Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 566
Скачиваний: 14
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы прав потребителей и их защиты интересует сегодня всех, поскольку любой гражданин является потребителем товаров или услуг. Защита прав потребителей становится с каждым годом все совершенней Закон О защите прав потребителей принятый 7 февраля 1992 года определил место потребителя в сфере рыночной экономики. Закон усилил социальные гарантии гражданина – потребителя, и повысил ответственность производителя, продавца, исполнителя, импортера, индивидуального предпринимателя за качество производимого им товара и выполнение работы (услуги).
Однако идеального качества производимых товаров, выполненных работ и оказанных услуг, достичь весьма не просто, тем более, что, по мере развития производственных отношений появляются все новые товары, работы и услуги, параметры и качество которых нуждается не только в техническом но и юридическом оформлении. Поэтому на сегодняшний день тема остается актуальной. Гражданин – потребитель до сих пор остается менее защищенным субъектом гражданско – правовых отношений, в сравнении с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, права которых защищены профессионалами.
Потребитель в свою очередь не имеет такой поддержки. Из этого возникает настоятельная потребность в проведении дальнейших научных исследований, с целью теоретического обоснования совершенствования законодательства о защите прав потребителей, установления и преодоления имеющихся недостатков в правоприменительной практике.
Нормативная основа исследования состоит из: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН, Гражданский кодекс Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и другие нормативные акты.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
. Права потребителей как объект защиты
Права потребителей и их защита составляют особую сферу правового регулирования в гражданско – правовых отношениях, что обусловлено спецификой центральной фигуры таких отношений потребителя.
Согласно положению преамбуле Федерального Закона «О защита прав потребителей». Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, закон определяет потребителя как физическое лицо, индивида, действующего на рынке товаров и услуг.
Человек является потребителем лишь в том случае, если он приобрел товар для личных нужд. Очень часто один и тот же товар может использоваться как для личного потребления, так и для предпринимательской деятельности, например, перепродажи или производства.
С точки зрения закона РФ «О защите прав потребителей», не является потребителем:
- гражданин, приобретающий товары и использующий их в своей деятельности с целью систематического извлечения прибыли;
- гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве или заказывающий для этих организаций и за их счет работы, услуги в этих же целях (приобретение фотокамеры для работы в редакции, химическая чистка штор и др.);
- гражданин, приобретающий товары (работы, услуги) у другого физического лица .
Потребитель в роли гражданина действует на рынке совсем не так, как потребитель в роли организации. Интересы предприятия (организации) как правило, всегда защищены профессионалами (товароведы, юристы, экономисты и т. д.). Потребитель же не имеет такой профессиональной поддержки и он осуществляет защиту своих прав без помощи других. Кроме того, организация, которая приобрела некачественный товар, может переложить свои потери на других потребителей. Например, увеличив стоимость своей продукции. А потребитель вынужден сам расплачиваться за неприятности, связанные с покупкой некачественного товара или услуги.
Потребителем является не только человек, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, который только собирается это сделать. Это означает следующее. С момента появления у человека интереса к какой – то покупке, он уже вправе рассчитывать на получение полной и достоверной информации о ней.
Бывают ситуации, когда один человек покупает товар в подарок другому. В этом случае нужно иметь в виду, что потребителем считается не только гражданин, который приобретает товар (услугу), но и тот, кто непосредственно этим товаром (услугой) пользуется. Не исключен и такой вариант: фирма приобретает своим сотрудникам туристические путевки. В этом случае сотрудники фирмы тоже становятся потребителями, хотя сами и не платили за услугу. В своих комментариях юристы уточняют термином услуга или товар личного характера.
Потребитель, как правило, непрофессионал. Он далеко не всегда детально разбирается в товарах, которые хотел бы купить. А вот продавец (даже частное лицо) и уж тем более организация – специалист в области торговли.
Интересы потребителей соблюдаются при наличии реально работающего законодательства, защищающего их права и интересы. Такое законодательство есть во многих странах мира. Правда, действует оно только в тех случаях, когда сами потребители знают свои права и готовы активно их защищать.
Потребитель взаимодействует с продавцом (изготовителем, исполнителем). Это организации или индивидуальные частные предприниматели, предлагающие товары и услуги. Приобретая товар или услугу, мы вступаем в отношения с организацией в целом, а не с конкретным человеком, стоящим за прилавком или оказывающим нам услугу.
Потребитель как гражданин, не имеющий специальную подготовку, поэтому лишенный возможности заранее предсказать результат приобретение им какого – либо товара или оплаченной им услуги (выполненной работы). Права потребителя нуждаются в защите отношений направленных на защиту его прав урегулированных на законодательном уровне нормативными актами такими как: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей», Постановление Пленума Верховного Суда РФ.
Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает общее для всех видов гражданско – правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ1 , а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300 – 1 «О защите прав потребителей»
Центральное место среди нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие при реализации товаров (выполнении работ и оказании услуг), занимает Закон РФ от 07.02.92 г. № 2300 – 1 «О защите прав потребителей», который вступил в действие с 07.04.92 г. Этот акт ознаменовал собой тенденцию усиления законодательной защиты прав потребителей в российском законодательстве, являясь базой его дальнейшего развития в этой области. Значение Закона специально подчеркнуто в ст.9 Федерального закона РФ «О введении в действие второй части Гражданского кодекса РФ» от 26.01.96г. № 15 – ФЗ, указывающей, что в тех случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных (бытовых) нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом о защите прав потребителей и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Справедливо мнение Я.Е. Парция о том, что нормы Закона имеют приоритет по отношению к иным законам (за исключением ГК РФ), которые регулируют отношения в области защиты прав потребителей. Именно такой вывод и следует из анализа указанной выше нормы ФЗ «О введение в действие части второй ГК РФ» и положений п.1 ст.1 Закона о защите прав потребителей, согласно которому «отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации».
Согласно п.25 Руководящим принципам для защиты интересов потребителей (Принятые 09.04.1985 Резолюцией 39/248 на 106 – ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) если в силу местных экономических условий какая – либо норма ниже общепризнанной международной нормы, должны предприниматься все усилия для скорейшего повышения этой нормы. Так же Руководящие принципы с целью защиты интересов потребителей провозгласили несколько положений, которые нашли собственное отражение в российском законодательстве. Главным же является это защита покупателей от низкокачественных продуктов и услуг, допуск покупателей к информации, в том числе к информации общественных услуг, формирование законных элементов защиты прав покупателей. Предоставленный документ считается особым стандартом в сфере защиты прав потребителей, утверждения, которого государства фиксируют в собственном внутреннем законодательстве.
Конституцией РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы (п.4 ст. 15)2 .
Права потребителей призваны регулировать и другие законы, принятые на основе Гражданского кодекса РФ. Например, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»3 , которым предусматривается реализация туристского продукта (права на тур, как комплекса услуг) на основании договора розничной купли – продажи. Между тем, как согласно п.2 ст.779 ГК РФ (глава 39 «Возмездное оказание услуг») туристское обслуживание относится к числу возмездных услуг, что предполагает иную структуру договорных отношений и их правового регулирования.
Таким образом, можно утверждать, что на общенормативном уровне права потребителей защищены достаточно большим множеством нормативно – правовых актов. При таких условиях, принимая во внимание, что в роли потребителей может выступать при определенных обстоятельствах любой гражданин, не вызывает сомнений необходимость установления особого правового регулирования таких отношений.
Понятие и формы защиты прав потребителей
Защита гражданских прав, в общем, это предусмотренные законом меры охраны гражданских прав в случае их нарушения а так же реальной угрозы такого нарушения.
В соответствии с ст. 11, 12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных прав потребителей осуществляется в форме: самозащиты, внесудебном порядке, в судебном порядке.
Самозащита гражданских прав – это действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы1 . Выбор способа самозащиты зависит от характера нарушения и тех вредных последствий, которые возникли в результате этого нарушения. В Законе «О защите прав потребителей» (ст. 23, 28) установлены конкретные способы защиты нарушенных прав, которые могут самостоятельно, в рамках самозащиты, быть реализованы управомоченным лицом без обращения в соответствующие государственные органы .
Разновидностью самозащиты права является претензионный порядок урегулирования споров.
Это значит, что при нарушении прав потребителя при оформлении покупки или заказа необходимо обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия. Например, если потребителем приобретен некачественный товар, не отвечающий его запросам, или его эксплуатация по каким – либо причинам невозможна, то потребитель имеет право возвратить этот товар по месту его покупки или изготовления, предъявив документы по факту покупки товара и потребовав либо замены товара, либо его восстановления, либо расторжения договора (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей»). Требования потребителя подлежат удовлетворению в добровольном порядке. В случае отказа продавца (исполнителя, изготовителя) по устному требованию потребителя удовлетворить его права, потребитель может составить письменную претензию, где излагается суть предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных требований. Если не последует ответа, или же будет отказано в удовлетворении претензии, потребитель оставляет за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права возмещения материального и морального вреда .
Как показывает практика, самостоятельно потребителем самозащита применяется редко. Это связано с тем, что данный способ защиты прав в рассматриваемой сфере имеет большие особенности. Покупатель (заказчик) является наиболее незащищенным субъектом потребительского рынка от недобросовестности продавцов (изготовителей, исполнителей) поскольку уровень информированности граждан о своих потребительских правах явно недостаточен: умело пользоваться предоставленными Законом правами, а тем более их защитить, могут немногие .
Внесудебные механизмы защиты прав потребителей включают административный и частноправовой порядки действий. В соответствии с положениями статьи 40 Закона о защите прав потребителей и постановления Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» реализация административного механизма защиты прав потребителей возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы (далее — Роспотребнадзор)