Файл: ДОЗНАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С принятием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) процедура расследования в форме дознания была существенно изменена. Органы дознания получили возможность расследовать преступления, отнесенные к своей компетенции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституционных прав граждан, с составлением обвинительного акта. Завершение дознания имеет теперь специфическую форму и осуществляется в упрощенном режиме. Законодатель в отдельных нормах сформулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, определил их компетенцию. Все эти новеллы безусловно следует считать прогрессивными.

Дознание - одна из форм предварительного расследования. Поэтому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем понимание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы.

В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.

1.Понятие и сущность дознания в уголовном процессе

Дознание - одна из форм предварительного расследования. Поэтому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм расследования преступлений, призвано способствовать осуществлению правосудия по уголовным делам. Как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в ходе дознания решения и производимые действия должны строго соответствовать уголовно-процессуальному законодательству.[1]

Дознание - это самостоятельная форма предварительного расследования, призванная играть значительную роль в досудебном производстве по уголовным делам. Она во многом сходна с формой предварительного расследования - предварительным следствием. Ее основные задачи и цели практически трудно отличить от задач и целей предварительного следствия. В значительной степени одинаков и установленный законом порядок принятия решений и производства большинства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств. Одинаково также юридическое значение большинства решений и действий как следователя, так дознавателя, принимаемых ими в ходе предварительного расследования.


Однако дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия. К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.

Во-первых, осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц - дознавателей. Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следователи (например, следователи прокуратуры - по делам о преступлениях, совершенных некоторыми должностными лицами или против них[2];

Во-вторых, к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ограниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся и ч. 3 ст. 150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмотренных статьями Особенной части УК, в большинстве своем это не отличающиеся существенной сложностью преступления небольшой и средней тяжести.[3].

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность - раскрытие уголовно наказуемого деяния, т.е. принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл. 21, 22, 24 - 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления[4].

2.Виды органов дознания и их процессуальные полномочия

Следственные органы, руководители следственных подразделений и должностные лица, уполномоченные проводить расследование (дознаватели), по закону классифицируются как сторона обвинения.[5]


Поэтому органы дознания, начальники подразделения дознания и дознаватели в досудебном порядке должны удовлетворить процессуальную функцию обвинения.

Осуществляя уголовное преследование, орган дознания и дознаватель, когда обнаруживают признаки преступления, принимают правовые меры для установления уголовного преступления и разоблачения виновника или преступника.

В согласовании со статьей 40 УПК к органам дознания относятся:

  1. органы внутренних дел Российской Федерации, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;
  2. органы Федеральной службы судебных приставов[6];
  3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов;
  4. органы государственного пожарного наблюдения федеральной противопожарной службы.

Перечисленные органы дознания срабатывают в границах собственной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе определены 2 основных направления процессуальной работы органов дознания[7]:

  1. производство дознания по уголовному делу, по которому предварительное следствие необязательно, – в порядке, установленном гл. 32 и 321 УПК;
  2. осуществление неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие является обязательным.[8]

Кроме этого действующий закон возлагает на органы дознания последующие процессуальные возможности:

  1. принятие, рассмотрение и разрешение жалоб и сообщений о преступлениях[9];
  2. производство некоторых следственных и процессуальных действий, также оперативно-розыскных событий по письменному распоряжению следователя;
  3. помощь следователям в проведении отдельных расследований и разбирательств[10].

Органы дознания и их полномочия

В органах дознания их полномочия возлагаются на следователя по письменному распоряжению (приказу) начальника или заместителя начальника органа, в котором служит следователь. Запрещается передавать полномочия по проведению расследования должностному лицу, которое проводило или проводит оперативный досмотр в случае происшествия. Независимо от ведомственной принадлежности, все следователи имеют единый статус, они в равной степени выполняют предусмотренные законом обязанности и наделены одинаковыми процессуальными правами с разграничением их компетенции только на основании уголовных дел.


3.Процессуальный порядок производства дознания

Порядок производства дознания. Дознание должно быть закончено в срок до 30 суток. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 30 суток. Порядок продления срока дознания определяется по аналогии с продлением срока следствия. Дальнейшее продление срока дознания в необходимых случаях допускается прокурором районного уровня до 6 месяцев. Продление срока дознания до 12 месяцев как исключение возможно лишь прокурором уровня субъекта РФ при необходимости производства на территории иностранного гос-ва процессуальных действий, для чего дознаватель вправе направить запрос о правовой помощи. При этом вместо продления сроков дознания прокурор даже районного уровня вправе передать данное уголовное дело для производства предварительного следствия. К сроку дознания прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания.

Срок дознания исчисляется со дня возбуждения уголовного дела. Заканчивается дознание составлением обвинительного акта. В этот момент истекает и его срок. В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания.

Дознание может закончиться постановлением о прекращении уголовного дела или направлением дела прокурору для передачи его по подследственности для производства предварительного следствия. Однако наибольшими особенностями обладает окончание дознания с обвинительным актом.

Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Во многом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное, и окончательное обвинение.

Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:

1) систематизации материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);

2) составления обвинительного акта;

3) ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;

4) утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;


5) деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом.

Обвинительный акт составляется по окончании дознания, т.е. срок дознания истекает в день подписания обвинительного акта дознавателем или следователем.

Дознаватель (следователь) вправе в любой последовательности знакомить с делом сторону защиты и сторону обвинения (потерпевшего). Время ознакомления сторон с материалами оконченного дознания законом не ограничено. Стороны вправе заявить ходатайства о дополнении материалов дознания.

После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела немедленно направляется прокурору. По смыслу закона начальник органа дознания вправе потребовать пересоставления обвинительного акта, внесения в него изменений. Он вправе дать иные указания дознавателю. Если дознание производилось следователем, то обвинительный акт вместе с делом сразу направляется прокурору (без согласования с начальником органа дознания или начальником следственного органа).

4. Дознание в сокращенной форме: особенности, порядок производства

Производство дознания в сокращенной форме призвано исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования, необоснованное затягивание сроков досудебного производства, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, а также направлено на достижение существенной процессуальной экономии.

Особенности производства дознания в сокращенной форме

Дознание в сокращенной форме производится по общим правилам производства дознания, но с изъятиями, установленными главой 321 УПК РФ.

Основанием производства дознания в сокращенной форме является ходатайство подозреваемого об этом. Также необходимо наличие одновременно следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) отсутствуют обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме[11].