Файл: Правовое регулирование иностранных инвестиций в международном частном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нам явно нужен длительный подготовительный период на условиях, которые не устраивают ВТО и, особенно, не задействованных в России ТНК. Но если ТНК не придут к нам в большой мере, чем сейчас, подготовительный период сильно затянется. Вообще-то, нужные нам корпорации, возможно, на самом деле больше всего заинтересованы в нашем членстве в ВТО, в свободной торговле со всеми странами мира, в полной отмене обязательной продажи валютной выручки экспортеров, а наши льготы и дотации их, должно быть, не так уж сильно волнуют, поскольку они ожидают сверх доходности от своих инвестиций.

Во всяком случае, сейчас в угоду ВТО мы де-факто «похоронили» ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г. и государство теперь ведет переговоры на двухсторонней основе с различными странами на основе Типового соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В этом документе уже отсутствуют какие-либо упоминания о налоговых льготах и бюджетных субсидиях, об особых гарантиях стабильности для иностранных инвесторов.

Более того, дабы претендовать на статус страны с рыночной экономикой Центр начал широкое наступление против любых налоговых льгот и бюджетных дотаций для отечественных товаропроизводителей, против государственных инвестиций и прочих субсидий нашему бизнесу. Дело идет к полному дорегулированию цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, что окончательно добьет еще далеко не отошедшего от глубочайшего экономического кризиса нашего массового предпринимателя и управленца. Мы не сможем быстро и результативно подготовиться к еще большей, чем сейчас открытости нашей экономики, тем более, если учесть жесткую фискальную политику взыскания долгов предприятий бюджету, политику укрепления рубля, неблагоприятную для бизнеса денежно-кредитную политику государства, его намерения увеличить внутренние заимствования под хороший процент, постоянное снижение импортных пошлин, отказ от принятия заявительного порядка образования холдингов и т.п.

Не только проблема членства в ВТО и эффективности затрат в российское производство может тормозить приток к нам крупного зарубежного капитала. Его международная конкурентоспособность зависит и от многих других факторов нашей экономической жизни. Наверняка ТНК учитывают степень криминализации российской экономики, в том числе процедур банкротства, фондовых рынков, а также вес теневого бизнеса, слабую защищенность внутренних рынков от контрабанды и серого импорта, коррумпированность чиновничества.


Непривлекательными факторами могут стать жесткость антимонопольного законодательства, низкий уровень консолидации отечественного капитала и конкуренции производства, устаревший производственный аппарат и техническое отставание предприятий, небольшой научно-технический задел и слабая инновационная активность наших предприятий, удручающее финансовое состояние основной массы предприятий, их огромная задолженность госбюджету и многим поставщикам, дефицит и невысокое качество рабочей силы, топлива, энергии и транспортных услуг, неблагоприятная демографическая ситуация в стране, недостаточная мобильность рабочей силы и еще многое, многое другое.

В этом отношении у нашей страны есть большой резерв мер, способных сделать нашу экономическую среду более привлекательной, если не во всем, то хотя бы в чем-то наиболее важном для солидных иностранных инвесторов.

Некоторые специалисты по прогнозам предсказывают значительное оживление притока иностранных инвестиций в валюте в нашу страну. Однако очевидных предпосылок для этого, особенно для наплыва крупного высокотехнологичного капитала, пока не просматривается и не прослеживается, даже если мы скоро войдем в ВТО.

Итак, инвестиционная привлекательность каждой компании - потенциального объекта инвестиций определяется как ее материально-техническим и финансовым потенциалом, так и эффективностью его использования, «прозрачностью» финансов и менеджмента, политическим и инвестиционным климатом в стране. Для любого инвестора, в том числе и банка, важно сопоставление потенциальной прибыльности проекта и связанных с ним рисков. Международные инвесторы придают большое значение положению акций компании на фондовом рынке. Инвесторы готовы платить больше за акции компаний, дающих меньшую прибыль, но работающих в условиях низких страховых и управленческих рисков. Этот тезис весьма неблагоприятен для российских предприятий, где, как показали расчеты, степень реализации и окупаемости проектов обратно пропорциональна их технологической сложности. Названная тенденция кажется особенно тревожной, если учесть высокую динамику зарубежных фондовых рынков, позволяющих обеспечить для инвестора при умелом формировании портфеля до 30% годовых. Отсюда вытекает первостепенная задача - стабилизация и развитие фондового рынка в России, закрепление наметившихся положительных тенденций.

Можно согласиться с автором том, что помимо стабилизации политической и экономической ситуации в стране, важной предпосылкой привлечения инвестиций является обеспечение «прозрачности» деятельности этих компаний, а также гарантирование защиты прав и интересов акционеров. В данной связи, определенный оптимизм внушают развитие методологии оценочной деятельности и принятие новых международных стандартов 2000 г. Речь идет о важнейшем условии привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику - гармонизации международных стандартов по различным направлениям профессиональной экономической деятельности, прежде всего оценочной, бухгалтерской и инвестиционной.


В целях создания благоприятного инвестиционного климата необходимо устранить сложившиеся в 90-е гг. XX в. противоречия федерального налогового и инвестиционного законодательства с региональным, а также противоречия между регионами в законодательном регулировании инвестиционной сферы и налогообложения иностранных инвесторов.

Сложившиеся противоречия могут быть разрешены путем формирования новых и внесения изменений в уже действующие налоговые и инвестиционные нормы:

а) для уточнения понятий «иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования» в целях налогообложения дополнить п. 2 ст. 11 НК РФ определением иностранного инвестора, которое содержится в инвестиционном законодательстве;

б) предусмотреть в НК РФ норму, согласно которой «дополнительные льготы по налогу на прибыль организаций в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены»;

в) предоставить дополнительные гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранным инвесторам (юридическим лицам), учредителями которых могут выступать российские граждане и организации, осуществляющие инвестиции преимущественно из оффшорных территорий, внеся соответствующие дополнения в понятие «иностранный инвестор», содержащееся в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

г) внести изменения в соответствующие статьи гл. 264 НК РФ и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», направленные на отмену взимания налога на добавленную стоимость на товары, работы и услуги, предназначенные в соответствии с проектной документацией для выполнения работ по соглашению о разделе продукции. Это обусловлено тем, что в настоящее время из-за нестабильности российского законодательства, отсутствия научного концептуального и долгосрочного подхода к развитию важнейших отраслей экономики привлекательная для иностранного инвестора схема «раздел продукции вместо налогов» заменена иной схемой, предусматривающей налогообложение, что неизбежно повлечет за собой отток иностранного капитала и замораживание многих инвестиционных проектов, в реализации которых заинтересовано наше государство.


В настоящее время в российском законодательстве отсутствует четкое определение понятия постоянного представительства, в частности в законе не содержатся такие ключевые понятия, как «постоянное место», «регулярное осуществление своей деятельности». Предлагается дополнить определение понятия постоянного представительства, содержащееся в ст. 306 НК РФ, после слов «любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации» добавить: «созданное в установленном порядке на территории РФ (в т.ч. и на территории континентального шельфа, экономической и исключительной зон, иных составных частей территории РФ, а не только на ее сухопутной территории) и по месту нахождения которого создано хотя бы одно стационарное место на срок более одного календарного месяца».

Очень актуален аспект создания не индивидуальных условий, а комплекса единых экономических параметров инвестиционного развития. Главное - обеспечить условия для эффективного функционирования рыночного механизма в целом. Что касается самих предприятий как объектов инвестиций, то не только финансовые показатели и открытость отчетности, но и маркетинговые возможности предприятия становятся все более актуальными с точки зрения привлечения инвестиций.

Обобщая изложенное, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие регулирования инвестиций в России будет неизбежно связано с усилением влияния роли и значения международных механизмов и адаптации к ним внутренних институтов, обеспечивающих защиту прав инвесторов. Появление и развитие новых форм инвестиций будет способствовать защите прав инвесторов через создание новых механизмов распределения и «распыления» инвестиционных рисков.

Заключение

Изучив основные положения Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» можно сказать о том, что на базе этого документа в короткий срок должна быть создана практически новая институционально-правовая система осуществления иностранных инвестиций на территории России. Анализируя современный этап развития законодательства об инвестициях, представляется возможным сделать следующие выводы относительно перспектив и направлений его дальнейшего развития.

Следуя пути развития защиты прав инвесторов, необходимо завершить затянувшийся процесс присоединения России к Вашингтонской конвенции 1965 г. об учреждении Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, ратифицировав подписанный еще в 1992 г. документ. Завершение процесса вступления в ГАТТ/ВТО является необходимым не только для усиления защиты иностранных инвесторов, но и отечественных инвесторов. Процесс сближения регулирования иностранных и национальных инвесторов делает необходимым дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих защиту конкуренции и повышение роли и значения процедур антимонопольного регулирования. Последнее является необходимым как для обеспечения эффективного членства России в ВТО, так и для защиты интересов отечественных производителей.