Файл: Подразделения и персонал. Предприятия гостеприимства. Основные элементы сервиса в ресторанах различного уровня.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
Сегодня компании в процессе своей работы должны кроме создания более прочных связей с партнерами развивать более тесные связи и лояльное сотрудничество со своими непосредственными потребителями. В прошлом многим компаниям ничего не стоило получить потребителей. Потребители часто не имели альтернативы поставщиков или же другие предлагали товары и услуги низкого качества, или же рынок разрастался настолько быстро, что компания могла не беспокоиться о необходимости полного удовлетворения запросов потребителей. Ресторан мог терять 10 Гостей в неделю, но получать других посетителей и довольствоваться таким результатом. Однако такая смена посетителей требует больше средств, чем, если бы компания сохранила всех своих прежних Гостей и не привлекала бы новых. Другая проблема состоит в том, что неудовлетворенные посетители распространяют свое отрицательное мнение о сделанной покупке, что делает все более и более затруднительным получение новых потребителей каждую неделю. В бизнесе, значительно зависящем от местных условий, например при организации работы ресторана в спальном районе, почти невозможно получить необходимое количество новых клиентов для замены потерянных.
В данный момент сервисное предложение в ресторане зависит от сегмента и включает в себя следующие элементы сервиса:
· быстрое обслуживание - приём заказа, сбор заказанных блюд и напитков, выдачу заказа, уборку стола;
· демокрачный ресторан - встреча Гостя, приём заказа, индивидуальное приготовление заказа, подача заказа, уборка;
· элитный ресторан - встреча Гостя, приём заказа, сервировка, индивидуальное приготовление заказа, обслуживание во время приёма пищи, дополнительные услуги, уборка.
Каким образом будут реализованы эти элементы описаны в стандартах и являются безусловным «ноу-хау» любой компании.
Стандарты обслуживания это формализованные и конкретизированные требования к тем действиям персонала, которые сотрудники должны совершать с определенной периодичностью, в определенном порядке, в определенное время или в типичных ситуациях, относящихся к непосредственному взаимодействию с Гостями. Во многих ресторанах носят название «шаги сервиса» или «шаги обслуживания», т.к. по сути являются алгоритмом действий для официанта или бармена. Часто стандарты существуют в компании в форме устных правил и традиций. Однако наиболее правильным является наличие в компании прописанных стандартов в виде регламента, обязательного к исполнению всеми сотрудниками. Могут быть выделены общие стандарты для всех сотрудников компании и индивидуальные для каждой должности (при необходимости можно конкретизировать с учетом специфики задач сотрудников, находящихся на одной должности). Технологические стандарты описывают требования к производству продукции, это технологические карты и прочая документация на продукты, блюда, напитки, условия их хранения и подачи. Стандарты рабочих процедур - невидимые (внутренние) процедуры, скрытые от глаз посетителей (уборка, подготовка помещения к эксплуатации и т.д.), работа с документами и подготовка отчетности.
Только при наличии продуманных и реально действующих стандартов предприятие питания ассоциируется с высоким качеством обслуживания у потребителя. Основная задача менеджера зала это организация работы обслуживающего персонала по принятым в заведении стандартам сервиса. А так же сбор информации от Гостей об удовлетворенности обслуживанием по этим стандартам.
Стандарты обслуживания должны соответствовать следующим критериям:
Конкретность — не должны содержать расплывчатых и неоднозначных формулировок, позволяющих различное толкование людьми с разным образованием, воспитанием, опытом и т.д.
Измеряемость – если стандарт предполагает совершение сотрудником какого-либо действия в течение определенного времени или с качеством, которое можно измерить в каких-либо единицах, то это время или единицы измерения должны быть четко зафиксированы.
Часто встречается сочетание неконкретности и неизмеряемости формулировки, например: «сотрудник должен оперативно (неизмеряемость) обратить внимание на появление Гостя (неконкретность)». Правильным вариантом будет «сотрудник должен в течение 2 минут после появления клиента в торговом зале поприветствовать его улыбкой и словами «Добрый день!».
Реальность исполнения — стандарты не должны содержать взаимоисключающих или противоречащих друг другу требований. Кроме того, сотрудники должны понимать, какие ресурсы или приемы для исполнения требования стандартов они могут использовать.
Актуальность — стандарты должны изменяться в соответствии с новыми задачами, подходами, требованиями и стратегией компании.
Предоставление сотрудникам самостоятельности в пределах их полномочий, вариативность стандартов — в первую очередь, этот критерий относится к стандартам обслуживания клиентов. Стандарты должны оставлять некоторую свободу для творчества и личностного самовыражения сотрудников.
Это позволяет избежать «роботизации» обслуживания, внести элементы искренности и личного отношения сотрудников. Должен соблюдаться принцип «необходимости и достаточности» стандартов, процесс обслуживания в ресторанах нельзя стандартизировать на 100%. В элитных ресторанах вариативность стандартов всегда очень высока. Описанные процессы обслуживания желательны к исполнению, но по просьбе Гостя или решению обслуживающего персонала могут быть изменены или полностью проигнорированы. Например, Гость может попросить официанта удалиться после подачи заказа и не возвращаться до расчета, обслуживая себя сам.
Задачи стандартов:
· унифицировать действия персонала на различных участках. Особую актуальность это приобретает для сетей, стремящихся достичь узнаваемости бренда за счет единообразия порядка предоставления услуг и качества обслуживания клиентов;
· сделать рабочие процедуры максимально понятными для сотрудников (не только ЧТО делать, но и КАК). Это в первую очередь актуально для линейного персонала, в деятельности которого можно выделить большое количество однотипных/стандартных действий или ситуаций;
· создать основания для прозрачной и объективной оценки работы сотрудников.
Эффект от работы по стандартам:
· достижение единого качества обслуживания Гостей для всех точек сети или отличительной особенности элитного одиночного ресторана («узнаваемый», «предсказуемый» сервис);
· снижение лишних или ошибочных действий со стороны персонала;
· понятность рабочего процесса для сотрудников, минимизация временных затрат руководителей на адаптацию новых сотрудников;
· повышение мотивации сотрудников за счет понимания ими критериев оценки работы и работы коллег.
Чего не могут сделать Стандарты:
· перевоспитать сотрудников с точки зрения их отношения к клиентам (поэтому нужно отбирать «правильных» людей);
· заменить функцию контроля со стороны руководителя (наличие стандартов не обеспечит их автоматического исполнения, однако стандарты существенно облегчают процедуру контроля).
Таким образом, сервисная деятельность направлена на выполнение основной производственной задачи гостиницы - качественное предоставление гостиничных услуг. Это требует выполнения всех специфических требований, диктуемых потребностями рынка и безопасностью туристов. Необходимо учитывать особенности обслуживания, входящие в понятие гостеприимства. Каждое предприятие разрабатывает свою стратегию обслуживания - это план действий, который определяет, как оно будет конкурировать на соответствующем рыночном пространстве.
Таким образом, гостиничная индустрия представляет собой отрасль с высоким уровнем конкуренции. Все чаще мы становимся свидетелями того, как открывается новая гостиница. Новые концепции создаются с целью максимально полного удовлетворения потребностей определенных групп потребителей. Предприятия создаются, а через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса. В гостиничном хозяйстве слово «сервис», как уже отмечалось выше, означает систему мер, обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих самые разнообразные бытовые, хозяйственные и культурные запросы гостей. И с каждым годом эти запросы и требования к услугам повышаются. И чем выше культура и качество услуг обслуживания гостей, - тем выше имидж гостиницы, тем привлекательнее она для клиентов и, что не менее важно сегодня, - тем успешнее материальное процветание гостиницы.