Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
6. Портретная фотосъемка
Портреты фотографируются крупным планом (головные), по пояс, до колен и во весь рост. Съемку можно производить в фас (лицо, обращенное к аппарату), в три четверти (лицо несколько повернуто в сторону) и в полный профиль.
Обычно фотолюбители начинают свою практику со съемки портретов, считая этот вид фотографирования наиболее доступным. Такое мнение неправильно, в чем фотолюбители убеждаются при первых же своих неудачах.
Главное условие портретной съемки - передача максимального сходства портрета с оригиналом, что зависит от ряда факторов. Прежде всего необходимо стремиться передать в портрете естественное выражение фотографируемого лица, выбрать наиболее свободную, не напряженную позу у человека. Это требует от фотолюбителя большой наблюдательности, умения улавливать наиболее характерное выражение лица фотографируемого. Веселого и оживленного человека можно сделать на портрете непохожим на себя, если сфотографировать его с угрюмым выражением лица.
Качество портрета во многом зависит и от того, как будет освещено лицо фотографируемого. Неудачным освещением можно до неузнаваемости исказить на снимке самое привлекательное лицо. Если осветить лицо только сверху или снизу, между оригиналом и его изображением на снимке ничего общего не получится.
Лучше всего при съемке портретов использовать три источника света, что позволит добиться наибольшего сходства изображения с оригиналом. В этом случае источники света располагают так: первый источник с одной стороны сбоку; второй - с другой стороны, но значительно ближе к фотографируемому и немного выше его; третий - позади снимаемого, несколько выше его и сбоку. Задний источник света резко выделяет контуры фигуры фотографируемого и как бы создает пространство между ним и фоном.
Не всегда, конечно, удается создать такие условия для съемки. Обычно приходится фотографировать в комнате, с одним или двумя окнами. В таком случае надо избегать прямого освещения, которое делает лицо на снимке плоским.
Чтобы выделить на портрете форму (лепку) лица, необходимо посадить фотографируемого несколько боком по отношению к окну, то есть создать боковое освещение, а с другой стороны поставить отражатель света в виде листа белой плотной бумаги или картона, который смягчит тень на неосвещенной стороне лица.
При съемке портретов на воздухе следует избегать яркого солнечного освещения. Лучше фотографировать утром и под вечер, когда солнце находится ближе к горизонту, освещение в это время бывает мягким, рассеянным. А еще лучше снимать в тени деревьев или зданий.
При портретной съемке рекомендуется использовать длиннофокусные объективы, позволяющие снимать крупным планом, не приближая аппарата близко к фотографируемому, что предупреждает возможность получения искаженного изображения. Другое преимущество длиннофокусных объективов состоит в том, что, обладая незначительной глубиной резкости, они смягчают на снимке морщины и прочие недостатки лица. Фон получается нерезким, что в значительной степени выделяет фигуру фотографируемого.
Широкоугольные объективы в портретной съемке применять не следует, так как они сильно искажают изображение.
При портретной съемке малоформатными камерами лучшим объективом считается "Юпитер-9" с фокусным расстоянием 8,5 см, который отвечает всем требованиям такого фотографирования.
Большое значение в портретной съемке имеет подбор негативного материала, так как от него зависит правильность цветопередачи. Ортохроматический материал излишне подчеркивает на изображении веснушки на лице и т. п., поэтому при съемке рекомендуется применять желтый светофильтр. Лучшим негативным материалом служит "Изохром".
7. Съемка движущихся объектов
Современная фотографическая техника допускает возможность снимать быстро движущиеся объекты (спортсмены, играющие дети, машины на шоссе, поезда и т. д.). Такая съемка, кроме навыков в построении кадра, требует от фотолюбителя быстрой ориентировки.
Быстро движущиеся объекты, например, мчащегося по шоссе мотоциклиста, необходимо снимать с очень короткой выдержкой, иначе вместо резкого изображения получится "смазанный" снимок. При таком фотографировании резкость снимка во многом зависит от расстояния, на котором находится снимаемый объект от аппарата.
Наибольшая вероятность нерезкого, "смазанного" изображения на снимке будет в том случае, когда, предположим, машина проносится мимо фотографа. А когда она движется под некоторым углом к фотографу, вероятность нерезкости будет меньше. Вероятность нерезкости увеличивается при съемке движущихся объектов длиннофокусными объективами, так как они дают более крупное изображение.
Следует иметь в виду, что выдержка зависит еще и от освещенности объекта. Это усложняет работу фотолюбителя и требует от него умения правильно оценивать обстановку съемки, использовать возможности аппаратуры, а также подбирать негативный материал нужной светочувствительности.
Наиболее выразительными снимками движущихся объектов будут те, которые сделаны с близкого расстояния. Обычно наводка на резкость в таких случаях производится заблаговременно по каким-либо предметам (камешки, комочки земли), находящимся на пути движущихся объектов.
Один из увлекательных видов съемки движущихся объектов - фотографирование спортивных моментов. Однако, чтобы получить хороший снимок, нужно заранее подготовиться к съемке, узнать план предстоящих спортивных состязаний и выбрать наиболее характерный момент для фотографирования. Не следует механически щелкать затвором, надеясь на то, что из большого количества негативов можно будет выбрать что-либо подходящее.
Важный аспект осуществления подводной съёмки, это специализированная фототехника. На мировом рынке существует множество производителей, предлагающих как подводные камеры, так и подводные боксы для обычных мыльниц или зеркалок. Фотобокс для подводной съемки это «гидрокостюм» для камеры и очень важно, чтобы он был надежным и полностью водонепроницаемым. Есть также универсальные боксы для подводной съемки, выполненные из поливинилхлорида или силикона.
Фотобокс состоит из основной части и сменных портов. Выбор порта зависит от объектива, который вы используете. Они могут быть сферическими (для широкоугольной съемки) или плоскими (теле/макросъемка). Кроме того, для фотографии под водой необходимы одна или две вспышки, крепящиеся на штангах сбоку от фотоаппарата. Вспышки также подвергаются гидроизоляции и подключаются к камере с помощью электрического оптоволокна или синхрокорда. Вот основной комплект для подводной фотографии.
Поговорим детальнее о технике съемки под водой. Если погружение происходит в месте, где вода не отличается 100% прозрачностью, то, прежде всего, возникает проблема освещения. В таких условиях фотографировать можно, выставив высокое значение ISO, однако в этом случае вы рискуете получить «шумные» или смазанные снимки. Вторым вариантом является использование вспышки. Стоит заметить, что под водой дальность вспышки гораздо меньше, ведь вода поглощает свет. Поэтому снимать нужно с более близкого расстояния и гораздо лучше будет использовать одновременно две вспышки. Это даст равномерное освещение всего объекта. При использовании одной вспышки половина снимаемого морского животного или пейзажа рискует быть поглощенной тьмой. Еще одной проблемой в условиях плохого освещения является «промашка» автофокуса. Поэтому прежде чем купить подводный бокс, позаботьтесь, чтобы он был оснащен приводом ручной фокусировки.
Заключение
Следующей трудностью, с которой фотографы сталкиваются довольно часто, это наводка камеры на объект. Причиной этому могут послужить течение, постоянное движение морских жителей, специфика фототехники. При макросъемке к тому же добавляется то, что плоскость фокусировки составляет всего пару миллиметров и, следовательно, после каждого малейшего движения приходится начинать все сначала. Если ведется съемка донных рельефов или животных, то можно фотографировать стоя на коленях и зафиксировавшись с помощью неровностей или камней. Однако даже при минимальных движениях, например ласт, со дна поднимется ил, мельчайшие организмы и водоросли. Поэтому лучше всего фотографировать, зависая над объектом вниз головой, а для этого нужно досконально владеть техникой дайвинга, чтобы полностью сосредотачиваться на процессе съемки, не отвлекаясь на то, как бы зафиксироваться на одном месте и не поднять облако ила.
И последний вопрос, который стоит обсудить, это выбор «моделей». Большинство фотографов, занимаясь подводной съёмкой, охотятся в основном за крупными, яркими морскими жителями, сразу бросающимися в глаза. Это, конечно, дает неплохие результаты, однако если изучить подводный мир получше, то даже снимок маленькой креветки может превратиться в уникальный кадр, которым сможет гордиться любой фотограф-профессионал.
Список литературы
1. Ларичев, Т.А. Практическая фотография : учебное пособие / Т.А. Ларичев, Л.В. Сотникова, Ф.В. Титов. - Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2013. - 152 с. - ISBN 978-5-8353-1570-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
2. Головко, С.Б. Дизайн деловых периодических изданий : учебное пособие / С.Б. Головко. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 423 с. : ил. - («Медиаобразование»). - ISBN 978-5-238-01477-7 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
3. Надеждин, Н.Я. Введение в цифровую фотографию / Н.Я. Надеждин. - Москва : Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007. - 260 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/
4. Нильсен, В. С. Изобразительное построение фильма. Теория и практика операторского мастерства [Электронный ресурс] : [учеб. пособие] / В. С. Нильсен. - М. : ВГИК, 2013. - 268 с. - ISBN 978-5-87149-152-2.
5. Медынский, С. Е. Оператор: Пространство. Кадр [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / С. Е. Медынский. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 108, [3] с. - ISBN 978-5-7567-0613-0.
6. Светлаков, Ю. Я.Автор-оператор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю. Я. Светлаков ; Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. - Кемерово : КемГУКИ, 2008. - 263 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". - ISBN 978-5-903546-06-0.
7. Волынец, М.М. Волынец М.М. Профессия: оператор [Электронный ресурс] : учеб. пособие / М. М. Волынец ; Волынец М.М. - Москва : Аспект Пресс, 2011. - 186 c. - Базовая коллекция ЭБС "БиблиоРоссика". - МГИК. - Менеджмент в сфере искусства и культуры. - Театр, кино, режиссура. - ISBN 978–5–7567–0614–7
8. Медынский С. Мастерство оператора документалиста. Часть 2. Прямая съёмка действительности. М., Изд-во 625, 2008 г.
9. Миллерсон Д. Телевизионное производство. М., Изд-во «Флинта», 2004 г. 3. Пааташвили Л. Полвека у стены Леонардо. М., Изд-во 625, 2006 г.
10. Питер Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении. М. Изд-во 125, 2010 г.
Вывод
В обычном режиме непрерывной съемки расчет экспозиции и фокусировка осуществляются только для первого кадра серии. Однако есть камеры, позволяющие вычислять дистанцию и/или экспопараметры для каждого кадра серии.
Перед тем как воспользоваться таким усовершенствованным режимом, необходимо удостовериться, что возросший объем вычислений не сказывается на "скорострельности" фотоаппарата. Если она падает, от дополнительных возможностей следует отказаться - как показывает практика, при непрерывной съемке ни дистанция до объекта фотографирования, ни его освещенность не успевают значительно измениться.
Правда, при непрерывной съемке спортивных состязаний объект может успеть удалиться на большое расстояние, и тут уж без автофокусировки для каждого кадра серии не обойтись. Если же такой возможности нет, необходимо максимально увеличить глубину резкости, "зажав" диафрагму - опять-таки, если подобная функция в фотоаппарате есть.
Порой бывает обратная ситуация - объект не меняет дистанции до фотографа, но двигается довольно быстро (съемка животных в природной среде). Если кадры получаются "сдернутыми", а интервал между ними большой, необходимо перевести камеру в режим приоритета по выдержке, выбрав значение этого экспопараметра как можно "короче".
При панорамной съемке камера также "замораживает" фокус, экспозицию и баланс белого после первого кадра последовательности, однако при этом не накладывается никаких ограничений ни на интервал между снимками, ни на продолжительность серии.
Все, что необходимо делать пользователю, - поворачивать фотоаппарат таким образом, чтобы один край предыдущего кадра частично совпадал с другим краем следующего кадра. Для облегчения данной задачи на некоторых камерах цветной ЖК-дисплей автоматически включается в режиме видоискателя, а по краям кадра отображаются реперные индикаторы - например, в форме сильно вытянутых прямоугольников яркого цвета. Фотограф запоминает, какие объекты находились внутри реперного индикатора с одной стороны снимка, а на следующем снимке располагает их внутри реперного индикатора с другой стороны снимка. Разумеется, при панорамной съемке желательно использовать штатив или любую ровную поверхность.