн, которое предлагается свести к пяти основным видам: коммерческая тайна, банковская тайна, профессиональная тайна, персональные данные, служебная тайна.

1.2 Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну

1. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

2. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.


Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ в часть третью статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 7 сентября 2007 г.

3. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

4. На документах, предоставляемых указанным в частях 1 и 3 настоящей статьи органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

2. Правовое регулирование информации с ограниченным доступом

С наступлением так называемой информационной эры особое значение приобретает проблема правового регулирования оборота информации в государстве. Пожалуй, самым важным документом в системе нормативного регулирования оборота информации является Конституция Российской Федерации. Говоря об обороте информации и об ограничениях в этом обороте, имеется в виду, прежде всего, гражданский оборот или оборот информации в сфере общественных отношений, урегулированных частным правом.

Некоторые положения Конституции Российской Федерации, являясь нормами прямого действия, оказывают непосредственное влияние на информационные правоотношения. Так, ч.1 статьи 29 Конституции гарантирует каждому на территории Российской Федерации свободу мысли и слова. Часть 4 этой же статьи закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. То есть ограничение на оборот какого бы то ни было вида информации должно устанавливаться в Российской Федерации только на основании федерального закона. Кроме того, Конституция РФ закрепляет свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания, а также принцип правовой охраны интеллектуальной собственности (ст.44 Конституции).