Файл: Административно-правовые обязанности граждан.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Гражданин, вступая в общественные отношения, реализует права и обязанности, установленные в предписаниях и законах государства. Чтобы быть полноправным участником управленческих отношений, гражданину необходимо обладать правовым статусом.

В общем виде, в статусе гражданина конкретизируются те права и обязанности, которые реализуются им в повседневной жизни. Но, участвуя в управлении государством, требуются специальные права и обязанности с учетом отраслевой направленности.

Так как, гражданин вступает в отношения с государством, то оно диктует правила поведения и устанавливает ряд прав и обязанностей.

Актуальность данной темы выражается в том, что граждане Российской Федерации, являясь субъектами административно-правовых отношений, всегда играли и играют существенную роль в жизни общества. На сегодняшний день административно-правовые отношения, связанные с правовым статусом граждан Российской Федерации, перешли в новую фазу с их нормативным закреплением в федеральных законах в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Целью данного исследования является полное и всестороннее изучение административно-правовых обязанностей граждан.

Задачами данного исследования, в соответствии с поставленной целью являются:- рассмотрение понятия и сущности административно-правового статуса гражданина Российской Федерации;- дать общую характеристику административно-правовых обязанностей граждан.

Объектом данного исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере административно-правовых обязанностей граждан.

Предметом исследования в данной работе являются теоретические, методические и практические положения и закономерности, связанные с административно-правовыми обязанностями граждан.

1. Административно-правовые обязанности граждан

1.1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.


Согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и «несет равные обязанности», предусмотренные Конституцией РФ.[1]

Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»[2], Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.[3]

Содержание правового статуса граждан РФ обусловливается также международными правовыми актами. Например, нашим национальным законодательством восприняты определенные положения Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

Права и обязанности граждан в сфере административного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами данного статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в РФ. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.[4]

Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина.[5]

Правовые акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены также в зависимости:


а) от принципа разделения властей—на акты органов законодательной власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президента РФ как главы государства, а также президентов субъектов РФ;

б) от юридической силы — на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции издающих их органов—на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуют ведомственными актами.[6]

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы местного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина РФ. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям федеральных органов имеют только граждане РФ.

Однако в действующем праве, в том числе в Конституции РФ, различия в статусе личности и гражданина отражаются не всегда четко. Например, Конституция РФ закрепляет право на обращение в государственные органы только применительно к гражданам РФ, но этим правом может воспользоваться также иностранный гражданин и лицо без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной (законодательной) власти. Но в формировании, и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти и местного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например, в вопросах социальной защиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законодательными актами.


Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового характера. Например, они предусмотрены Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Правительством РФ.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, порядок решения органами исполнительной власти местного самоуправления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.[7]

Таким образом, административно-правовой статус гражданина является единым и равным для всех граждан и характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, гарантированных Конституцией России и действующим административным законодательством.

1.2. Общая характеристика административно-правовых обязанностей граждан

Имея права, граждане России, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности.

Обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:

- платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

- сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

- защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);

- не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

- соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).[8]

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.


По мнению авторов учебника «Административное право»[9] права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ).

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.[10]

Таким образом, все обязанности в контексте выявления их объективно-субъективного смысла обладают защитными свойствами; они не просто элементы правоспособности, но обязанности, гарантируемые возможностью государственного принуждения осуществляемого, однако, в установленных законом пределах и формах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение рассмотрения темы настоящей работы можно обобщить изученный материал и подвести ее итоги:

Административно-правовой статус гражданина РФ – это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права; является составной частью общего правового статуса гражданина. Это комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закрепленные нормами административного права. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного Конституцией РФ и федеральными законами.