ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Понятие аккорда в современной музыке является знаковым и процесс обучения теории музыки и гармонии, а также любая практическая деятельность невозможны без понимания принципов того, что такое аккорд, как он устроен и какую роль играет в современной музыке.

Понятия аккорда является, возможно, одним из самых популярных в музыке, так как даже не музыкантам известно, что есть какие-то аккорды типа «аэм, цеэм» и некоторые даже пробовали брать эти аккорды на гитаре или фортепиано. Несмотря на это, мало кто из начинающих музыкантов правильно понимает теоретические аспекты образования аккордов и может логично и внятно объяснить сущность этого явления мелодического языка.

Есть ли в жизни явления близкие аккорду в музыке и какую пользу нам может принести это понимание?

Для понимания исторических аспектов появления понятия аккорд важно знать одну деталь. Само определение аккорда начало использоваться в качестве термина относительно недавно: в XVIII веке, когда зародилась наука гармония. До этого для обозначения явления использовали разные термины.

Что такое аккорды, виды аккордов

Итак, что же такое аккорд?

Название происходит от позднелатинского слова согласовывать и подразумевает согласование нескольких звуков между собой. При этом изначально этот термин применялся только к консонирующим созвучиям, то есть такому сочетанию звуков, которое звучит приятно на слух. Таким образом, если выделить первичную основу определения, то получится, что понятие аккорд обозначает созвучие, то есть одновременное звучание звуков, которые согласуются между собой.

Все остальные уточнения данного понятия зависят от стиля и эпохи. Единственным важным условием является наличие не менее трех таких звуков для согласования, что позволяет нам отличить аккорд от собственно интервала.

Далее само понятие согласованность можно трактовать очень широко, в результате чего аккорды разделяются на консонансные и дисонансные, что уже вызывает некую нестабильность в определении аккорда, так как диссонантность, по сути, есть несогласованность.

Для более тонкого понимания явления одновременного звучания тонов в музыке используются еще несколько определений.

1) Созвучие — название любого совместного звучания тонов от двух и до бесконечности

2) Сочетание — это соединение аккорда и неаккордовых звуков


3) Вертикаль — одновременное звучание всех голосов в данный момент времени.

В связи с большими различиями в трактовке понятия аккорда выделим несколько групп:

Первая — классические терцовые аккорды

Вторая — псевдотерцовые

Третья — квартовые и квинтовые аккорды

Четвертая — произвольные аккорды (трихорды и т.д)

Первый вид аккордов является наиболее популярным в музыке это терцовые аккорды, то есть созвучания основа которых это расстояние через ступень (малая и большая, а также уменьшенные и увеличенные терции).

Здесь существует всего 5 типов аккордов, большая часть из них именуется по интервалу между крайними звуками

3 звука — трезвучия

4 звука — септаккорды и секстаккорды или аккорды с секстой

5 звуков — нонаккорд и секстнонаккорды

6 звуков — ундецимаккорд

7 звуков — терцдецимаккорд

Внутри каждой группы мы можем выделить различные подгруппы аккордов, которые определяются типом терций. Здесь можно провести аналогию с интервалами. По количеству ступеней мы называем интервал, например, терцией, а по качеству уже делим ее на малую и большую. Также по количеству звуков, которые расположены по терциям мы называем аккорд, например, трезвучием, а затем смотрим на слагаемые этого трезвучия. Что дает нам:

б3+б3—увеличенное трезвучие

м3+м3 — уменьшенное

б3+м3 — мажорное

м3+б3 минорное

Других вариантов трезвучий быть не может.

В классической музыке трезвучия обозначаются с помощью цифр 5 и 3, то есть квинта и терция и дополнительных букв, а в современной буквено-цифровой системе с помощью латинских букв и терминов. Сравните:

Мажорное трезвучие — Б53 или большая латинская буква (C на примере до мажора)

Минорное трезвучие М53 или буква с добавлением m (Сm)

Уменьшенное трезвучие Ум53 или Cdim

Увеличенное Ув53 или Caug

Используя терцовую формулу, вы можете построить любое трезвучие от любой ноты.

Следующая группа аккордов, которые удобно изучать сразу после трезвучий это псевдотрезвучия или аккорды с задержаниями. Изначально эти аккорды возникли в музыке именно как видоизменения трезвучий и обязательно переходили в свой родитель. Сегодня же они используются независимо от своего прародителя и обозначаются с помощью указания sus и ступени, которая используется вместо терции аккорда. Таких аккорда 4

sus 2

sus 2b

sus 4

sus 4#

Например, для аккорда от примы С


так как в этих аккордах нет терции, то в обозначении не указывается буква m

Септаккорды

Сочетание 3х терций дает больше количество разновидностей септаккордов. Основной принцип названия здесь формируется на основе трезвучия, лежащего в основе септаккорда, а также по качеству септимы. Формулы септаккордов

б3+б3+б3 не дает септаккорда, так как большая терция от G# это нота B# и получается увеличенное трезвучие с удвоенной примой

б3+б3+м3 — здесь в основе увеличенное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд с повышенной пятой или очень сложно увеличенный большой мажорный. Обозначается как maj7#5

б3+м3+б3 здесь в основе мажорное трезвучие и большая септима. Такой аккорд называется большой мажорный септаккорд. Обозначается как maj7

м3 +б3+б3 в основе минорное трезвучие и большая септима. Называется большой минорный и обозначается как m(maj)7

б3+м3+м3 в основе мажор и малая септима. Называется малый мажорный или доминантсептаккорд. Этот септаккорд является базовым по историческим причинам и обозначается просто цифрой 7

м3+б3+м3 в основе минорное трезвучие и малая септима. Малый минорный. Обозначаем как м 7

м3+м3+б3 в основе уменьшенное трезвучие и малая септима. Малый вводный или полууменьшенный. Обозначается как m7b5

м3+м3+м3 — все уменьшенное и септаккорд называется также уменьшенным.

Также возможны варианты септаккордов с уменьшенными терциями. Например:

б3+ум3+б3 — септаккорд с пониженной 5 или 7b5

Но запоминать формулу таких септаккордов проще через альтерации ступеней.

Сложные аккорды

Как вы понимаете, сочетание 4, 5, 6 терций дает еще большее количество вариантов аккордов, но на практике для нонаккордов используются только следующие виды:

доминантнонаккорд или 9

большой нонаккорд


альтерированный с повышенной или пониженной 9 и 5

минорный

ундецимаккорд практически всегда мажорный и используется в двух видах, с большой квартой или с малой

Терцдецимаккорд практически всегда используется только в одном виде на основе доминантсептаккорда.

Нетерцовые аккорды

К нетерцовым аккордам относим прежде всего аккорды с секстой и ноной, которые бывают мажорными и минорными. Пример от ноты C:

Квартаккорды не имеют общепринятых обозначений и могут включать в себя 3-4 и гораздно реже большее количество кварт.

Квинтаккорды строятся по аналогичному принципу и не имеют названий:

Еще одна интересная группа аккордов — трихорды. Сочетание трех звуков от 12 нот дает нам 3 в 12 степени, что очень немало! Часть из этих аккордов будет дублировать известные, а большая часть может дать интересные варианты звучания. Например:

Разновидность нетерцовых аккордов — кластеры. Это аккорды, состоящие из малых или больших секунд. По сути, это не аккорды, а музыкальные пятна, так как скученность обертонов не позволяет говорить о какой-либо согласованности звуков в кластере. Он никуда не тяготеет и ничего к себе не притягивает.

Терцовые аккорды и иерархия звуков

Внутри классического аккорда каждый звук или сочетания звуков выполняют свою роль или, если сказать по-другому, то они имеют функции. Самая первая функция — это функция главного тона или основного. Он дает название аккорду и простом виде представляет собой его маркер. Движение основных тонов аккордов последовательности позволяют получить профиль движения гармонии, основу гармонического движения.

Аккордовые консонансы — терция и квинта аккорда и его консонантная основа, при этом терция сохраняется во всех видах трезвучий, а квинта меняется на увеличенную или уменьшенную в зависимости от аккорда. Таким образом, мажорное и минорное трезвучия получаются консонирующими, а увеличенное и уменьшенное нет.


Аккордовые диссонансы — септимы, ноны, сексты. Это звуки появившиеся как задержания и оставшиеся в составе аккорда, к ним мы также относим любые альтерации.

Побочные тона — звуки, нарушающие терцовую структуру аккорда и близкие по своей природе аккордовым диссонансам. Например, секста может быть диссонансом в составе аккорда 13, а может быть побочным тонов в аккорде 6.

Заключение

Аккорды играют большую роль в музыкальных произведениях, придавая более наполненную художественно- оформленную окраску.

Список Литературы:

1.Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]: учебник / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Академия, 2014. - 336 с. – режим доступа: http://biblioclub.ru.

2. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация [Текст]: учебное пособие / В. И. Загвязинский. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2017. - 192 с. – режим доступа: http://biblioclub.ru.

3. Диденко Н.М. Развитие интонационного мышления в современном вузовском курсе сольфеджио: учебное пособие / Н.М. Диденко; Министерство культуры Российской Федерации, Г.К. Ростовская; науч. ред. К.А. Жабинский. - Ростов: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2014. - 150 с. - (Библиотека методической литературы). - Библ. в кн. - ISBN 978-5-93365-075-1; То же [Электронный ресурс].

4. Сольфеджио: учебно-методический комплекс / Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Кемеровский государственный университет культуры и искусств", Институт музыки, Кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства и др. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013. - 64 с.: табл.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru Бах, Ф. Э. Сольфеджио [Электронный ресурс]: нотное издание / Ф. Э. Бах. - Москва: Директ-Медиа, 2017. - 4 с. – режим доступа: http://biblioclub.ru.

5. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник / М. С. Осеннева. - Москва: Академия, 2012. - 272 с.

6.Никонов А. Звукотехническое оборудование радиодомов и телецентров. М.: Радио и связь, 2010.

7.Никульский Е. М., Дворко Н. И., Ершов К. Г. Технология звукозаписи и звукоре-жиссура: Учеб. пособ. Л.: ЛИКИ, 2011.

8. Петелин Ю. В., Петелин Р. Ю. Персональный оркестр... в персональном компьюте-ре. СПб.: Полигон, 2010.

9.Мансфельдерс Э. Музыка, речь и компьютер / Пер. с нем. Киев: Торгово-издательское бюро ВНV, 2015.