Файл: Международное право: предмет, метод, источники и субъекты.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 5
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе сложилась характеристика международного права как особой правовой системы. Имеется в виду реальное сосуществование двух правовых систем: правовой системы государства (внутригосударственной правовой системы) и правовой системы межгосударственного общения (международно-правовой системы).
В основе разграничения лежит прежде всего метод правового регулирования: внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов государства, международное право - в процессе согласования интересов различных государств.
Существенное значение имеет и предмет правового регулирования: у внутригосударственного права предметом правового регулирования являются отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства; у международного права - это преимущественно межгосударственные отношения и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких или многих государств, либо международного сообщества государств в целом.
В принятом понимании международное право - это самостоятельная правовая система. Согласно же действующей Конституций Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Таким образом, в конституционной трактовке принятые Российской Федерацией международно-правовые нормы - это составная часть правовой системы государства.
В основной части реферата будет определена сущность и понятие международного права как особой системы права.
1 ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Хотя международное право является частью исторического развития общества, вместе с тем оно имеет и собственную историю, отражающую значительную специфику этого социального явления. История международного права связана с самой концепцией этого права.
Несмотря на все свое значение, история международного права еще не решила такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права. Существует три основных варианта возникновения: международное право возникло еще в межплеменных отношениях; международное право появляется одновременно с государствами, которые придают существовавшим до этого межплеменным нормам качество правовых и создают новые; международное право возникло в конце средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.
Общественная система внутри государств сформировалась гораздо раньше, чем сообщество государств. Потребности этой системы и вызвали к жизни государство и право. Международное право могло появиться лишь тогда, когда межгосударственные отношения достигли достаточно высокого уровня развития. Государства должны были осознать необходимость во имя своих национальных и интернациональных интересов подчиниться нормам, обладающим юридической силой.
2 ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, ФУНКЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Международное право - обширный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения. Для его более полного понимания необходимо учитывать и другие признаки, прежде всего участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права, своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.
Международное право по его изначальным характеристикам - совокупность юридических норм и регулятор определённых отношений.
Таким образом, международное право - самостоятельный нормативный комплекс (правовая система), совокупность юридических норм, создаваемых государствами с целью регулирования их взаимоотношений и иных отношений в сфере их общих интересов. Реально существующее современное межгосударственное право создается не непосредственно народами, а главным образом государствами как суверенными международными субъектами для регулирования межгосударственных отношений во всех их взаимосвязях и обеспечивается преимущественно усилиями самих же этих государств.
Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент.
Основная особенность международного права состоит в том, что в качестве его субъектов выступают, главным образом, суверенные государства. Из этого, в частности, следует, что на международной арене государства выступают как равноправные участники международного общения и над ними нет какой бы то ни было верховной власти. Субъектами же внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства.
Международное право отличается от национального и по объекту регулирования, каковым для него являются отношения между государствами, отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное же право регулирует отношения, которые возникают между субъектами этой системы права в рамках государственных границ того или иного государства.
Функции международного права – это основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.
Социальное назначение международного права заключается в организации международных отношений, отвечающих современному уровню человеческой цивилизации.
Рассмотрим юридические функции международного права:
- Стабилизирующая – состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться улучшить его, сделать более стабильным.
- Регулятивная – устанавливая международный правопорядок и соответственным образом регулируя общественные отношения, международно-правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
- Охранительная – состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.
3 СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Система международного права – это совокупность международных норм, институтов, отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.
Первичный элемент системы международного права – норма.
Норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом.
Особенности международно-правовых норм:
- Предметом регулирования являются межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;
- Порядок создания происходит путём согласования позиций государств;
- Формой закрепления (существования) находится соответствующее согласительному характеру содержание правил поведения (договор, обычай, акты международных конференций и международных организаций);
- Обеспечение реализации, как правило, самими государствами происходит создателями норм индивидуально или коллективно
Нормы международного права объединяются в институты.
Институт права – это комплекс международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов международного права по какому-либо ограниченному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или иного объекта.
Отрасль международного права – совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области международного сотрудничества.
Принципы международного права – это общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.
Выделяют следующие основные принципы международного права:
- принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету;
- принцип неприменения силы или угрозы силой;
- принцип мирного разрешения международных споров;
- принцип невмешательства во внутренние дела государств;
- принцип территориальной целостности государств;
- принцип нерушимости границ;
- принцип уважения прав человека;
- принцип права народов и наций на самоопределение;
- принцип сотрудничества между государствами;
- принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
4 ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Источники международного права – это формы закрепления (внешнего выражения) норм международного права, созданных согласованным волеизъявлением его субъектов.
Источники международного права делятся на основные и вспомогательные.
К основным источникам международного права относятся: международный договор и международный обычай.
Международный договор – это международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного наименования.
Международный договор является основным источником международного права в силу следующих причин:
- создание обычных норм является длительным процессом, и иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;
- договорная форма позволяет достаточно четко сформулировать правомочия и обязательства сторон, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм;
- договорным регулированием охвачены ныне все без исключения области международных отношений;
- договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного права.
Международный обычай – правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленные в международном договоре.
Специфика международного обычая заключается в том, что он не представляет собой, в отличие от договора, официального документа с явно выраженными формулировками правил. Однако это ни в коей мере не свидетельствует «о призрачности» обычая. Он фиксируется во внешнеполитических документах государств, в правительственных заявлениях, в дипломатической переписке, обретая зримые очертания, хотя и не столь формализованные, как в договоре. Примерами обычая могут служить: определение высотной границы государственного суверенитета, и соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства.
5 СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные правоотношения.
Принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории:
- Основные (первичные) субъекты – это прежде всего государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.
- Производные (вторичные) субъекты – это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во-первых, в том, что они порождены – именно как субъекты международного права – волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), а во-вторых в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т.е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.