Файл: Конституционный принцип разделения властей в России.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 1282
Скачиваний: 57
Введение
Актуальность моей темы обусловлена тем, что в современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства.
Законодательные, судебные и исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют и сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается.
При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия и сотрудничества при решении общих задач и проблем.
Среди новых принципов демократического развития Российской Федерации одно из наиболее важных мест занял принцип прав и свобод человека и гражданина личности. Россия сделала важный шаг к построению нового общества - 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.
С этого момента начинается принципиально новая эпоха в развитии российской государственности - эпоха построения правового государства.
Идея такого государства базируется на принципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности, обеспечения этих прав и интересов.
Конституция Российской Федерации 1993 года формально закрепила все эти принципы, создав предпосылки для построения в России правового государства. Но реально правовое государство сможет осуществиться только тогда, когда все эти принципы будут осуществляться на практике, в реальной жизни.
И прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти.
Система разделения властей включает:
- четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;
- независимость и самостоятельность оперативной деятельности каждой ветви власти, каждого органа и должностного лица в границах права и компетенции;
- взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;
- взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти;
- вовлечение общественных объединений, организаций в процесс принятия политико-управленческих решений и их реализации;
- социальный (общественно-гражданский) контроль за всеми ветвями власти, обеспеченный правовыми и организационно-структурными механизмами.
Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ.
Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия.
Недаром же в конституциях всех стран, даже тех, в которых теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует.
Цель работы: изучение в историческом ракурсе принципа разделения властей, выявление его цели и существенных отличий от иных форм управления властью, как таковой.
Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.
Чрезмерное сосредоточение власти в одним руках всегда было, пожалуй, самой большой опасностью, угрожавшей демократическим принципам, порождавшей деспотизм и бесправие.
Разделение властей выражается не только в разграничении исполнительной, законодательной и судебной власти, но и в наличии сильной, действующей в рамках закона оппозиции.
1. Историческое развитие принципа разделения властей и его особенности в России
Конституция РФ как основной закон нашего государства определяет наиболее важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и различных его составляющих элементов.
Иными словами, Конституция определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные принципы этого развития.
Наиболее важными принципами Конституции РФ являются следующие: права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя - служит принцип разделения властей.
Принцип этот не нов, он был выдвинут еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса буржуазии.
Впервые принцип разделения властей был разработан англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно связывают с выдвижением исходных идей.
Идеи Локка и Монтескье неразрывны со временем, когда они жили и творили.
Но и сегодня принцип разделения властей следует изначальным положениям: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной."
Разделение властей - известный с древнейших времен старейший политический принцип, который непосредственно был заимствован у англичан в конце XVII столетия и с тех пор никогда не предавался забвению в законодательстве США и сегодня принят практически всеми развитыми государствами в качестве основного конституционного принципа
Целью разделения властей является гарантия значительной степени народного суверенитета и не допущение роста тирании.
За прошедшие столетия принцип разделения властей находится в развитии и постоянном совершенствовании, выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Он современен и актуален и в третьем тысячелетии нашей эры.
Этот принцип, прежде всего, демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая позволяет эффективно выявлять и отражать интересы, как большинства, так и меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных.
О разделении властей более отчетливо и последовательно говорил Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он многообразие форм политического устройства объяснял тем, что государство представляет собой сложное и, вместе с тем, целостное общество, единство проявляется во множестве, состоящее из специфически различных, неподобных частей.
Во-первых, это "законосовещательный" орган, в виде народного собрания, в который входят и принимают участие все свободные граждане.
Во-вторых, это правительственный, или административный орган, в лице магистратуры, которая наделена властными полномочиями повелевать.
В-третьих, это органы судебной власти, которые наделены полномочиями вершить правосудие.
По мнению Аристотеля, основополагающим элементом в государстве, должен быть орган "законосовещательный", а закон, должен властвовать над всем. Таким образом, можно говорить о том, что орган управления должен быть органом подзаконным.
Естественно, что в те времена Аристотель был еще весьма далек от принципа разделения властей, каким он понимается в настоящее время.
Свой нынешний вид теория разделения властей получила более 300 лет назад, благодаря трудам философов, историков и правоведов эпохи Просвещения. Большинство исследователей основоположниками "классического" варианта теории разделения властей называют Джона Локка и Шарля Монтескье.
Будучи сторонником теории естественного права, Локк рассматривал свою концепцию как средство для решения насущных социально-политических задач, таких как защита прав и свобод граждан, частной собственности, создание гражданского общества и др.
В своих трудах Д. Локк возлагал законодательную власть на парламент, исполнительную - на монарха и правительство. Законодательная власть объявлялась верховной.
В отличие от Локка Ш. Монтескье выделял три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Последнюю он иногда также именовал "исполнительной, ведающей вопросами права гражданского".
Монтескье видел в теории разделения властей реальную гарантию прав и свобод граждан, так как ее сдерживающая функция мешала разрастанию государственного произвола и узурпации власти в одном лице.
Система государственного управления, базирующаяся на принципе разделения властей, дополнялась принципом независимости судей.
Особое значение Ш. Монтескье придает системе взаимных сдержек и противовесов властей: "Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Монтескье считает недопустимым объединение хотя бы двух ветвей власти в одни руках (Дж. Локк считал, что в обязательном порядке отделена должна быть только законодательная власть). "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их". Но Монтескье одновременно констатирует, что в большинстве современных ему европейских государств монарх обладает двумя первыми властями.
Как же должно быть? Идеал он видит в британской конституционной монархии, где эти власти на практике отделены, что и обеспечивает сохранение свободы. Если, однако, соединение двух первых властей - это еще лишь потенциальная угроза тирании, то соединение их с судебной неизбежно ведет к гибельным последствиям. "Не будет свободы., если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной.
Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем.
Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем".
Если же произойдет соединение трех ветвей власти, то, как считает Монтескье, неизбежны установление жесточайшего деспотизма и полная гибель свободы.
Первый "официальный" проект Конституции был существенно пересмотрен после попытки августовского путча. В октябре 1991 г. был опубликован второй, а в марте 1992 г. - третий проект Конституции.
Каждый из этих проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены общество и государство в России.
Развернулась борьба между защитниками различных вариантов проектов, поддержанными разными государственными структурами.
Нарастала конфронтация между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.
20 марта 1993 г. Президент Б.Н. Ельцин объявил о подписании им указа об особом порядке управления до преодоления кризиса власти.
В ответ внеочередная сессия Верховного Совета осудила намерения Президента, а Конституционный Суд России большинством голосов судей признал обращение Президента в ряде своих положений не соответствующим Конституции.
Принятая в 1993 г. Конституция РФ и избрание Федерального Собрания - парламента Российской Федерации положили конец исключительно президентскому правлению.
Конституция РФ 1993 г. закрепила принцип разделения властей, указав (ст.10), что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной властей самостоятельны.
Конституция РФ 12 декабря 1993 г. не только декларировала принцип разделения властей, но и довольно четко закрепляло за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию.
Принцип разделения властей изложенный в ст.10 достаточно лаконично, четко и ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст.11, состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации, образования их органов государственной власти.