Файл: Понятие политической преступности и её криминологическая характеристика.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это принятие должностными лицами органов государ­ственной власти денежных средств от иностранных государств, их орга­нов, иностранных юридических и физических лиц, международных орга­низаций для осуществления этой деятельности.

Это осу­ществлению избирательных прав граждан либо работе избирательных комиссий должностных лиц органов государственной власти и управле­ния с использованием своего служебного положения. Например, в форме запрета участия в избирательной компании для военнослужащих и со­трудников иных силовых структур и правоохранительных органов либо путем прямого принуждения их к участию в голосовании со стороны не­посредственных начальников.

Это фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов членами избирательных комиссий. Об этом свидетельствуют проводимые в современной России криминологические исследования данного социально-политического яв­ления[18] и публикации отечественных средств массовой информации.[19]

Также это неправомерные отказы в регистрации канди­датов в депутаты различного уровня или кандидатов в главы местных органов исполнительной власти. Как показывают политологические и правовые исследования, эти злоупотребления властью наиболее харак­терны для избрания глав исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.[20]

Формой злоупотребления властью в демократическом государстве также может выступать деятельность должностных лиц органов государствен­ной власти и управления, направленная на запрещение легальных форм политического протеста (пикетов, голодовок, забастовок и т.п.), как пра­вило, объявляемых преступными, неправомерными, подрывающими ус­тои государства. Как показывает российская действительность, в боль­шинстве случаев они являются следствием экономического неблагополу­чия в обществе или отдельном регионе, либо следствием ненадлежащего исполнения своих обязательств со стороны государства или его органов, либо местных органов власти или их должностных лиц. Подобные зло­употребления властью приводят к ответной реакции протестующих -перекрытию транспортных магистралей и другим противоправным фор­мам протеста, в результате чего причиняется значительный материаль­ный вред не только экономике государства или региона, но и политиче­ской сфере - утрачивается доверие населения к органам власти.


Следующей формой злоупотребления властью для достижения поли­тических целей, совершаемой в условиях избирательной компании явля­ется распространение должностными лицами органов государственной власти и управления заведомо ложных сведений или материалов о канди­датах на государственную выборную должность, в целях сохранения за­нимаемой должности за собой либо своим единомышленником или груп­пой единомышленников. Такие злоупотребления властью могут быть сопряжены с использованием средств массовой коммуникации.

По мнению некоторых авторов, второй формой проявленияполитической преступности в демократи­ческих государствах, менее распространенной, чем злоупотребление вла­стью, является политическая коррупция. На наш взгляд, под политиче­ской коррупцией следует понимать совокупность совершенных преступ­лений должностными лицами органов государственной власти или пре­тендентами на эти должности, либо по их поручению другими лицами, с использованием своего служебного, имущественного или иного положе­ния вопреки интересам других лиц и общества в целях занятия, сохране­ния, распределения или утраты соответствующей государственной долж­ности, в определенном государстве (или регионе) за определенный пери­од времени.[21]

Формы проявления политической коррупция в демократическом го­сударстве разнообразны. Из всей совокупности выделяемых форм прояв­ления политической коррупции бесспорно основной, или наиболее часто регистрируемой ее формой, являются дача взятки и ее получение в целях занятия какой-либо государственной должности. На наш взгляд, при со­вершении акта политической коррупции дача взятки не менее опасна, чем ее получение, ибо она выступает уголовно-наказуемым способом приобретения, сохранения, укрепления или утраты власти, а получение взятки - незаконным способом ее распределения.

Второй по значимости формой проявления коррупции в современных демократических государствах, преследующей в первую очередь полити­ческие цели, является подкуп субъектов политики при осуществлении ими избирательных прав. Формы проявления этого вида политической коррупции также разнообразны. Здесь наиболее часто встречающимся и наименее латентным видом политической коррупции является «покупка» голосов избирателей (или инициативный подкуп избирателей) со сторо­ны кандидатов на избираемые должности или членами групп в их под­держку, о чем свидетельствуют многочисленные публикации российских и зарубежных ученых и журналистов.[22]


В основном политическая коррупция в демократическом государстве проявляется в деяниях субъектов политики, направленных на подкуп участ­ников процесса выборов для того, чтобы они отказались от участия в вы­борах в качестве избирателей или доверенных лиц претендентов (канди­датов) на выборные государственные должности.

Анализ указанных выше форм проявления коррупции в демократиче­ских государствах при осуществлении субъектами политики избиратель­ного права позволяет нам сделать вывод о том, что суть этого явления заключается в подкупе субъектов политики в целях приобретения, сохра­нения или распределения отдельными физическими лицами государст­венной власти вопреки интересам общества.

Предупреждение политической преступности

Вышесказанное, в частности приведенные соображения о причинах политической преступности подводят к выводам относительно организации ее предупреждения.

Как отмечают В.Н. Кудрявцев и В.Е. Эминов, основную роль здесь играют средства и методы общего предупреж­денияпреступлений, которые должны быть направлены на решение кардинальных проблем общественного развития: повышения уровня жизни населения, сглаживание существенных различий в доходах граждан, ликвидацию кризисных явлений в экономике и т.д. Предуп­реждению антигосударственной политической деятельности способст­вует своевременное разрешение не только экономических проблем, но и вопросов, связанных с межнациональными конфликтами или религи­озными спорами. Существенную роль играет внутриполитическая ста­билизация: достижение общественного согласия, прекращение противостояния ветвей власти и политических партий, признание и поддер­жание плюрализма взглядов, обеспечение обстановки терпимости к другим мнениям и политическим предпочтениям.

Все эти социально-экономические и политические меры общего предупреждения должны дополняться системой правовых мероприя­тий. Главное из них — твердое поддержание конституционного поряд­ка, при котором возможные разногласия между политическими партия­ми, социальными группами, отдельными гражданами решаются не путем конфронтации, переходящей в насилие, а в соответствии с юри­дическими механизмами, созданными в этих целях (парламентские слушания, «круглые столы», арбитраж, суд и т.д.). Понятно, что для этого необходимо достижение достаточно высокого уровня политичес­кой и правовой культуры в стране.


За последние годы государство фактически сняло с себя заботу о вос­питании граждан. В результате средства массовой информации, подчи­няясь интересам финансовых воротил, развернули безудержную про­паганду секса, насилия, пренебрежения к законам и государственным установлениям. Очевидно, в систему общей профилактики политичес­кой преступности должны быть включены также просветительные и воспитательные меры, направленные на укрепление нравственности, поддержание чувства патриотизма, любви к своей Родине и уважения к существующим национальным институтам. Особенно важно это на ранних этапах формирования личности — в семье, школе.[23]

Специальное предупреждениеполитической преступности осущест­вляется правоохранительными органами, среди которых ведущую роль в рассматриваемой сфере играет Федеральная служба безопасности (ФСБ). Отказавшись от тотального политического контроля, которым занимались органы государственной безопасности в советское время, указанная служба призвана предупреждать преступления противогосу­дарственной направленности, раскрывать и расследовать их, принимать меры к устранению причин и условий, их порождающих.

Федеральная служба безопасности анализирует политическую об­становку в стране и, установив сферы социальной напряженности, чре­ватые нежелательными конфликтами, обращает на это внимание пра­вительства и соответствующих государственных органов или общест­венных организации. Расследуя конкретные дела об антигосударствен­ной деятельности, ФСБ вправе вносить представления о причинах и ус­ловиях, способствующих политическим преступлениям. Указанные представления должны быть рассмотрены адресатами в месячный срок.

При обнаружении признаков подготовки конкретного преступле­ния, сотрудники ФСБ обязаны принять конкретные меры к его предотвращению и пресечению, с тем, чтобы не допустить его реального со­вершения. В этой связи особо важное значение имеет борьба с распро­страненностью в стране незаконного хранения оружия и взрывчатых веществ, проводимая не только ФСБ, но и милицией и таможней. Се­рьезная роль принадлежит разработке законодательства, направленно­го на запрещение экстремистских организаций правого и левого толка, на предупреждение образования религиозных сект и других антиобще­ственных групп, проповедующих антиконституционные, насильствен­ные методы овладения государственной властью.

В силу достаточно широкой распространенности нападений на раз­личные категории граждан и должностных лиц, в том числе заказных убийств, имеющих, возможно, политическую подоплеку, важное преду­предительное значение имеет превентивная охрана этих лиц, а также ог­раничение доступа посторонних лиц в государственные учреждения, общественные организации и частные фирмы. Помимо поддержания порядка в пропускной системе здесь имеют значение и технические средства, например, телевизионные камеры слежения, рентгеновские аппараты и магнитные датчики для обнаружения оружия и взрывчатых веществ и т.п. При этом установление надежного контроля за порядком и безопасностью не должно перерастать в атмосферу недоверия и подо­зрительности по отношению ко всем и каждому, что свойственно «по­лицейскому государству», но решительно противоречит статусу демо­кратического правового общества.


Заключение

На сегодняшний день направление, в криминологии изучающее политическую преступность является одними из развивающихся направлений. В научной литературе особо подчеркнуто, что политическая криминология как специфическое направление российской гуманитарной мысли переживает период становления, так что ощущается острая потребность в проведении соответствующего стыкового анализа политической сферы общественной жизни с преступностью. Но несмотря на это данный вид преступлений представлял и представляет в настоящее время значительную угрозу обществу и является серьезным препятствием для нормальной деятельности государства, вызывая социальное недовольство и общественное напряжение. Таким образом, выработка научных положений по исследованию данного явления, а также основанных на них методов предупреждение социально оправданно и полностью отвечает интересам законопослушных граждан и государства. Однако данные методы должны основываться на нормах права, а также уважать права и свободы человека и гражданина. Под конец хотелось бы привести высказывание одного известного немецкого криминолога Г. Шнайдер: «…политическая пре­ступность всегда возникает там, где предпринимаются попытки поме­шать или способствовать политическим изменениям... преступными средствами и методами…»[24]

Список использованной литературы

  1. Уголовный кодекс РФ. М.: Юрайт. 2009. – 174с.

Организованная преступность в России. Под ред. Р. Айдинян и Я. Гилинского М.: Юристъ – 2003. – 330с.

  1. Гринин Л. Е.Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: УРСС, 2007. – 217с.
  2. Ковалев Н. Сейчас шпионят ради денег // Известия. 2000г. № 2

Лунеев В.В. Политическая преступность в России прошлое и настоящее.// Закон и право. 2003. – С.12

Г. Шнайдер. Катехизис революционера. Революционный радикализм и Россия. М.. 1997. С. 244.

  1. Криминология. Под ред. А. И. Долговой.М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – 623с.
  2. Криминология. Под. ред. В.А. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000.- 678с.
  3. Малков В.Д. Криминология. М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2008. 528с.

  1. Гринин Л. Е.Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. М.: УРСС, 2007. – С.45

  2. Малков В.Д. Криминология. М.: ЗАО «Юстицинформ». – 2008. С.39

  3. Лунеев В.В. Политическая преступность в России прошлое и настоящее.// Закон и право. 2003. – С.12

  4. Г. Шнайдер. Катехизис революционера. Революционный радикализм и Россия. М.. 1997. С.210.

  5. Мотескье Ш.Л. Избранные произведения. – М., 2001. – С.20

  6. Кабанов П.А. Политическая преступность в демократических государствах: некоторые виды и формы ее проявления в современном мире//Вестник научных трудов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2004. – С.25

  7. Криминология. Под ред. А. И. Долговой.М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001. – С.446

  8. Там же. С.447

  9. Ковалев Н. Сейчас шпионят ради денег // Известия. 2000г. № 2

  10. Криминология. Под. ред. В.А. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000.- С.331

  11. Организованная преступность в России. Под ред. Р. Айдинян и Я. Гилинского М.: Юристъ – 2003. – С.10

  12. Кабанов П.А. Политический терроризм: криминологическая характеристика и меры сдерживания. – Нижнекамск: МГЭИ. – 2003. – С.45

  13. Назипова Р.Н.Агрессия НАТО против Югославии в свете международного права // Ак­туальные вопросы гуманитарного и профессионального знания: Сборник научных трудов. - Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2000. -С 68-70.

  14. Криминология. Под. ред. В.А. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 2000.- С.331

  15. Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2002. С.313

  16. Кабанов П.А. Политическая преступность в демократических государствах: некоторые виды и формы ее проявления в современном мире//Вестник научных трудов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2004. – С.25

  17. Груздева А.П.Проблемы совершенствования уголовно-правовой охраны политиче­ских прав граждан в условиях предвыборной компании // Актуальные проблемы юридиче­ских наук. - Нижнекамск. 2002. - С.72-81

  18. Козлова Н. После выборов - в СИЗО // Российская газета. - 2001. - 20 мая №11

  19. Иван­ченко А.В.Об обжаловании решений и действий комиссий при проведении выборов депу­татов в Государственную Думу 2001 года // Государство и право. - 2003. - №9. - С.42

  20. Кабанов П.А. Политическая преступность в демократических государствах: некоторые виды и формы ее проявления в современном мире//Вестник научных трудов. – Нижнекамск: НКФ МГЭИ, 2004. – С.25

  21. Королев М. Выборы под шелест купюр//Юридический вестник. – 2004. - №11.- С.2-3

  22. Криминология. Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – М.: Юристъ, 2002. С.315

  23. Г. Шнайдер. Катехизис революционера. Революционный радикализм и Россия. М.. 1997. С. 244.