Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 8
Введение
Г.В. Свиридов (1915 – 1998гг) – русский советский композитор, пианист, общественный деятель. Родился в Фатеже в семье почтового служащего и учительницы. Родители были местными уроженцами, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Общение Свиридова с сельской средой, а также пение в церковном хоре, было для мальчика естественным и органичным. Народная песенность и духовное искусство, жившие с детства в музыкальной памяти ребёнка, стали опорой в зрелый период творчества композитора.
1950—1960-е годы — это время полного расцвета творчества. Одно за другим появляются произведения непреходящего значения. В 1964 году, вслед за несколькими сочинениями на стихи Блока, возникает принципиально иной цикл — кантата для хора и симфонического оркестра «Курские песни». После многих обращений к любимым и разным поэтам, от Бёрнса до Маяковского, композитор обращает взор в сторону весьма необычного поэтического источника – народной песни. Обработка народных песен для концертного исполнения, в том числе и для хорового, вполне обычна для композиторов, но в данном случае речь шла о другом. Свиридов позаимствовал из фольклора только тексты, но не мелодии – на слова народных песен он создает собственную музыку.
Глава 1 История создания
«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край, — писал композитор в дневниковой тетради. — Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Неудивительно, что именно фольклор Курской области послужил источником вдохновения для Георгия Свиридова – ведь именно там, в городе Фатеже, появился он на свет. Свою малую родину композитор называл «песенным краем» и очень любил песни, хранившиеся в народной памяти и передававшиеся из уст в уста, по крайней мере, до середины ХХ столетия. Георгий Васильевич считал, что из всех российских регионов Курская земля особенно богата песнями.
Однако непосредственным источником вдохновения послужил сборник народных песен Курской области, составленный Анной Васильевной Рудневой. Из этого сборника композитор выбрал семь песен. Используя фольклорные тексты, Свиридов полностью сохранил их своеобразие и особый курский говор.
Кроме того, ранние детские воспоминания также связаны и с трагедией гражданской войны 1919 года, когда убили молодого коммуниста Василия Свиридова, отца Георгия Свиридова. Именно поэтому композитор часто возвращается к поэзии русской деревни, которая отражается и в «Курских песнях».
Также стоит отметить, что 60-е годы — это новый этап творчества Свиридова. Появление иных жанровых разновидностей, необычных, оригинальных исполнительских составов, внимание к камерности, к лаконизму и строгому отбору выразительных средств, интерес к древним пластам народного и профессионального искусства отличает произведения этих лет. «Курские песни» получили особый успех и признание — блестящее по мастерству произведение, которому суждено было стать началом новой традиции в советской хоровой музыке.
Действительно, взяв за основу принцип обработки народной песни, потерявший к этому времени привлекательность для композиторов, Свиридов вдохнул в него новую жизнь. Особенности народного творчества и собственный композиторский стиль счастливо соединились здесь в естественной природной гармонии, дав прекрасный по художественному совершенству результат. Бережно сохраняя существо песен, композитор внес в них когда еле заметные, а когда и довольно значительные изменения. Они коснулись жанра, темпа, хоровой фактуры и в гораздо меньшей степени мелодики некоторых песен. Драматургия же целого полностью зависела от композитора: песени, соединенные в определенной последовательности, обрисовали контуры своеобразного сюжета — своего рода «Любовь и жизнь женщины» в старой России, развернутая на широком фоне народной жизни.
Глава 2 Содержание кантаты
Из сборника Анны Васильевны Рудневой композитор отобрал семь различных песен для семи небольших частей кантаты, объединенных общей музыкально-поэтической идеей:
1) «Зеленый дубок» (девичья лирическая),
2) «Ты воспой, воспой, жавороночек» («тягальная» — мужская протяжная)
3) «В городе звоны звонют» (свадебная)
4) «Ой, горе, горе лебедоньку моему» (лирическая)
5) «Купил Ванька себе косу» (покосная, лирическая)
6) «Соловей мой смутный» (лирическая, бурлацкая)
7) «За речкою, за быстрою» (хороводная, так называемая тапочная, с особенным плясовым движением; курский вариант общеизвестной «Веселой беседушки»)
Содержание кантаты – это история русской крестьянки: любовь, встречи с милым, свадьба, материнство, измена мужа, тоска в «золотой клетке» Как всегда в крестьянском быту, жизнь эта проходит «на миру» – вся деревня осуждает поступок неверного мужа, в финале возникает картина «веселой беседушки». В интерпретации любого из этих событий ощущается углубление в сам дух фольклора, в ту жизнь, которая порождала его.
Первые две песни, в которых даны разные оттенки весенних настроений, сразу направляют движение сюжета по двум параллельным руслам: лирическому, созерцательному («Зелёный дубок») и энергичному, действенному («Ты воспой, жавороночек»). В дальнейшем песни так и чередуются по контрасту. Последние две части завершают развитие этих линий. VI часть — «Соловей мой смутный» — самая печальная песня лирической сферы — грустный итог «невольной» жизни, а вслед за ним, словно разом раздвинув стенки «золотой клетки», вырывается наружу вихрь буйных народных сил. Как и в других кантатных сочинениях Свиридова, горе одного человека разрешается здесь катарсисом «всеобщего», в вечный поток жизни вливаются отдельные ручейки человеческих судеб. Такая простая народная философия крестьянской жизни «на миру» давала силы выстоять.
Особое положение занимает III часть — «В городе звоны звонют» — благословение дочери к венцу, по существу, символ свадебного обряда. И в некоторых других кантатных сочинениях Свиридова в центре помещен обряд (купальский в «Поэме памяти Сергея Есенина», свадебный — в «Весенней кантате»). Это напоминает о драматургии опер Римского-Корсакова, где обрядовые сцены тоже занимают центральное место, и придает сочинению глубоко национальный облик, ощущение эпической устойчивости.
Глава 3 Музыка
Семь песен составляют стройную композицию, основанную на перекличках и контрастах. Объединяющим фактором становится и тональный план, но особенно важно ладовое родство ряда песен. Свиридов выбрал из сборника в основном песни старинные, и три из них построены на своеобразном звукоряде, состоящем из четырех звуков, расположенных по целым тонам в объеме тритона. Они были найдены именно в Курской области, поэтому такой звукоряд иногда называют «курским», хотя песни подобной ладовой организации издавна бытовали и в некоторых других областях. В кантате песни, основанные на увеличенном звукоряде, играют роль рефрена, чередуясь с напевами в мажоро-миноре. Интересно, что «пропущенный» рефрен (V часть) хотя и не строится на увеличенном тетрахорде, однако опирается на два устоя в диапазоне кварты, как бы включаясь таким образом в общую цепь. Важно подчеркнуть, что, выбирая песни в соответствии со своим замыслом, Свиридов располагает их именно по рондообразному принципу, отвечая одной из самых древних и естественных форм организации народной песни.
Композитор сохраняет в песне ее куплетное строение, но тонкими штрихами добивается разнообразия, непрерывного внутреннего движения напева. Он расцвечивает мелодию подголосками, повторяет отдельные слова, вводит дополняющие фразы. Иногда благодаря этим изменениям песня превращается в почти оперную сценку с чередованием групп участников, с динамично развивающимся сюжетом. Именно так развертывается V часть («Купил Ванька себе косу»), где не только рассказывается о событии, но дается реакция на него и молодой женщины, и всего крестьянского «мира». Последняя осуждающая фраза (отсутствующая в народной песне) внушительна, она выражает общую точку зрения.
Композитор свободно и поистине виртуозно пользуется возможностями хорового звучания. Хор выступает и от лица героини, он и комментирует действие, и сопереживает. Такая трактовка хора, ведущая к древним традициям, возрождалась примерно в те же годы и в современной опере. Мощно, в полный голос («с грозной удалью» — ремарка композитора) звучит хор в заключительной части, создавая сцену богатырской силы и большого размаха. Энергичный унисонный запев басов, подхваченный всеми хоровыми голосами, вместе с аккордами оркестра (их диапазон — четыре с половиной октавы!) дают ощущение огромного звукового пространства. Динамика и мощь звучания нарастают к концу, когда и запев и припев поет весь хор — неизменно на fortissimo. Тот же принцип сольного запева и хорового подхвата в предыдущей песне играет совсем иную роль. Мягкому грустному напеву альта сочувственно отвечает нежное звучание женских голосов. Господствуют распевность, широкое дыхание, мягкие приглушенные тона. Так же как в финале безусловно преобладает ff, здесь на всем протяжении —pp.
Самая аскетическая по характеру — III часть («В городе звоны звонют»). Сурово, архаично звучит унисонный напев в «курском» ладу у одних басов, поддержанный крайне скупыми гармониями. Однако сам напев постоянно изменяется, еле заметно варьируется.
Особый эффект — внезапная смена басового напева робкой и светлой мольбой сопрановых голосов: «Благослови, благослови меня, матушка…» (контраст усиливается и благодаря смене увеличенного тетрахорда «обычными» квартами и терциями у женского хора).
Самобытна гармония «Курских песен». Часто (особенно в песнях «курского» звукоряда) композитор соединяет в гармонии все звуки мелодии:
В других частях свежо звучат квартовые и секундовые созвучия, разного рода полифункциональные колористические гармонии, далекие от традиционного европейского мажоро-минора.
Оркестр в этой кантате отличается необычной красочностью и лаконизмом. Он совсем иной, чем в «Патетической оратории» или в «Поэме». Прозрачность, экономия, самоценность каждого тембра, особенно ударных, арфы, челесты — качества оркестрового «наряда» многих сочинений 60-х годов (кантат «Снег идет», «Весенней», оркестровых произведений).
В «Курских песнях» оркестр еще более подчеркивает красоту напева и во многом способствует созданию нового образа. Так произошло, например, с песней «Ты воспой, жавороночек», которая из печальной протяжной превратилась в радостный звонкий призыв весны. Не только изменением темпа, но в огромной степени благодаря звенящей, трепещущей множеством крыльев оркестровой интерлюдии, каждый раз следующей за коротким хоровым запевом, создается задуманное композитором настроение светлой праздничности. А в первой песне арфа, челеста, деревянные духовые рисуют поистине волшебную картину расцвета весенней природы.