Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Философия всегда тесно взаимодействовала с богословием, рациональная мысль была встроена в догматические споры и формулировку важнейших догматов. Таким образом, в богословских статьях речь зачастую идет о том, как должно обстоять дело или анализируются причины секуляризации философии в Западной Церкви. Споры о встрече религии и философии вряд ли могут разрешиться в какое-то окончательное объективное решение, оно противоречило бы вечной нерешенности философии и великой свободе веры.
Взаимосвязь религии и философии заключается в осмысление природы и функций религии, а также философские обоснования существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. В более узком смысле под философией религии понимается автономное философское рассуждение о божестве и о религии, особый тип философствования. Единодушия в понимании природы и функции философии религии среди философов нет. Тем не менее, философия религии безусловно обладает объективно устанавливаемой предметной сферой, постоянно воспроизводящимися формами осуществления, довольно устойчивыми отличиями от других областей философского знания – от теологии, религиоведческих дисциплин. 4
Она представляет собой особый тип философствования, демонстрирующий многообразие исторических форм реализации. Общую предметную область подавляющего большинства разновидностей современной философии религии образует исследование и осмысление теизма в самых различных аспектах, а также обоснование традиционного, «классического» теизма или конструирование философских альтернатив классическому теизму. Под теизмом современные философы понимают набор определенных религиозно - метафизических утверждений, ядро которых – представления о Боге. Бог постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Он сотворил все, что существует вне его, он трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире).
Основным объектом философского изучения религии, темой многообразных философско-исследовательских подходов к религии являются религиозные верования. Под верованиями подразумевается религиозное знание, причем такое, которое считается само собой разумеющимся. Верования – это то, что верующие, приверженцы той или иной религии, знают о божественной реальности, о мире и о себе.
В рамках проблематики обоснованности и рациональности религиозных верований возможны две основные позиции: философски аргументированное сомнение, отрицание правомерности этих верований с точки зрения разума - философское подтверждение соответствия религиозных верований принятым или новаторским стандартам рациональности. Обе эти позиции противостоят фидеизму (утверждению безусловной правомерности содержания религиозных верований – безотносительно к оценкам разума, философского, в том числе).