Файл: ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СИСТЕМЕ ГОС. СЛУЖБЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета от 25 декабря 1993 года, № 237 2. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 декабря 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26, ст. 2780 3. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002, № 2 4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 года № 51/191 «Декларация Организации Объединённых Наций о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях» // Текст Резолюции официально опубликован не был 5. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «Витрем», 2002 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Российская газета от 18 (ст.ст. 1-96), 19 (ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня 1996 года, № 113, 114, 115, 118 7. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162 8. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Российская газета от 31 мая 2003 года, № 104 9. Федеральный закон от 3 апреля 1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Российская газета от 12 апреля 1995 года, № 72 10.   Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 года, № 8, ст. 366 11.   Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещёнии заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета от 28 июля 2005 года, № 163 12.   Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44, ст. 4536 13.   Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1997 года № 484 «О представлении лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года, № 97 14.   Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 18 января 2000 года 15.   Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 июня 1993 года, № 26, ст. 2419 16.   Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108 17.   Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета от 15 августа 2002 года, № 152 18.   Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 412-1V ГД «О Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 мая 2004 года, № 18, ст. 1709 19.   Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 ноября 2005 года, № 46. Ст. 4720 20.   Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета от 23 февраля 2000 года 21.   Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Текст постановления официально опубликован не был 22.   Национальный план противодействия коррупции утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164 Монографии, учебные пособия 23.   Алтухов С.А. Преступление сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. – 271 с. 25.   Аринин А.Н. Борьба с коррупцией – это борьба за обеспечение и защиту прав и свобод граждан Российской Федерации / Защита прав и свобод граждан: Материалы научно-практической конференции. – М., 2005 26.   Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2001. – 240 с. 27.   Водько Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. – 80 с. 28.   Гармаев Ю.П. Должностные преступления в таможенных органах. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2002. – 176 с. 29.   Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. Пособие. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2001. – 624 с. 30.   Григорьева Т.В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия / Отв. ред. проф. И.А Молетотов. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1999. – 16 с. 31.   За кулисами становления экономических теорий. От теории – к коррупции. М. Гэффни, Г. Титова, Ф. Харрисон. – СПб.: Б. & К., 2000. – 310 с. 32.   Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // Под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Иванова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 512 с. 33.   Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы / Под ред. В.В. Лунеева. – М.: Юрист, 2001. – 426 с. 34.   Криминология – XX век / Под ред. д.ю.н., проф. В.Н. Бурлакова, д.ю.н., проф., заслуженного деятеля науки РФ В.П. Сальникова. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2000. – 554 с. 35.   Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 912 с. 36.   Куракин А.В. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в Российской Федерации: Монография А.В. Куракин. – М., 2004 37.   Мелешко Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран (криминологические проблемы сравнительного правоведения, теории, законодательная и правоприменительная практика). – М.: Издательство «Юрлитинформ». 2003. – 304 с. 38.   Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. – М., 2000. Ч. 1. – 321 с. 39.   Рочева Е.А. Криминологическая характеристика злоупотребление властью или служебными полномочиями как одного из криминальных проявлений коррупции // Смирнов А.Ю. Актуальные проблемы квалификации получения взятки // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007, № 1 40.   Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2003. – 415 с. 41.   Ткач А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации». – М.: ЗАО «Юстицинформ». 2006. – 176 с. 42.   Шнитенков А.В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2006. – 331 с. 43.   Шурупов Г.Ю. Борьба с коррупцией в России: законодательный аспект. – Новосибирск: Новосибирский государственный университет, 1999. – 16 с. 44.   Яни П.С. Взяточничество и должностное преступление: уголовно-правовая ответственность. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. – 242 с. Статьи, периодические издания 45.   Буланже М. Коррупция – дочь протекции // Служба кадров. 1999, № 10 46.   Велетминский И. Заказной закон // Российская газета от 27 октября 2004 года 47.   Волгин Н.А. Новый подход к оплате труда госслужащих // Российский экономический журнал. 1999, № 5 48.   Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000, № 6 49.   Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. 2001, № 3 50.   Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе // Государство и право. 1998, № 10 51.   Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. 2006, № 4 52.   Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. 2006, № 10 53.   Зубко И. Взяток в России берут всё больше // Российская газета от 28 июля 2004 года 54.   Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе // Журнал российского права. 2006, № 3 55.   Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы Уголовного кодекса Российской Федерации // Законность. 2005, № 11 56.   Карабет К.В. Коррупционная преступность в Вооружённых Силах Российской Федерации // Прокурорская и следственная практика. 1999, № 3-4 57.   Королева М. Роль коррупции в криминализации правоохранительной деятельности // Уголовное право. 2007, № 1 58.   Куракин А.В. Реформирование государственной службы России должно иметь антикоррупционную направленность // Российская юстиция. 2002, № 7 59.   Кушниренко С.П. Субъекты взяточничества // Следователь. 2007, № 2 60.   Максимов С. Коррупционная преступность в России: правовая оценка, источники развития, меры борьбы // Предпринимательское право. 1999, № 9-10 61.   Малько А.В. Цели и наиболее эффективные юридические средства современной российской антикоррупционной политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2004, № 3 62.   Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. 2003, № 4 63.   Музалевская Е.А. Коррупция в системе государственной службы России: истоки и тенденция // Следователь. 2007, № 12 64.   Павленко О.В. Вопросы формирования и совершенствования законодательства о борьбе с коррупцией // Российский юридический журнал. 2000, № 2 65.   Пятилетова Л. Почём продаётся Москва // Российская газета от 5 июля 2004 года 66.   Римский В.Л. Коррупция как системный фактор российских выборов // Следователь. 2008, № 1 67.   Роуф Д. Коррупция в России // Инвестиции в России. 2000, № 7 68.   Розенко С.В. Проблема коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Чиновник. 2004, № 2 69.   Скобликов П.А. Как называются коррупционеры в современной России // Российская юстиция. 2006, № 12 70.   Скобликов П.А. Уголовная ответственность за коррупцию: Условное осуждение // Уголовное право. 2003, № 3 71.   Сухаренко А.Н. Коррупция в правоохранительных органах // Следователь. 2006, № 9 72.   Талапина Э.В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006, № 5 73.   Тихомиров Ю.А., Трикоз Е.Н. Право против коррупции // Журнал российского права. 2007, № 5 74.   Тогонидзе Н.В. Политическая коррупция в России // Государство и право, 2003, № 3-4 75.   Ходеев Ф., Шутенко Т. Взятка как потребность // Уголовное право. 2004, № 4 76.   Широков В.А. Противоречие законов – серьёзное препятствие в борьбе со взяточничеством // Следователь. 2007, № 7


Приложение 1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Общие принципы

1. Государственная должность, как она определяется в национальном законодательстве, - это должность, облеченная доверием, предполагающая обязанность действовать в интересах государства. Поэтому государственные должностные лица проявляют абсолютную преданность государственным интересам своей страны, представляемым демократическими институтами власти.

2. Государственные должностные лица выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами или административными положениями и со всей добросовестностью. Они постоянно стремятся к тому, чтобы обеспечить как можно более эффективное и умелое распоряжение государственными ресурсами, за которые они несут ответственность.

3. Государственные должностные лица внимательны, справедливы и беспристрастны при выполнении своих функций и, в частности, в своих отношениях с общественностью. Они никогда не оказывают какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу, не допускают дискриминации по отношению к какой-либо группе лиц или отдельному лицу или не злоупотребляют иным образом предоставленными им полномочиями и властью. II. Коллизии интересов и отказ от права

4. Государственные должностные лица не используют свое официальное положение для неподобающего извлечения личных выгод или личных или финансовых выгод для своих семей. Они не участвуют ни в каких сделках, не занимают никакого положения, не выполняют никаких функций и не имеют никаких финансовых, коммерческих или иных аналогичных интересов, которые несовместимы с их должностью, функциями, обязанностями или их отправлением.

5. В той мере, в какой к этому обязывает должность, и в соответствии с законами или административными положениями государственные должностные лица сообщают о деловых, коммерческих или финансовых интересах или о деятельности, осуществляемой с целью получения финансовой прибыли, которые могут привести к возможной коллизии интересов. В случае возможной или предполагаемой коллизии между обязанностями и частными интересами государственных должностных лиц, они действуют сообразно с мерами, установленными для того, чтобы уменьшить или устранить такую коллизию интересов.


6. Государственные должностные лица никогда не пользуются недолжным образом государственными денежными средствами, собственностью, услугами или информацией, полученной ими при исполнении или в результате исполнения ими своих служебных обязанностей, для осуществления деятельности, не связанной с выполнением ими официальных функций.

7. Государственные должностные лица действуют сообразно с мерами, установленными законом или административными положениями, для того, чтобы после ухода со своих официальных должностей они не злоупотребляли своим прежним служебным положением. III. Сообщение сведений об активах

8. Государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением и как это разрешено или требуется законом и административными положениями выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев.

Принятие подарков или других знаков внимания

9. Государственные должностные лица не добиваются и не получают, прямо или косвенно, любых подарков или других знаков внимания, которые могут повлиять на выполнение ими своих функций, осуществление своих обязанностей или принятие решений. V. Конфиденциальная информация

10. Сведения конфиденциального характера, которыми располагают государственные должностные лица, хранятся в тайне, если национальное законодательство, исполнение обязанностей или потребности правосудия не требуют иного. Такие ограничения применяются также после ухода со службы.

Политическая деятельность

11. Государственные должностные лица участвуют в политической или иной деятельности вне рамок их официальных обязанностей в соответствии с законами и административными положениями таким образом, чтобы не подрывать веру общественности в беспристрастное выполнение ими своих функций и обязанностей.


Приложение 2

Место Страна ИВК Доверительный интервал Число исследований 1 Дания 9.4 9,2 -9,6 6 1 Финляндия 9.4 9,2 -9,6 6 1 Новая Зеландия 9.4 9,2 -9,6 6 4 Сингапур 9.3 9 -9,5 9 4 Швеция 9.3 9,1 -9,4 6 6 Исландия 9.2 8,3 -9,6 6 7 Нидерланды 9.0 8,8 -9,2 6 7 Швейцария 9.0 8,8 -9,2 6 9 Канада 8.7 8 -9,2 6 9 Норвегия 8.7 8,3 -9,1 6 11 Австралия 8.6 8,1 -9 8 12 Люксембург 8.4 7,7 -8,7 5 12 Великобритания 8.4 7,9 -8,9 6 14 Гонконг 8.3 7,6 -8,8 8 15 Австрия 8.1 7,5 -8,7 6 16 Германия 7.8 7,3 -8,4 6 17 Ирландия 7.5 7,1 -8 8 17 Япония 7.5 7,3 -7,7 6 19 Франция 7.3 6,9 -7,8 6 20 США 7.2 6,5 -7,6 8 21 Бельгия 7.1 7,1 -7,1 6 22 Чили 7.0 6,5 -7,4 7 23 Барбадос 6.9 6,6 -7,1 4 24 Сент-Люсия 6.8 6,1 -7,1 3 25 Испания 6.7 6,4 -7 5 25 Уругвай 6.7 6,2 -7 6 27 Словения 6.6 6,1 -6,9 8 28 Эстония 6.5 6 -7 8 28 Португалия 6.5 5,8 -7,2 6 30 Израиль 6.1 5,6 -6,7 6 30 Сент-Винсент и Гренадины 6.1 4 -7,1 3 32 Катар 6.0 5,4 -6,4 4 33 Мальта 5.8 5,3 -6,2 4 34 Макао 5.7 4,7 -6,4 4 34 ОАР 5.7 4,8 -6,5 5 34 Тайвань 5.7 5,4 -6,1 9 37 Доминика 5.6 4 -6,1 3 38 Ботсвана 5.4 4,8 -6,1 7 39 Кипр 5.3 4,9 -5,5 8 39 Венгрия 5.3 5,1 -5,5 3 41 Италия 5.2 4,7 -5,7 6 41 Чешская Республика 5.2 4,9 -5,8 8 43 Малайзия 5.1 4,5 -5,7 9 43 Южная Африка 1.0 4,7 -5,5 9 43 Южная Корея 5.1 4,9 -5,5 9 46 Бахрейн 5.0 4,7 -5,3 5 46 Бутан 5.0 4,1 -5,7 5 46 Коста-Рика 5.0 4,2 -5,7 5 49 Кабо-Верде 4.9 4,5 -5,2 8 49 Словакия 4.9 3,4 -5,5 3 51 Латвия 4.8 4,4 -5,1 6 51 Литва 4.8 4,4 -5,3 7 53 Иордания 4.7 3,9 -5,3 4 53 Маврикий 4.7 3,8 -5,6 7 53 Оман 4,1 -5,7 6 56 Греция 4.6 4,3 -5 6 57 Намибия 4.5 3,9 -5,2 7 57 Самоа 4.5 2,9 -5,7 4 57 Сейшельские о-ва 4.5 3,4 -5,5 3 60 Кувейт 4.3 3,3 -5,1 5 61 Куба 4.2 3,5 -4,7 4 61 Польша 4.2 3,6 -4,9 8 61 Тунис 4.2 3,4 -4,8 6 64 Болгария 4.1 3,6 -4,8 8 64 Турция 4.1 3,8 -4,5 7 64 Хорватия 4.1 3,6 -4,5 8 67 Сальвадор 4.0 3,2 -4,6 5 68 Колумбия 3.8 3,4 -4,3 7 69 Гана 3.7 3,5 -3,9 7 69 Румыния 3.7 3,4 -4,1 8 71 Сенегал 3.6 3,2 -4,2 7 72 Бразилия 3.5 3 -4,2 7 72 Индия 3.5 3 -3,9 4 72 Китай 3.5 3 -4,2 9 72 Мексика 3.5 3,3 -3,7 10 72 Марокко 3.5 3,3 -3,8 7 72 Перу 3.5 3,4 -3,7 5 72 Суринам 3.5 3,2 -4 7 79 Грузия 3.4 3 -4 6 79 Гренада 3.4 2,9 -4,3 6 79 Сербия 3.4 2,7 -3,9 4 79 Саудовская Аравия 3.4 2 -4,1 3 79 Тринидад и Тобаго 3.4 2,7 -3,9 84 Габон 3.3 2,4 -4 4 84 Босния и Герцеговина 3.3 2,9 -3,7 7 84 Кирибати 3.3 3,1 -3,4 5 84 Лесото 3.3 2,4 -3,9 3 84 Македония 3.3 3 -3,5 5 84 Свазиленд 3.3 3,1 -3,5 6 84 Таиланд 3.3 2,9 -3,8 6 84 Черногория 3.3 2,9 -3,7 9 84 Ямайка 3.3 2,3 -4,3 4 84 Мальдивские о-ва 3.3 2,6 -4,2 5 94 Мадагаскар 3.2 2,5 -3,9 7 94 Панама 3.2 2,9 -3,5 7 94 Танзания 3.2 2,9 -3,4 8 94 Шри-Ланка 3.2 2,8 -3,4 5 98 Вануату 3.1 2,4 -3,7 3 99 Алжир 3.0 2,8 -3,3 5 99 Армения 3.0 2,8 -3,2 7 99 Белиз 3.0 2,2 -3,6 4 99 Ливан 3.0 2,7 -3,2 6 99 Монголия 3.0 2 -3,7 3 99 Доминиканская Республика 3.0 2,6 -3,3 6 105 Албания 2.9 2,6 -3,2 7 105 Аргентина 2.9 2,2 -3,4 3 105 Боливия 2.9 2,6 -3,1 6 105 Буркина-Фасо 2.9 2,6 -3,4 7 105 Джибути 2.9 2,7 -3,2 6 105 Египет 2.9 2,6 -3,3 7 111 Эритрея 2.8 2,5 -3,3 7 111 Гватемала 2.8 2,1 -3,5 5 111 Мозамбик 2.8 2,3 -3,3 5 111 Молдова 2.8 2,4 -3,2 5 111 Руанда 2.8 2,4 -3,1 3 111 Уганда 2.8 2,5 -3 8 111 Соломоновы о-ва 2.8 2,5 -3,1 8 118 Бенин 2.7 2,4 -3 8 118 Малави 2.7 2,4 -3 8 118 Мали 2.7 2,4 -3 3 118 Сан-Томе и Принсипи 2.7 2,4 -3 7 118 Украина 2.7 2,3 -3,2 7 123 Вьетнам 2.6 2,3 -2,9 7 123 Гайана 2.6 2,3 -2,9 8 123 Замбия 2.6 2,5 -2,6 123 Мавритания 2.6 2,2 -3 3 123 Нигер 2.6 2,4 -2,9 9 123 Никарагуа 2.6 2,3 -2,7 6 123 Тимор-Лесте 2.6 2 -3,3 6 123 Коморские острова 2.6 2,3 -2,7 4 131 Бурунди 2.5 2,3 -2,7 7 131 Ливия 2.5 2 -3 7 131 Гондурас 2.5 2,1 -3 5 131 Иран 2.5 2,3 -2,7 9 131 Йемен 2.5 2,3 -2,6 6 131 Непал 2.5 2,1 -2,6 4 131 Филиппины 2.5 2 -3 4 138 Камерун 2.4 2 -2,8 7 138 Пакистан 2.4 2,1 -2,6 5 138 Парагвай 2.4 2,1 -2,7 8 138 Сирия 2.4 1,7 -2,9 4 138 Эфиопия 2.4 2,1 -2,7 8 143 Гамбия 2.3 2 -2,6 6 143 Индонезия 2.3 2,1 -2,4 11 143 Россия 2.3 1,9 -2,8 5 143 Того 2.3 2,1 -2,6 8 147 Ангола 2.2 1,8 -2,4 7 147 Гвинея-Биссау 2.2 2 -2,4 8 147 Нигерия 2.2 2 -2,3 3 150 Азербайджан 2.1 2 -2,2 5 150 Беларусь 2.1 1,7 -2,5 6 150 Зимбабве 2.1 2 -2,2 7 150 Казахстан 2.1 1,9 -2,3 8 150 Кения 2.1 1,8 -2,4 4 150 Киргизстан 2.1 2 -2,2 6 150 Кот-д’Ивуар 2.1 1,8 -2,4 8 150 Либерия 2.1 2 -2,3 5 150 Сьерра-Леоне 2.1 1,9 -2,3 8 150 Таджикистан 2.1 1,9 -2,3 8 150 Эквадор 2.1 1,7 -2,6 6 150 Республика Конго 2.1 1,7 -2,6 5 162 Бангладеш 2.0 1,8 -2,3 7 162 Венесуэла 2.0 1,9 -2,1 7 162 Камбоджа 2.0 1,7 -2,3 6 162 Центральноафриканская Республика 2.0 1,8 -2,3 5 162 Туркменистан 2.0 1,8 -2,1 7 162 Папуа – Новая Гвинея 2.0 1,8 -2 168 Гвинея 1.9 1,4 -2,6 6 168 Лаос 1.9 1,8 -2,1 6 168 Экваториальная Гвинея 1.9 1,7 -2 4 168 Демократическая Республика Конго 1.9 1,7 -2,2 6 172 Афганистан 1.8 1,4 -2 4 172 Судан 1.8 1,7 -1,9 7 172 Чад 1.8 1,6 -1,9 6 175 Тонга 1.7 1,6 -1,9 7 175 Узбекистан 1.7 1,5 -1,8 3 177 Гаити 1.6 1,3 -1,8 4 178 Ирак 1.5 1,3 -1,7 4 179 Мьянма 1.4 1,1 -1,7 4 179 Сомали 1.4 1,1 -1,7 4 [1]


Использованная литература

См.: Юридическая газета. 1999. № 37 [2] См.: Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. – М., 1983. Т. 4. С. 547 [3] См.: Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1991. С. 123 [4] См.: Щетинин В.Д. Одолеем ли мы коррупцию? // Международная жизнь. 1993. № 2. С. 77; Российская газета от 14 января 1995 года [5] Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной прессе было опубликовано свыше 3-х тысяч материалов, посвящённых коррупции, по телевидению показано более 150 материалов на эту тему (Сатаров Г.А., Левин М.И., Цирик М.Л. Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета от 19 февраля 1990 года) [6] См.: Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. – М., 1990. С. 323 [7] См.: Лунеев В.В. Коррупция, учтённая и фактическая // Государство и право. 1996. № 8. С. 81 [8] См.: International Legal materials: current documents. Vol. 35. 1996. N 3. P. 724-734. [9] См.: Системы общегосударственной этики поведения. Пособие Транспаренси Интернэшнл // Под ред. Джереми Поупа. М. 1999. С. 20 [10] Гальперин И.М. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон // Социалистическая законность. 1989. № 4. С. 37; Волженкин Б.В. Коррупция и уголовный закон // Правоведение. 1991. № 6. С. 64; Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996.      С. 16 и др. [11] См.: Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета от 19 февраля 1998 года. [12] См.: Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПб., 1997. С. 17 [13] См: СПС «Гарант». [14] См: СПС «Гарант» [15] Хотя надо признать, что в истории России были периоды равного наказания и того, кто подкупает, и того, кого подкупают. Петр I определял наказание, дающим взятку (лиходателям) наравне с получившим взятку (лихоимцами): «… тем людям, которые взяли деньги, и которые им те деньги дали… чинить велено смертную казнь, без всякой пощады». Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии (см.: Астанини В.В. Борьба с коррупцией по законодательству Петра I // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. С. 216; ПСЗ. Собр. I. Т. IV. № 1819. С. 19; Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России. Нижнекамск, 1995) [16] См: Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. Пособие. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2001. С. 367 [17] См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 года № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» // Текст постановления официально опубликован не был [18] См.: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 года № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» // Российская газета от 23 февраля 2000 года, № 13 [19] См.: Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780 [20] См.: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS N 173 (Страсбург, 27 января 1999 года) // Журнал «Совет Европы и Россия», 2002. № 2 [21] См.: Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию ETS N 174 (Страсбург, 4 ноября 1999 год) // Российская Федерация в настоящей конвенции не участвует [22] См.: Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 года № 51/59 «Борьба с коррупцией» // Текст Резолюции официально опубликован не был [23] См.: Приложение № 1 [24] См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года № 97 [25] См.: Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162 [26] См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 октября 2005 года, № 44, ст. 4536 [27] См.: Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 1997 года № 484 «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» // Российская газета от 20 мая 1997 года № 97 [28] См.: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета от 18 января 2000 года [29] См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 1993 года № 935 «О дополнительных мерах по обеспечению эффективной работы Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по борьбе с преступностью и коррупцией» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 28 июня 1993 года, № 26, ст. 2419 [30] См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108 [31] См.: Национальный план противодействия коррупции утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164 [32] См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета от 15 августа 2002 года, № 152 [33] См.: Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М., 2003. С. 204 [34] См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. – М., 2000. С. 24-26 [35] См.: Российская газета от 13 ноября 1999 года. [36] См: Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Учеб. Пособие. – М.: Издательство АО «Консалтбанкир», 2001. С. 368 [37] См: Emerging Standards of International Trade and Investment (Multinational Codes and Corporate Conduct), N.J. 1983. p. 34 [38] См.: Монтескье Ш. Избранные сочинения. М., 1955. С. 289 [39] См. Чистые руки. М., 1990. № 2. С. 96 [40] См.: ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162 [41] См.: ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162 [42] См.: Приложение № 2 [43] См.: Скобликов П.А. Как наказываются коррупционеры в современной России // российская юстиция. 2006. № 12 [44] См.: Римский В.Л. Коррупция как системный фактор российских выборов // Следователь. 2008. № 1.    С. 32-39 [45] См.: Кернер Х.Ю. Криминология. Словарь-справочник. – М., 1998. С. 108-109 [46] См.: Куприянов А. Библейские корни правосознания россиян // Российская юстиция. 1998. № 1. С. 61 [47] См.: Алексеева М.А. Стратегия контроля над коррупцией // Правовые и организационные проблемы борьбы с коррупцией. С. 22 [48] См.: Козина И.М. Что определяет статус «кормильца» семьи? // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 83, 84, 89; Юридическая социология / Под ред. В.А. Глазырина – М., 2000. С. 184 и др. [49] См.: Советское государственное право. 1982. № 8. С. 28-29 [50] См.: Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М., 2003. С. 245-246 [51] Впрочем, более опасные случаи взяточничества инициируются самими адвокатами. Получив от подзащитных или их доверителей значительную сумму денег, защитник часть из них, обычно по отработанной схеме, передаёт следователю, прокурору или судье за изменение меры пресечения, квалификации преступлении, или назначения наказания ближе к минимальному пределу санкции конкретной статьи особенной части Уголовного кодекса. Ряд адвокатов, в особенности из числа бывших следователей, оперативных работников, прокуроров и судей, пользуясь своими контактами с бывшими коллегами, совершают такие коррупционные акции в виде промысла. [52] См.: Основы противодействия коррупции (Система общегосударственной этики поведения) / Под ред. С.В. Максимова – М., 1999. С. 37 [53] См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 726 [54] В результате положение дел стало таким, что, по оценке бывшего помощника Президента Российской Федерации А. Лившица, усиление борьбы с коррупцией способно «привести к потере равновесия в экономике», а потому он «против резких движений в вопросах борьбы с коррупцией» (Вечерняя Москва. 1993. 29 июля). [55] См.: Мелешко Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран. М., 2003.       С. 216-217 [56] См.: Гайдар Е. Государство и Эволюция. М., 1995. С. 143, 173. [57] См.: Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: Монография. – М., 2003. С. 251 [58] См.: Россия и коррупция: кто кого? // Российская газета от 19 февраля 1998 года; Будущее без коррупции // Чистые руки, 1999. № 1. С. 3-23 [59] См.: Российское законодательство Х-ХХ веков. – М., 1985. Т. 2. С. 30-31; Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. – М., 2001. С. 462; Красная газета от 13 октября 2000 года [60] См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 728-729 [61] См.: Организованная преступность-3; Коррупция и борьба с ней. [62] См.: Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2005. С. 730-731 [63] См.: ст. 7 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780 [64] См.: ст. 12 Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780 [65] См.: Конвенцию Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июня 2006 года, № 26. Ст. 2780 [66] В п. 8 ст. 31 Конвенции ООН против коррупции отмечено, что «государства-участники могут рассмотреть возможность установления требования о том, чтобы лицо, совершившее преступление, доказало законное происхождение таких предполагаемых доходов от преступления или другого имущества, подлежащего конфискации, в той мере, в какой такое требование соответствует основополагающим принципам их внутреннего законодательства и характеру судебного и иного разбирательства». [67] Причём если такие доходы от преступлений были превращены или преобразованы, частично или полностью, в другое имущество, то меры, указанные в настоящей статье, применяются в отношении такого имущества. Применяются и другие правила. Установлено также, что к прибыли или другим выгодам, которые получены от таких доходов от преступлений, от имущества, в которое были превращены или преобразованы такие доходы от преступлений, или от имущества, к которому были приобщены такие доходы от преступлений, также применяются меры, указанные в настоящей статье, таким же образом и в той же степени, как и в отношении доходов от преступлений, [68] См.: Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Российская газета от 22 мая 2008 года, № 108 [69] См.: Национальный план противодействия коррупции (утверждён Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568) // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164 [70] См.: п. 1 раздела I Национального плана противодействия коррупции утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164 [71] См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» // Российская газета от 15 августа 2002 года, № 152 [72] См.: п. 1 раздела III Национального плана противодействия коррупции утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164 [73] См.: п. 2 раздела III Национального плана противодействия коррупции утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 года № Пр-1568 // Российская газета от 5 августа 2008 года, № 164 [74] См.: Системы общегосударственной этики поведения. Пособие «Транспаренси Интернэшнл». Под редакцией Джереми Поупа. Берлин. 1999. С. 11-12 [75] См.: Криминология – ХХ век / Под ред. д.ю.н., проф. В.Н. Бурлакова, д.ю.н., проф., заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.П. Сальникова. – СПб., 2000. – С. 390 [76] См.: п. 6 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета от 31 июля 2004 года, № 162 [78] См.: Мелешко Н.П., Тарло Е.Г. Уголовно-правовые системы России и зарубежных стран. М., 2003.       С. 224