Файл: Работы Кукрыниксов, И. Тоидзе, В. Корецкого, А. Кокорекина, В. Иванова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Кто же они такие? Это советские художники, которые были известны своими плакатными работами. Плакаты, как художественные произведения имеют давнюю историю и традиции, но к концу 19 века они стали наиболее известны. В годы Великой Отечественной советский плакат достиг пика политической остроты и высокого художественного уровня.

Яркий и образный плакат встал в боевой строй, поднялся на борьбу с ненавистным врагом, напутствуя, просвещая и поддерживая защитников Отечества. Он занял ведущее место среди изобразительного искусства. Доходчивые по содержанию листы призывали к борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, поднимали дух народа в период тяжёлых испытаний, укрепляли его веру в победу, в моральном превосходстве над врагом, клеймили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, показывали истинное лицо фашизма, убеждали в справедливости освободительной борьбы. Некоторые плакаты часто сопровождались запоминающимися стихотворными строчками. В ходу была политическая сатира, в графических листах художники высмеивали врага, разоблачали его человеконенавистническую сущность. Тематика военных плакатов была многообразной, они всегда откликались на требование времени, события дня.

Плакаты характеризовались реалистичностью, эмоциональностью, несли зрителю живой образ человека с яркой психологической характеристикой. Идею, заложенную автором, они передавали предельно ясно и кратко. Главным героем был современник – солдат, рабочий, работник села – уверенный в своих силах и правоте своего дела. Текст большинства плакатов – лаконичный, легко запоминающийся, бьющий в цель – составляет единое целое с изображением, увеличивая эмоциональное воздействие на зрителя. К концу войны плакаты стали более детализированными, проработанными и красочными. По своему духу, по способности быстрого отклика на текущие события, плакат оказался одним из самых эффективных средств для выражения чувств народов страны, для призыва к действию, к защите Отечества.

Плакаты размещались в местах, наиболее посещаемых людьми, на предприятиях, в учреждениях, на вокзалах, госпиталях, площадках отдыха бойцов и командиров. На улицах и площадях устанавливались специальные стенды выпусков «Окон ТАСС», «Боевого карандаша» и другой плакатной продукции. Плакаты, сатирические и юмористические рисунки, фронтовые зарисовки систематически публиковали многие газеты и журналы.


Работы Кукрыниксов

Примеры его работ:

КУКРЫНИКСЫ. «Беспощадно разгромим и уничтожим врага». 1941 г.

Хромолитография. 50,3 х 62 см.

22 июня 1941 года был бой с фашистами вместе с миллионами советских людей. Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица (друзья-художники, создав аббревиатуру «Кукрыниксы» слово было сложено из первых слогов фамилий Куприянова и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.) Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда».

Их встретили словами: «Вот вам троим, будет теперь работы!». Они сразу приступили к работе, и уже через несколько часов в редакции было два эскиза. Теперь их знают все.

Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993

После Победы

В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединенных Штатов, войне во Вьетнаме, Корее.

Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы еще долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книг. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой теленок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.

Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»

Работы Тоидзе

Каждый житель нашей Родины знает легендарный советский плакат «Родина-мать зовёт!». Во времена Великой Отечественной — «женщина в красном» стала настоящим символом доблести и единства многонационального народа Советского Союза.

«Родина-мать» – один из самых известных агитационных плакатов за всю историю Советского Союза: тиражи, которыми он печатался — просто огромны. На стенах вокзалов и военкоматов, на центральных площадях советских городов уже в первые дни войны один за другим появились сразу несколько вариантов агитационных военных плакатов.


«Мама с шумом распахнула дверь, крикнула в отчаянии: «Война!» Видимо, выражение лица у нее было такое, что отец воскликнул: «Стой так и не двигайся!» Он был безумно талантлив, как губка в один миг улавливал и впитывал эмоции, которые обуревали человека. И сразу начинал делать наброски», – вспоминал впоследствии Александр Тоидзе, сын живописца.

Художник почувствовал, что рождается произведение – столь необходимое в первые дни войны. Он отложил Руставели и немедленно стал делать наброски углем.

Жена несколько часов позировала, а он рисовал – один вариант за другим. На следующий день плакат был готов.

Тоидзе заметно «состарил» красавицу супругу.

Красное платье, красный широкий плат наброшен на плечи. Реалистическая прорисовка костюма лишь отвлекала бы от сути плаката, от главного посыла. Красный цвет – советское знамя, только так современники и воспринимали метафору Тоидзе.

Художник любил стихи:

Довольно: не жди, не надейся –

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!

Века нищеты и безволья.

Позволь же, о родина-мать,

В сырое, в пустое раздолье,

В раздолье твое прорыдать…

«Не жди, не надейся, рассейся» – конечно, подобная риторика не для плаката, не для обращения к миллионам. Но главное было найдено: Родина-мать! Образ одновременно и очень личностный, и сплачивающий миллионы. Мать есть у каждого.

Работы Корецкого

Советский художник-график, живописец, фотограф. Член Союза художников СССР. Известен, главным образом, как выдающийся мастер плаката. За свою жизнь создал около семисот листов на различные темы, прежде всего – политические.

В. Б. Корецкий является автором первой советской почтовой марки, посвящённой Великой Отечественной войне «Будь героем!», которая была выпущена 12 августа 1941 года. Она была первой и последней почтовой миниатюрой художника. Еще два его произведения стали сюжетами почтовых марок: разработанная им эмблема Спартакиады народов СССР изображена на одной из марок серии 1956 года, выпущенной к Спартакиаде, а принадлежащий его перу плакат 1940 года «Встреча Красной Армии с населением Западной Украины и Западной Белоруссии» представлен на одной из марок серии 1968 года, эмитированной в связи с 50-летием Вооружённых Сил СССР.


Работы Кокорекина

Советский живописец, художник-график, иллюстратор. Выдающийся плакатист. Член Союза художников СССР.

Известен главным образом, как автор многочисленных агитационных плакатов на различные темы. Лучшие работы Кокорекина, несомненно, входят в золотой фонд советского агитационно-пропагандистского искусства.

С Виктором Корецким и Николаем Долгоруковым шефствовал над одним из авиационных полков, действовавших на Смоленщине. Часто выезжал туда и оформлял альбомы, стенгазеты эскадрилий, рисовал портреты летчиков, бортмехаников, радистов.

В своих политических плакатах художник воплощал мужественные, волевые характеры советских людей, обращался к крупномасштабным изображениям и живописным, близким к станковым, цветовым и тоновым решениям. Талантливый колористи рисовальщик, прекрасно владел техническими навыками.

Работы Иванова

Выдающийся советский график, живописец, художник кино. Член Союза художников СССР.

Наиболее известен как мастер политических плакатов, за свою жизнь создал более 300 листов на различные темы, многие из которых вошли в золотой фонд советского плаката.

Лучшие плакаты Иванова отличаются публицистической страстностью, конкретным раскрытием темы:

Во время войны выполнил более ста плакатов, несколько работ в соавторстве со своей женой – художницей Ольгой Буровой.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда. Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Эволюция образа врага на плакатах – от ужасающей громадины до мелкого паразита, мешающего спокойно жить добрым людям, — отражает весь ход войны, рост силы и уверенности в своей правоте нового советского народа, которому под силу было противостоять всемирному Злу, восстановить из руин страну, а позже полететь в космос…

Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.