Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 8
1.1. Детство
Фидель Алехандро Кастро Рус родился 13 августа 1926 года на Кубе в местечке Биран (провинция Орьенте) в семье уроженца испанской провинции Галисия Анхеля Кастро. Его отец — Анхель Кастро Аргис, иммигрант из Испании, бывший небогатый земледелец, разбогатевший и ставший владельцем крупной сахарной плантации. Мать — Лина Рус Гонсалес, была кухаркой в поместье отца. Она родила Анхелю Кастро пятерых детей, прежде чем он на ней женился. Вспоминая своё детство, Фидель говорил так:
Я родился в семье землевладельца. Что это значит? Мой отец был испанским крестьянином из очень бедной семьи. Он приехал на Кубу как испанский эмигрант в начале века и начал работать в очень тяжелых условиях. Будучи предприимчивым человеком, он скоро обратил на себя внимание и занял определенные руководящие должности на стройках, которые велись в начале века. Ему удалось скопить некоторый капиталец, который он вложил в покупку земель. Иными словами, как деловой человек, он добился успеха и превратился в собственника земли… Подобные вещи были не так уж трудны в первые годы республики. Потом он арендовал дополнительные земли. И когда я появился на свет, действительно родился в семье, которую можно назвать землевладельческой. С другой стороны, моя мать была простой бедной крестьянкой. Поэтому в нашей семье не было того, что можно было бы назвать олигархическими традициями. Тем не менее, объективно говоря, наше социальное положение в тот момент было таковым, что мы принадлежали к числу семей с относительно высокими экономическими доходами. Наша семья была владелицей земель и пользовалась всеми преимуществами и, можно сказать, привилегиями, присущими землевладельцам в нашей стране.
1.2. Юность
В 1941 году Фидель Кастро поступил в привилегированный колледж «Вифлеем». Его наставником был иезуит отец Лоренто, отмечавший в мальчике целеустремлённость и тщеславие. В колледже Фидель участвовал во многих драках и часто ходил с пистолетом. Однажды поспорил с приятелем, что на велосипеде на полном ходу врежется в стену. И врезался. Пришлось потом пролежать в больнице, но пари Кастро выиграл.
В 1945 году Фидель блестяще окончил колледж и поступил в Гаванский университет на факультет права. В студенческие годы он жил скромно. В его комнате в пансионе царил кавардак, единственное, что было в порядке, — это книги революционера Хосе Марти на полках. В те годы Фидель Кастро много читал Муссолини, Ленина, Сталина, Троцкого, генерала Примо де Риверу. К коммунистам относился без симпатий, но однажды пошутил: «Готов стать коммунистом немедленно, если меня сделают Сталиным».
2.1. Начало пути: Вызов режиму
В 1950 году Кастро окончил юридический факультет Гаванского университета, затем аспирантуру. После окончания университета занялся частной адвокатской практикой в Гаване; в частности, бесплатно вёл дела бедняков. В это время он вступил в Партию кубинского народа («Ортодоксов»), и его кандидатура рассматривалась для выдвижения в парламент от той же партии на выборах 1952 года. 10 марта, вместе с тем, партийное руководство не утвердило кандидатуру Кастро как кандидата в депутаты, мотивировав это его радикализмом.
11 марта состоялся военный переворот, в результате которого власть захватил Фульхенсио Батиста. Был распущен конгресс Кубы, а законодательная власть перешла к совету министров, на полтора месяца прекращалось действие конституционных гарантий, а вскоре была отменена и Конституция 1940 года. Фидель Кастро оказался в первых рядах борьбы с диктатурой, и 24 марта представил в гаванский суд по особо важным и срочным делам сопровожденный доказательной базой судебный иск о преследовании Батисты в уголовном порядке за нарушение конституционных норм и захват власти. Он потребовал предания суду и наказания Батисты, поставив при этом с большим подтекстом следующий вопрос:
Каким же образом сможет в противном случае этот трибунал судить простого гражданина, который выступит с оружием в руках против этого незаконного режима, пришедшего к власти в результате предательства? Совершенно ясно, что осуждение такого гражданина было бы абсурдом, несовместимым с самыми элементарными принципами справедливости. |
В заключение Фидель, обращаясь к судьям, заявил, что если они не найдут в себе силы выполнить свой профессиональный и патриотический долг, то пусть лучше снимут с себя судейские мантии, подадут в отставку, чтобы всем было ясно, что на Кубе одни и те же люди осуществляют и законодательную, и исполнительную, и судебную власть:
Логика подсказывает мне, что, если существует суд, Батиста должен понести наказание. И если Батиста не наказан, а продолжает оставаться хозяином государства, президентом, премьер-министром, сенатором, генералом, военным и гражданским начальником, исполнительной властью и законодательной властью, владельцем жизней и состояний, значит, правосудия не существует… Если это так, заявите об этом открыто, снимите ваши мантии, подайте в отставку . |
2.2. Монкада
В ходе борьбы против правительства Батисты партия «Ортодоксов» постепенно распалась. Кастро удалось объединить небольшую группу бывших членов этой партии, которая начала подготовку к борьбе за свержение диктатуры Батисты. Фидель Кастро и его товарищи решили захватить военные казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба и казарму в городе Баямо. Около года шла подготовка к штурму. По мнению Новосибирского отделения Общества друзей Кубы, 25 июля 1953 г. в усадьбе Сибоней, находящейся недалеко от Сантьяго-де-Куба, в условиях строжайшей конспирации собрались 165 человек. Их главным лозунгом стали слова: «Свобода или смерть!.
2.3. Заключённый
После провала штурма казармы Монкада, многие нападавшие скрылись (см. статью Репрессии в период правления Батисты). Рауль Кастро был арестован 29 июля, а Фидель скрывался до 1 августа. На следующий день его перевезли в провинциальную тюрьму города Бониата, где Фиделя поместили в камеру-одиночку, запретив пользоваться книгами и ограничили право переписки. Военный трибунал начался 21 сентября и проходил в здании Дворца правосудия, откуда в свое время вела огонь по казарме группа Рауля Кастро. На одном из заседаний суда Фидель произнес знаменитую речь, "История меня оправдает!", в которой резко осудил режим Батисты и призвал кубинский народ к вооруженной борьбе против тирании:
Что касается меня, я знаю, что тюрьма будет для меня тяжелым испытанием, каким не была никогда ни для кого другого. Она полна для меня угроз, низкой и трусливой жестокости. Но я не боюсь тюрьмы, так же как не боюсь ярости презренного тирана, который отнял жизнь моих 70 братьев! Выносите ваш приговор! Он не имеет значения! История меня оправдает! |
Строки из некоторых тюремных писем Фиделя, адресованных любимой им женщине, стали достоянием гласности:
Шлю тебе нежный привет из своей тюрьмы. Я постоянно помню и люблю тебя…хотя давно уже ничего о тебе не знаю. Я получил то милое письмо, что ты передала с моей матерью, и всегда буду хранить его при себе. Знай, что я с радостью отдам жизнь за твою честь и твое счастье. Мнение света не должно нас волновать, все по-настоящему важное хранится в нашем сознании. Несмотря на всю убогость этой жизни, есть вещи непреходящие, вечные, такие, как моя память о тебе, которая останется со мной до могилы… Ты женщина. Женщина — это самое нежное, что есть на свете… Женщина в мужском сердце — источник священного и неприкосновенного почитания. |
Об условиях заключения свидетельствуют следующие строки:
О себе могу сказать, что мое одиночество прекращается лишь тогда, когда в маленьком похоронном бюро, расположенном напротив моей камеры, кладут какого-либо умершего заключенного, из тех, что нередко бывают таинственно повешены или странным образом убиты, — люди, чье здоровье было подорвано избиениями и пытками… |
Суд приговорил Кастро к 15 годам тюрьмы. В середине февраля 1954 года тюрьму Пресидио Модело, где отбывали своё заключение участники штурма казарм Монкада, посетил Батиста. Фидель организовал акцию шумного протеста и в наказание был помещён в одиночную камеру, расположенную напротив тюремного морга.
В мае 1955 года Кастро был освобожден по всеобщей амнистии, отсидев за организацию вооружённого мятежа около 22 месяцев. В том же году Кастро эмигрировал в Мексику.
2.4. Мексика
7 июля 1955 года Фидель вылетел в Мексику, где его дожидались Рауль и другие товарищи. Фидель Кастро прилетел из Гаваны в Мериду, столицу Юкатана, оттуда он на самолете местной компании направился в портовый город Вера-Крус, а уже там сел на автобус и поехал в Мехико. Революционеры поселились в доме у женщины по имени Мария Антония Гонсалес Родригес, которая уже несколько лет жила в эмиграции. Мария Антония вспоминала: «Фидель приехал с одним чемоданом, набитом книгами, под мышкой он держал еще один сверток с книгами. Никакого другого багажа не было.»
Здесь они начали готовить восстание. Фидель основал «движение 26 июля» и стал готовиться к свержению Батисты. 26 августа 1956 г. в самом популярном кубинском журнале «Богемия» было опубликовано его письмо, в котором он предупреждал диктатора:
…в 1956 году мы будем или свободными, или жертвами. Я торжественно подтверждаю это заявление, находясь в полном сознании и учитывая, что до 31 декабря осталось 4 месяца и 6 дней. |
25 ноября 1956 г. на моторной яхте «Гранма» кубинские революционеры, во главе с Фиделем Кастро отправились на Кубу, среди них был аргентинский врач Эрнесто Геваро (Че Гевара), который так описал эту картину.
Всё судно являло собою живую трагедию: мужчины с тоской на лице держались за животы; некоторые просто погрузили лица в вёдра, другие сидели неподвижно в странных позах в одежде, покрытой рвотой. |
2.5. Начало революции
Созданный в Мексике отряд революционеров должен был высадиться в горах Сьерра-Маэстра, на юго-востоке Кубы. Высадка прошла не успешно. Вскоре после высадки революционеры были атакованы войсками, многие погибли или были захвачены в плен. Уцелело две небольшие группы, которые случайно встретились в лесах через несколько дней. Вначале они не имели достаточной силы и не представляли опасности режиму Батисты, хотя и проводили отдельные операции, атакуя полицейские участки. Решительный поворот событий вызвало провозглашение земельной реформы и раздача земли крестьянам, это обеспечило массовую поддержку народа, движение наращивало свою силу, отряды Фиделя насчитывали несколько сотен бойцов. В это время Батиста двинул на подавление революции несколько тысяч солдат. Произошло неожиданное — войска вошли в горы и не вернулись. Большинство разбежалось, но несколько тысяч перешло на сторону революционеров, после этого революция развивалась стремительно.
В период 1957—1958 гг. вооружённые повстанческие отряды, ведя тактику партизанской борьбы, провели несколько крупных и десятки мелких операций. Тогда же партизанские отряды были преобразованы в Повстанческую армию, главнокомандующим которой стал Фидель Кастро. Во всех боях в горах Сьерра-Маэстра Фидель всегда был в первой линии атаки. Часто своим выстрелом из снайперской винтовки он подавал сигнал к началу боя. Так было до тех пор, пока партизаны не составили коллективное письмо с просьбой-требованием к Фиделю воздержаться впредь от прямого личного участия в боевых действиях.
2.6. Победа революции
Летом 1958 армия Батисты предприняла крупное наступление против революционных сил, после чего события стали стремительно развиваться. К вооруженным силам Кастро присоединились отряды студенческой федерации, открывшие так называемый Второй фронт в горах Сьерра-дель-Эскамбрай в центральной части острова. На западе, в Пинар-дель-Рио, действовал Третий фронт, находившийся под контролем Революционного движения 26 июля.
3. Премьер-министр
1 января 1959 года Повстанческая армия вошла в Гавану. Население столицы ликовало по поводу свержения Батисты. В тот же день политические противники Батисты собрались на совещании, где было сформировано новое правительство. Временным президентом стал известный своей честностью Мануэль Уррутиа, премьер-министром — либеральный адвокат Миро Кардона. 8 января в столицу прибыл назначенный военным министром Фидель Кастро, сразу же выказавший притязания на руководящую роль в правительстве. Ещё в 1957 году Кастро, давая в Сьерра-Маэстре интервью журналисту Герберту Мэтьюсу из «Нью-Йорк Таймс», заявил: «Власть меня не интересует. После победы я вернусь в свою деревню и займусь адвокатской практикой». Знаменитый революционер Эрнесто Че Гевара сказал тогда: