Файл: Сценарный метод прогнозирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 431

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сценарное прогнозирование является одним из наиболее эффективных инструментов предвидения тенденций и вариантов развития тех или иных социально-экономических явлений. Прогнозные сценарии включают в себя прогнозные модели, описывающие вероятные направления развития с учетом воздействия основных факторов прогнозного окружения и комплекс действий управленческого характера, направленный на минимизацию последствий кризисных ситуаций и повышение эффективности функционирования социально-экономических систем.

На основе сценариев появляется возможность более полного и точного определения перспектив развития структур в сложившейся экономической ситуации с учетом неоднородности воздействия различных факторов. Прогнозные сценарии позволяют заблаговременно предвидеть опасности, возникающие при неэффективном управленческом воздействии, неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации, а также в условиях, возникающих форс-мажорных явлений.

Особенность сценарного прогнозирования является возможность использования различных методов при построении сценариев, как экспертных, так и формализованных.

Использование методов сценарного прогнозирования позволяет разработать наиболее вероятные направления развития ситуации, например, пессимистический, реалистический и оптимистический сценарии с построением комплекса соответствующих управленческих действий, направленных на стратегическое развитие, когда это представляется возможным и свести ожидаемые потери к минимуму в тех случаях, когда они неизбежны. Зачастую прогнозные сценарии создаются по предельным позициям факторов прогнозного окружения, тем самым моделируя состояние управляемой системы в условиях экстремальных изменений внешней среды.

СЦЕНАРНЫЙ МЕТОД

Сценарный метод представляет собой один из возможных путей практической реализации идей и принципов, составляющих системную методологическую концепцию прогнозирования развития социальных систем. Метод возник из практики странового и регионального долгосрочного прогнозирования, и его содержание во многом определяется спецификой объекта и видом прогноза. Вместе с тем можно говорить о достаточной общности предлагаемого инструментария, который может быть применен для прогнозирования эволюции широкого класса социальных систем.

Сценарный метод состоит из ряда этапов, последовательное прохождение которых позволяет решить задачу прогноза.


В наиболее общем виде сценарный метод может быть охарактеризован как метод организации междисциплинарных прогностических исследований, в которых участвуют специалисты различного профиля, с разной подготовкой и часто с весьма различными взглядами на рассматриваемую проблему. Одной из основных задач метода является выработка коллективом исследователей единого представления об объекте прогнозирования, закономерностях и возможных путях его развития на единой методологической и методической базе. Формы организации работы для решения этой задачи составляют организационный аспект сценарного метода.

В содержательном плане сценарный метод представляет собой практическую реализацию принципа последовательного разрешения неопределенности. Он включает приемы и методы содержательного и формализованного описания прогнозируемой социальной системы и конкретные методы, и алгоритмы построения и исследования сценариев ее развития. Все процедуры метода основаны на сочетании содержательного логико-эвристического анализа с формальными методами исследований, в том числе на математических моделях. Предполагается использование при необходимости любых известных частных методов прогнозирования. Особый аспект метода составляет организация человеко-машинного эксперимента на моделях социальных систем.

Назначение сценарного метода состоит в обеспечении научно обоснованными прогнозами принятия решений в конкретных областях управленческой деятельности. Метод жестко ориентирован на цели прогнозирования, определяемые содержанием принимаемого решения. Это означает, что прогнозируемая социальная система всегда рассматривается под углом зрения вопросов, составляющих решение, т. е. обычно в достаточно узком ракурсе, которым ограничивается описание системы. С помощью принятых языков описания социальных систем, как правило, приходится отвечать на три основные группы вопросов:

1) каковы тенденции того или иного конкретного аспекта развития рассматриваемой системы в различных, возможных в будущем, условиях и какими факторами эти тенденции определяются?

2) с какими проблемными ситуациями и «узкими» местами может встретиться развитие исследуемой системы в будущем и как это повлияет на прогнозируемое состояние системы?

3) как и в какой степени управленческие решения влияют на траекторию будущего развития прогнозируемой системы, каковы последствия различных альтернатив рассматриваемого решения, какова область допустимых альтернатив этого решения?


Конкретная формулировка перечисленных вопросов в совокупности определяет целевую установку прогноза и позволяет последовательно применять принцип цели в ходе прогнозных исследований.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

Сценарный метод построен на понятийном и терминологическом аппарате теории систем и системного анализа. Вместе с тем он оперирует и рядом специальных понятий. Первым среди них является понятие «сценарий».

В контексте сценарного метода под сценарием понимается гипотетическая картина последовательного развития во времени и пространстве событий, составляющих в совокупности эволюцию прогнозируемой системы в интересующем исследователя разрезе. В сценарии в явном виде фиксируются причинно-следственные зависимости, определяющие возможную в будущем динамику изменения состояния системы, и условия, в которых эти изменения будут происходить.

Сценарий является некоторой относительной, условной оценкой возможного развития прогнозируемой системы, так как всегда строится в рамках предположений о будущих условиях развития, которые чаще всего принципиально непредсказуемы.

Совокупность причин, определяющих функционирование и развитие прогнозируемой системы и ее элементов, называется факторами. Причем различают внутренние и внешние факторы эволюции системы.

  • Внутренние факторы обусловлены закономерностями развития отдельных элементов и системы как целостности, т. е. возникают как результат процесса саморазвития системы.
  • Внешние факторы определяются взаимодействием элементов системы между собой и с внешней средой, т. е. с более широкой системой, в которую прогнозируемая система входит как один из элементов.

Влияние внешней среды - прогнозный фон, а параметры, описывающие влияние фоновых факторов на рассматриваемую систему – фоновые переменные.

Факторы, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на систему в целом и на ее элементы, назовем управлениями. В формальной схеме процесса эволюции системы эти факторы представляются управляющими параметрами.

Факторы, значения которых объективно непредсказуемы и составляют систему предположений об условиях будущего развития прогнозируемой системы, назовем сценарными параметрами. В качестве сценарных параметров могут выступать любые внутренние и внешние факторы, в том числе фоновые переменные и управляющие параметры.


Целенаправленное развитие системы может осуществляться только в том случае, если цели системы и пути их достижения согласуются с объективными законами развития общества. Это согласование осуществляется далеко не всегда, и поиск рациональных управлений можно трактовать как процесс выработке компромисса между желаемым и возможным.

Следует особо подчеркнуть, что выявление истинных целей развития системы и их возможной эволюции в будущем – основополагающий, фундаментальный момент прогноза. Без знания целей системы невозможно понять причинно-следственные закономерности и построить механизм функционирования и развития системы. Только знание целей позволяет объяснить изучаемое явление и предсказать возможные пути его развития. Это положение относится как к системе в целом, так и к каждому ее элементу.

Управление системой ограничено и эти ограничения очерчивают область допустимых значений управляющих параметров, выход за границы, которой или объективно не возможен, или чреват опасными последствиями для управляемой системы.

ГРУППЫ ОГРАНИЧЕНИЙ

Область допустимых значений управляющих параметров системы формируется под воздействием двух основных групп ограничений.

К первой группе можно отнести конечность различного вида ресурсов и ограничения, накладываемые законами природы. Например, нельзя затратить ресурсов больше, чем есть или будет в наличии, нельзя изменить периодичность времени года и т. п. Ограничения такого рода носят относительно постоянный характер и называются естественными. Они почти всегда известны и легко учитываются в практике прогнозирования и управления.

Вторая группа ограничений связана с процессами жизнедеятельности социальных систем. Целенаправленное развитие системы осуществляется с помощью управления, которое должно обеспечить сохранение качественной определенности системы при ее движении к цели, т. е. в условиях постоянной структурной и функциональной перестройки. Качественную определенность можно интерпретировать как область допустимых состояний системы, где сохраняются условия ее динамического равновесия. На управление системой должны быть наложены такие ограничения, которые препятствуют выходу системы из динамического равновесия, т.е. за пределы области допустимых состояний.

Такого рода ограничения назовем ограничениями по состоянию системы. В отличие от естественных ограничений ограничения управления по состоянию системы известны далеко не всегда, что в первую очередь обусловлено недостаточной ясностью механизмов развития системы и изначально присущей этому развитию неопределенности. В реальных социальных системах известные ограничения по состоянию системы принимают форму нормативных ограничений. Они закрепляются в законодательном порядке, т. е. носят правовой характер или являются общепринятыми в конкретном обществе политическими, экономическими, социальными, этическими, культурными, религиозными и другими нормами, регламентирующими поведение индивидуумов, общественных организаций, государственных органов и т. д.


Естественные и нормативные ограничения существенно сужают область допустимых значений управляющих параметров, т.е. снимают значительную часть неопределенности возможных в будущем управлений. Вместе с тем в любые системы всегда имеются управления, для которых ограничения по состоянию системы неизвестны. Это объясняется, прежде всего, тем, что многие управленческие решения носят уникальный характер, т. е. не имеют аналогов в прошлом. Кроме того, новые условия жизнедеятельности системы могут существенно изменить возможные последствия даже традиционных, опробованных на практике решений. Важным моментом является и то, что ненормированные решения чаще всего наиболее существенны для развития прогнозируемых системы, т. е. направляют это развитие. Поэтому одной из задач социального прогнозирования является поиск определяющих, могущих иметь место в будущем, ненормированных управлений.

Если бы механизм функционирования и развития исследуемой системы был полностью изучен, а цели развития вполне определены, то задача построения сценариев могла бы быть сведена к формальной задаче прогнозирования. В этом случае процедуры прогноза состояли бы в выборе управляющей траектории из «трубки» допустимых, которая соответствовала бы наилучшему, по выбранному критерию, пути движения системы и целям развития. Далее, путем целенаправленного варьирования непредсказуемыми условиями будущего развития прогнозируемой системы для каждой рассматриваемой управляющей траектории можно было бы построить соответствующую «трубку» возможных состояний системы.

Однако на практике подобные идеальные условия прогнозирования встречаются весьма редко и только для относительно простых объектов социальной природы. В большинстве случаев приходиться иметь дело с задачами прогнозирования развития системы в третьей постановке, когда цели системы неопределенны и требуют уточнения, область допустимых управлений определена лишь частично, а связь управлений с состоянием системы по этим управлениям весьма неопределенна. Кроме того, в большинстве случаев неясен механизм совокупного влияния различных факторов на развитие прогнозируемой системы.

Процесс прогнозирования осложняется еще и тем, что, как правило, не для всех параметров состояния исследуемой системы известны границы допустимых значений, т. е. область динамического равновесия определена не полностью. Это особенно характерно для сложных, крупномасштабных систем, таких, как политические, экономические и военные союзы и группировки стран, отдельные страны и их политические и экономические системы и т. п.