Файл: Управление рисками проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неопределённости;

отсутствует выбора альтернативы;

не просматривается исход выбранного решения.

Современные компьютерные программы позволяют решить поставленные проблемы, используя имитационные методы и модели. Они предоставляют широкие возможности статистического и экономико-математического моделирования путём анализа эконометрических и временных последовательностей, позволяющих точно оценить возможные риски. Важной особенностью таких программ является оценка факторов риска при минимальном объеме имеющихся данных. Имитационные модели позволяют, моделировать и прогнозировать распределение риска, что даёт оперативный простор для анализа и проработки возможных узких мест с целью их покрытия. Кроме того, такие программы имеют простой, удобный и понятный интерфейс. Следовательно, это ведет к улучшению процесса принятия решений, так как в этом случае у всех сотрудников сохраняется общее стратегическое представление о рисках, и не теряются из виду детали. При этом решающую роль играют эвристические методы с использованием экспертных оценок.

Экономическая ситуация в России заставляет российские компании выходить на международные рынки и при этом западные компании стремятся обосноваться на нашем рынке. Всё это является поводом для изменения отношения к методам управления предприятием. К тому же Россия наметила курс как можно быстрее и без осложнений вступить во Всемирную торговую организацию — ВТО ( World Trade Organizations — WTO ). Поэтому, предприятия, которые желают эффективно развивать свою деятельность не только в России, но и за рубежом должны следовать новым правилам игры и всячески отслеживать стратегические аспекты развития риск-менеджмента как новой парадигмы. Особенно это актуально для Калининградской области — российского анклава, находящегося в центре Европы, который имеет тесные взаимосвязи с бизнес средой Европейского союза.

2. Понятие и классификация стратегических рисков

Риск- это сложное явление, имеющее множество несовпадающих, а иногда противоположных основ и предпосылок. Это обуславливает возможность существования нескольких определений понятий риска с разных точек зрения.

Вот лишь несколько из них:

Риск – потенциальная, численно измеримая возможность потери, причем под понятием риска понимается неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий;


Риск – вероятность возникновения потерь, убытков, недопоступлений планируемых доходов, прибыли;

Риск – это неопределенность наших финансовых результатов в будущем.

В качестве классификационного признака стратегические риски выбраны основные сферы жизнедеятельности государства (табл. 2): политическая, экономическая, социальная, природно-техногенная, научно-техническая. В настоящее время отечественными учеными осуществлены предварительные исследования по выделению и оценке значимости стратегических рисков для обеспечения национальной безопасности России в каждой из сфер жизнедеятельности государства.

Стратегические риски в политической сфере

В России в ХХ в. политические риски приобретали стратегический характер в периоды кардинальных смен основ государственного строя, форм собственности и характера экономики. В теории безопасности эти периоды могут быть охарактеризованы возникновением неустойчивости и бифуркаций в политической сфере.

Учеными РАН выделены стратегические риски в политической сфере, которые проранжированы по степени значимости для обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития России на долгосрочную перспективу.

Основными из них являются (в скобках - значимость риска):

усиление позиций США в современном мире и их стремление к диктату (1.00);

возрастание мощи Китая (0.61);

снижение обороноспособности страны и боеспособности Вооруженных Сил (0.59);

возможность внутренних межнациональных и межконфессиональных конфликтов (0.55);

возрастание военной угрозы со стороны США и НАТО (0.44);

возможность возникновения региональных и локальных военных конфликтов (0.40);

формирование нового центра воинствующего фундаментализма к югу от границ России (0.34);

возрастание угроз международного терроризма (0.27);

возможность обострения межпартийной борьбы

политический экстремизм (0.13).

Стратегические риски в экономической сфере

Стратегические риски в экономической сфере с различной степенью глубины и детализации подвергались и подвергаются анализу уже на протяжении многих десятилетий в нашей стране и в мире. При этом анализе и в прогнозах экономического развития основное внимание, как правило, уделялось трендовым закономерностям и основным среднестатистическим показателям состояния экономики: прибыли, ВВП, доходным и расходным частям бюджета, уровню инфляции, тарифам естественных монополий, курсу национальной валюты. Этими экономическими параметрами и пытается управлять Правительство РФ.


Отечественные ученые и эксперты выделяют следующие основные риски для России в экономической сфере (в скобках - значимость риска)[2]:

нерациональный выбор приоритетов и пропорций развития экономики, усиление структурной деформации экономики страны (1.00);

криминализация экономики и утечка капитала из страны (0.56);

снижение производственного потенциала и низкая инвестиционная активность (0.42);

возможность энергетического кризиса (0.32);

превышение пределов открытости национальной экономики в условиях международной глобализации (0.29);

неблагоприятная экономическая конъюнктура, снижение мировых цен на энергоносители (0.17);

внешний долг, создающий опасность обострения финансового кризиса (0.15);

низкая конкурентоспособность продукции (0.12);

снижение объемов сельскохозяйственного производства, потеря продовольственной независимости (0.11).

Стратегические риски в социальной сфере

Основной целью управления стратегическими рисками в социальной сфере является выход на траекторию эволюционного и прогнозируемого развития с сохранением приоритета обеспечения национальной безопасности. На этой стадии стабилизационного развития структура стратегических рисков будет изменяться, вероятности развития неблагоприятных социальных кризисов будут снижаться, горизонт прогнозирования увеличиваться, а ущербы сокращаться.

Основными рисками для современной России в социальной сфере являются (в скобках - значимость риска)[2]:

коррупция, криминализация и некомпетентность властных структур, снижение доверия к власти (1.00);

снижение уровня жизни и антагонизация социальной структуры (0.76);

духовный кризис в обществе (0.29);

неравномерность социально-экономического развития регионов страны (0.27);

рост преступности (0.23);

рост алкоголизма и наркомании (0.19);

обострение демографической ситуации в стране (0.18);

возможность биолого-социальных чрезвычайных ситуаций (0.08).

Стратегические риски в научно-технической сфере

Дальнейшее развитие всех сфер жизнедеятельности России должно опираться на прямой анализ стратегических рисков в научно-технической сфере, т.к. она определяет экономический и экспортный потенциал страны, создает научную основу материального производства и реального сектора экономики.

Основными рисками в научно-технической сфере являются (в скобках - значимость риска)[2]:

нерациональный выбор приоритетов научно-технической политики (1.00);

снижение научно-технического и инновационного потенциалов: утечка мозгов, старение кадров, кризис системы образования (0.70);