Файл: Этика делового общения и национальные особенности делового общения.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2.3) Практика делового общения
Этика и этикет делового общения
2.4) Управленческая этика: понятие, сущность, значение. Основные заповеди менеджера
3) Национальные особенности делового общения
3.1) Этика делового общения традиционного общества
3.2) Этика делового общения в учении Конфуция
3.3) Особенности делового общения с англичанами
3.4) Практика работы в английской компании
3.5) Особенности делового общения с американцами
3.6) Понятия «Мусульманская этика» и «Этика в мусульманских обществах»
Введение
Деловое общение — важная часть жизни человека, выраженная в форме отношений с другими людьми. Этика делового общения — это совокупность нравственных норм, правил и взглядов, регулирующих поведением и отношением людей в ходе осуществления их производственной деятельности. Характерная черта делового общения состоит в том, что она не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей чаще всего получения максимальной прибыли.
То, насколько быстро и успешно мы строим карьеру, зависит не только от знаний, опыта работы и удачных связей. Немаловажную роль играет так же умение строить здоровые, этичные взаимоотношения с коллегами, правильно вести деловую переписку, переговоры и совещания, соблюдать дресс-код.
Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача и состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение. Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон. Таким образом, в основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем не простое. Рыночные отношения предоставляют свободу выбора, но вместе с тем увеличивают количество вариантов решений, порождают комплекс моральных дилемм, поджидающих деловых людей на каждом шагу в процессе их деятельности и общения.
Общение выступает стороной более широкого явления — поведения людей, одна из сторон которого —этикет, т.е. установленный порядок поведения. Такой порядок поведения устанавливается в семье, в общественных местах: институте, школе, учреждении, на производстве, в церкви, дипломатической деятельности и т.п. Этикет формируется прежде всего в соответствии с нравами, обычаями. Его становление зависит от всей системы регулирования отношений между людьми, включающей нормы права, моральные нормы, традиции, общественное мнение.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должном поведении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение» по отношению к людям...».
Основная часть
2.1) Общие понятия
Этика — наука о морали нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384−322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные нравственные поступки.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" — от латинского "mos". Смысл этих слов один — нрав, обычай. Нравы и обычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Цель деловой этики – сформировать понятие профессионального долга и чести, привить навыки культуры общения с клиентами, со своими коллегами. Норма в деловой этике как первооснова высокого профессионализма. Соблюдение моральных норм, исторически сложившихся в рамках отдельного вида профессиональной деятельности как условие и требование времени.
Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие:
✓ взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой;
✓ проблема социальной ответственности бизнеса;
✓ вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений;
✓ способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие. В современном обществе существуют две основные позиции относительно деловой этики:
1. Позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) – в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Прагматики стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», не относящиеся к делу проблемы. Для предпринимателей, стоящих на позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами. Крайним случаем неэтичного поведения бизнесмена является нарушение закона.
2. Позиция соблюдения этических норм – это более цивилизованный подход, так как деловая организация является компонентом общества и, утверждая этические нормы у себя, она в тоже время способствует их распространению и в макросреде (социуме). А чем благополучнее этическая атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. Неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
1) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;
2) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;
3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции.
2.2) Основные принципы бизнес-этикета
Деловой, гражданский этикеты или даже просто хорошие манеры поведения меняются в течение всего того времени, как люди стали тесно взаимодействовать между собой в различных аспектах жизни. Этот процесс продолжается и по сей день.
Изначально сложилось так, что деловой и гражданский этикет развивались параллельно друг с другом.
Гражданский этикет возник во времена рыцарей и трубодуров, и до сих пор в нем главными являются правила поведения одного пола по отношению к другому.
В деловом этикете, несмотря на изменение социальной жизни, воспитание, и с течением времени всегда остается неизменной одна характеристика – независимо от пола поведение в бизнесе основано только на ранжировании. Базируясь на правилах и традициях гражданского и международного недипломатического этикета, бизнес-этикет создал свои нормы, которые обеспечивают эффективность деловых отношений и отражают корпоративные стандарты компаний.
Правила руководят любым поведением человека, несоблюдение правил делового этикета способствует возникновению многих негативных ситуаций в бизнесе. Нарушение неписаных правил тотчас замечается, и наоборот: сознательное использование правил бизнес-этикета способствует развитию и стабильности роста как отдельного сотрудника, так и всей компании в целом.
Сознательное соблюдение правил бизнес-этикета является одним из важнейших условий карьерного роста.
Манера поведения в сочетании со стилем одежды на девяносто процентов определяют отношение к деловому человеку. Вы не просто одеваете костюм, ваша одежда является вашей визитной карточкой. Если у вас взъерошенные волосы, грязная обувь, неприятный запах тела, если вы допускаете колкие остроты или жаргонный язык, неуместные прикосновения, если в целом ваш облик выглядит неопрятно, считайте, что вы безнадежно испортили впечатление о себе.
И наоборот: правильно подобранные часы, галстук, костюм и рубашка станут прекрасным вложением в продвижение по службе, в профессионализм и в свою компанию.
Соблюдая бизнес-этикет, вы подчеркиваете значимость и важность для вас партнера, создаете ему удобства и комфорт. Своей культурой и правильно подобранной одеждой вы демонстрируете важность для вас и уважение чужого мнения.
Бизнес-этикет не только условие карьерного роста и инструмент построения отношений, он является составной частью корпоративной культуры компании. Ведь каждый сотрудник – ее составной элемент. Во многих процветающих компаниях нормы бизнес-этикета, являясь частью корпоративной культуры сотрудников, способствовали их развитию и продвижению в конкурирующем мире бизнеса. Когда сотрудники знают, что недостаточно только поприветствовать посетителя, а нужно еще встать, когда он входит, представиться и предложить сесть – это обязательно будет зачтено. Невозможно не обратить внимание, если сотрудники компании профессионально одеты, корректно и радушно относятся друг к другу и клиентам, разговаривают вежливо и тихо и не сплетничают в коридорах. Все это элементы корпоративной культуры. Постоянство хороших манер как нельзя лучше вызывает доверие клиентов и партнеров. Вы стабильны и профессиональны, ваше поведение во многом предсказуемо, и вы безопасны, а значит, соответствуете ожиданиям людей или даже превосходите эти ожидания.
Знание принципов бизнес-этикета поможет с легкостью преодолеть многие подводные течения, возникающие в процессе делового общения.
Первый принцип – это умение выполнять свои рабочие функции, не мешая выполнять другим свои. То есть вы должны вести себя по отношению к коллегам или клиентам так, как хотели бы, чтобы они вели себя по отношению к вам.
Второй принцип – это принцип позитивности. Вы должны всегда излучать открытое и доброжелательное отношение к коллегам и клиентам. Например, всегда начинать и заканчивать деловые разговоры улыбкой; никогда не сплетничать и не допускать обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было; если ваше чувство юмора или ирония унижают других, воздержитесь от такого остроумия. Возьмите на вооружение принцип – если нечего сказать положительного или доброжелательного, лучше промолчать.
Своей предсказуемостью поведения в различных ситуациях, а это третий принцип бизнес-этикета, вы как бы подчеркиваете окружающим, что вы стабильны, постоянны и надежны, что вы знаете, как себя вести, и всегда выполняете свои обязательства. Вы никогда не опаздываете на встречу; вы знаете, что младший по должности первым здоровается, тогда как старший по должности первым подает руку младшему.
Огромное значение имеет учтивое поведение для людей, занимающих руководящие посты. Речь идет не только о вежливости, но в большей степени об ответственности и предсказуемости своих поступков. Этим вы подчеркиваете: «Я выполняю именно то, что сказал, и именно тогда, когда назначил. Если по каким-то причинам я не смогу выполнить свои намерения, то вы будете заранее предупреждены об этом, чтобы ни в коей мере не пострадало мое решение».
Правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной, принятые в гражданском этикете, не переносятся в бизнес-этикет. В деловом мире нет мужчин и женщин, есть статусные различия. Конечно, деловые люди и на работе остаются мужчинами и женщинами, но их половая принадлежность не должна бросаться в глаза или излишне подчеркиваться. Бизнес – это сообщество людей, не имеющих пола. Для женщины, участвующей в серьезном бизнесе, совершенно не уместны декольте, короткие юбки, длинные, ярко накрашенные ногти и вызывающие аксессуары. Для мужчин недопустимы выражения типа «дорогая» или «милочка», откровенное разглядывание сотрудниц с головы до ног или выставление напоказ своих мужских достоинств. Все вышеописанное является четвертым принципом бизнес-этикета. Последний, пятый принцип – принцип уместности – соблюдение определенных правил в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.
Применительно к одежде определенный стиль должен четко соответствовать определенному случаю. Излишне шикарный костюм иногда может создать ненужную дистанцию. Одежда должна соответствовать цели, поводу, окружению и контексту. Помимо основных принципов бизнес-этикета следует помнить о двух моментах, которые возникают при попытке одного человека сообщить что-либо другому человеку:
• То, что вы сказали, еще не означает, что вас услышали.
• Гораздо важнее то, что люди слышат, чем то, что вы сказали.
Поэтому очень важно во время общения обращать внимание на три аспекта восприятия: что мы говорим; как мы это говорим; что при этом видят другие люди. Если вы проводите встречу с человеком первый раз, очень важно учитывать именно эти три аспекта делового общения.
2.3) Практика делового общения
Экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности. Интроверт старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки. У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром более опосредованно.