Файл: Состав и функции дипломатического представительства.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 359
Скачиваний: 2
Введение
Каждое государство имеет свои особенности, историю, культуру, традиции. В процессе многовекового развития выработаны общепринятые правила и условности, сложились определенные традиции, которые соблюдаются правительствами, внешнеполитическими ведомствами, дипломатическими представительствами, дипломатами и другими официальными лицами в международном общении.
Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы, как внутренней компетенции, так и территориальных границ государства. При этом предметом международно-правового регулирования являются отношения между субъектами международного права. Современные международные отношения и международное право характеризуются большим разнообразием. Государства не могут существовать, не взаимодействуя, так или иначе, друг с другом. То или иное государство вступает в разного рода связи с другими странами через посредство своей внешней политики, через нее же реагирует на всевозможные явления международной жизни.
Проводя внешнюю политику, исходя из своих интересов, государство устанавливает те или иные отношения с другими странами. Вычленение всех этих связей позволяет представить определенную систему международных отношений, который охватывает сложный комплекс процессов и регулируется различными отраслями международного права.
В широком понимании система международных отношений может быть представлена как своего рода мировая макросистема, имеющая собственную структуру.
В нее входят различные связи государств: политические, экономические (в том числе торговые, финансовые), научно - технические, культурные. Дипломатические и консульские отношения призваны содействовать сотрудничеству в названных и других областях.
Актуальность выбранной темы подтверждается современной практикой государств. В последнее время при официальных визитах глав государств, не раз говорилось об установления дипломатических отношений и установлении постоянных дипломатических представительств России с тем или иным иностранным государством. Кроме того, деятельность дипломатических должностных лиц и нормальное выполнение ими возложенных на них обязанностей, в конечном итоге способствует развитию делового, взаимовыгодного сотрудничества между государствами.
Выбранная мною тема работы определена личным интересом к теме дипломатического представительства, дипломатического иммунитета, функций дипломатического представительства и какими нормативными актами регулируются данные международные отношения.
Целью данной работы является раскрыть правовой статус дипломатического представительства: понятие дипломатического представительства, дипломатический иммунитет, дипломатический протокол.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-исследовать понятие и классификации дипломатических представительств;
-определить дипломатические привилегии и иммунитеты.
Научной базой настоящей курсовой работы являются научные разработки таких российских ученых-международников, как Л.П. Ануфриева, И.П. Блищенко, И.Г. Игнатенко, Ю.М. Колосова, М.И. Лукашук и других.
Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
статус функция дипломатическое представительство
Глава 1. Понятие и виды дипломатических представительств
Дипломатическое право в литературе определяется как наиболее старая отрасль международного права, регулирующая официальные связи и отношения между субъектами международного права, которые осуществляются специальными органами внешних сношений. «Дипломатическое право - это система международно-правовых норм, относящихся к статусу и функциям государственных органов внешних сношений».
Первоначальное значение данного слова «дипломатия» - это «держатель диплома», т.е. рекомендательной или верительной грамоты, которая выдавалась в Древней Греции официальным лицам, отправляемым за границу.
Дипломатию понимают в узком и широком значении. В узком смысле слова, это - искусство ведения переговоров, заключения договоров и соглашений. «Под этим, прежде всего, понимается способ ведения дел между государствами».
В широком смысле дипломатия - одно из средств осуществления внешней политики. Внешняя политика, дипломатия и международное и дипломатическое право тесно взаимосвязаны между собой. Внешняя политика является при этом общим курсом государства в международных отношениях. Как внешняя политика в целом, так и средство ее осуществления (дипломатия) должны соответствовать международно-правовым нормам, в том числе нормам дипломатического права.
Право при этом, само может зависеть от результатов выбранного внешнеполитического курса государств. В свою очередь, при помощи дипломатии осуществляется как внешняя политика, так и правотворческая деятельность государств.
Формой дипломатической деятельности, как "способа осуществления внешних функций государства, могут выступать непосредственные переговоры, подготовка и заключение международных договоров и соглашений, повседневное представительство, участие в международных организациях и на международных конференциях, дипломатическая переписка, публикация официальной информации, официальное издание международных актов и документов.
С развитием отношений между субъектами международного права возникали и возникают новые формы дипломатической деятельности, и как результат - новые нормы, регулирующие эту деятельность.
Дипломатическим правом регулируются вопросы официальной деятельности субъектов международного права в области внешних сношений. К таким вопросам относятся вопросы регламентации внешних сношений государств: формы представительства за границей, формы ведения переговоров, вопросы дипломатического этикета, подготовки и создания дипломатических актов, их классификация и др.
Дипломатическое представительство – это орган одного государства, находящийся на территории другого государства для осуществления официальных отношений между ними. Существуют два вида представительств – посольства и миссии. Посольства – это представительства первого (высшего) класса (у Ватикана – нунциатуры). Миссии – представительства второго класса (у Ватикана интернунциатуры). За последние полвека резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. Сейчас миссии стали довольно редкими. Дипломатические представительства учреждаются в соответствии с соглашениями между государствами.
Правовой статус Посольства Российской Федерации определен Положением о нем, которое утверждено Указом Президента России от 28 октября 1996 г. Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол представляет страну, непосредственно руководит работой Посольства, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.
Основными обязанностями Посла являются:
выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти;
информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;
обеспечение развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, общественными объединениями и представителями деловых кругов государства пребывания;
участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;
ведение работы по защите в государстве пребывания прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, направление в МИД России информации о наиболее важных правовых актах государства пребывания;
участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов в государство пребывания официальных делегаций, включая официальные делегации Федерального Собрания Российской Федерации, и представителей Российской Федерации;
поддержание контактов с руководителями государства пребывания, органами государственной власти, внешнеполитическим и другими ведомствами, должностными лицами, общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;
осуществление общего руководства деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;
обеспечение распространения в государстве пребывания официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, ее внутренней политики, социально - экономической, культурной и духовной жизни, всемерное содействие, в том числе и своим личным участием, формированию в государстве пребывания позитивного отношения к Российской Федерации, ее инициативам на международной арене;
защита права собственности Российской Федерации на принадлежащее ей имущество в государстве пребывания, обеспечение его сохранности и рационального использования и т.д.
Посол выполняет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, законодательством государства пребывания.
Посол для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:
вести переговоры и по поручению соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России подписывать международные договоры Российской Федерации с государством пребывания, а также участвовать в международных конференциях и встречах;
вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России предложения по вопросам двусторонних отношений с государством пребывания и деятельности Посольства;
выезжать в случае необходимости и с согласия МИДа России в кратковременные служебные командировки за пределы государства пребывания;
решать по согласованию с МИДом России вопросы о досрочном прекращении в необходимых случаях работы сотрудников Посольства, находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, членов их делегаций и групп специалистов, а также сотрудников представительств субъектов Российской Федерации;
решать в соответствии с нормативными актами МИДа России вопросы, связанные с кратковременными выездами в Российскую Федерацию, а также в другие страны сотрудников Посольства и членов их семей, находящихся в государстве пребывания;
пользоваться другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, законодательством государства пребывания.
Осуществляя многостороннюю дипломатию, государства поддерживают официальные отношения не только между собой, но и с международными организациями. В этих целях государства-члены утверждают постоянные представительства при международных организациях, а также направляют делегации для участия в работе сессий этих организаций или их органов.