Файл: Прокурор в гражданском процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 650

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конституционное и отраслевое законодательство Российской Федерации (далее по тексту, РФ) предусматривает возможность участие в гражданском судопроизводстве такого субъекта права, как прокурор. В Конституции РФ прокурору и прокуратуре посвящена лишь одна ст. 129, которая помещена в гл. 7 «Судебная власть». Несмотря на это, прокуратура не является частью судебной власти, хотя и связана с нею тесно. В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Что касается конкретной регламентации организации и деятельности прокуратуры РФ, то ч. 5 ст. 129 Конституции РФ отсылает к федеральным законом.

Порядок участие прокурора в гражданском судопроизводстве регламентируется нормами Закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Деятельность прокурора представляет собой специфический вид государственной деятельности. Специфика обусловлена тем, что по российскому законодательству прокуратура РФ как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ осуществляет от имени РФ надзор, во-первых, за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов всеми органами власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов; во-вторых, за соответствие правовых актов органов и должностных лиц законом РФ; в-третьих, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами.

Вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе является одним из самых дискуссионных в науке гражданского процессуального права. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако и после принятия Гражданского процессуального кодекса РФ данный вопрос во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный вариант участия прокурора в гражданском процессе, основанный на противоположных точках зрения.

Исходя из актуальности представленной курсовой работы, целью является анализ правового института участия прокурора в гражданском процессе Российской Федерации.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1)рассмотреть статус прокурора как субъекта гражданских процессуальных правоотношений;


2)определить цели и задачи участия прокурора в гражданском процессе;

3) выявить правовое положение прокурора в гражданском процессе;

4) определить формы участия прокурора в гражданском процессе.

Объектом в представленной курсовой работе является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу участия прокурора в гражданском процессе. Предметом же является правовой институт участия прокурора в гражданском процессе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава состоит из четырех параграфов и посвящена общим вопросам определения правового положения прокурора в гражданском процессе России. Вторая глава состоит из двух параграфов и посвящена формам участия прокурора в гражданском процессе России.

1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ

1.1 Прокурор как субъект гражданских процессуальных правоотношений

Прокуратура как «око государево» была создана Петром I и преимущественно осуществляла надзор за администрацией на местах. В результате судебной реформы 1864 г. основная деятельность была перенесена в сферу судопроизводства. Прокурор выступал в качестве примыкающей стороны, представляя суду заключение после состязания сторон. Но иногда прокурор выступал как «главная сторона» (процессуальный истец), если дело носило публичный характер. Начиная с 30-х гг. XX в., прокуратура осуществляла надзор за соблюдением законности в суде. Упрочение судебной власти как третьей власти в государстве привело к тому, что с 1992 г. прокуратура перестала осуществлять надзор за соблюдением законности при рассмотрении дел в суде. В настоящее время функции прокуратуры в сфере судопроизводства ограничиваются участием прокурора в рассмотрении дел в суде [13, с 57].

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судом определяется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту, ГПК РФ), другими нормативными актами.

Одним из направлений деятельности прокуратуры РФ является участие прокурора в рассмотрении судами административных, гражданских, уголовных дел.


Гражданское процессуальное законодательство использует обобщенный термин «прокурор», что включает в себя прокурора, его заместителей, помощников и т. д.

В соответствии со ст. 34 ГПК РФ прокурор является лицом, участвующим в деле. При этом при участии в деле в порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор не является субъектом спорных материально-правовых отношений, а выступает в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор, будучи лицом, участвующим в деле, обладает общими правами лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 35 ГПК РФ, а также может использовать большинство специальных прав, предоставленных сторонам согласно ст. 39 ГПК РФ, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ. В то же время полномочия прокурора в процессе обладают определенной спецификой, что связано с задачами, которые призвана выполнять прокуратура. Прокурор вступает в процесс для дачи заключения по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ.

Правовое положение прокурора в гражданском процессе отличается от положения иных субъектов гражданских процессуальных правоотношений.

В отличие от сторон прокурор не выступает субъектом спорных материально-правовых отношений, когда подает иск. Прокурор защищает интересы других лиц, а не собственные. Именно поэтому он не может совершать некоторые действия, которые вправе осуществлять стороны. Вместе с тем прокурор может быть и стороной в процессе, когда он или прокуратура выступает участником спорного правоотношения. 

Прокурор отличается и от субъектов, обращающихся в суд за защитой чужих интересов в порядке ст. 46, 47 ГПК РФ. Прокурор в отличие от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, действующих в порядке ст. 46 ГПК РФ, может инициировать возбуждение дела в суде в защиту интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Прокурор дает заключение по делам, определенным в ч. 3ст. 45 ГПК РФ, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления дают заключения, если это предусмотрено федеральным законодательством, по вопросам своей компетенции. Круг вопросов, включаемых в заключение прокурора, шире, поскольку шире полномочия прокуратуры.

В отличие от представителя прокурор, участвуя в суде, действует от своего имени. В процессе судебного разбирательства прокурор не связан позицией истца, а правовая позиция представителя не может противоречить позиции стороны, чьи интересы он представляет.


Современное процессуальное законодательство значительно сузило участие прокурора в гражданском процессе, что продиктовано укреплением принципа диспозитивности судопроизводства. В настоящее время ограничено число случаев, когда прокурор может инициировать возбуждение дела в суде, сужен круг дел, по которым прокурор вступает в процесс для дачи заключения. Полномочия прокурора в ходе рассмотрения дел также претерпели изменения (сужена роль прокуратуры в надзорном судопроизводстве, не стало обязательного заключения прокурора, если он подавал иск в защиту чужих интересов, и т. д.) [16, с 62].

1.2 Цели и задачи участия прокурора в гражданском процессе

Гражданским процессуальным законодательством прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле, что связано с его юридической заинтересованностью в защите субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций согласно ст. 34 ГПК РФ. Однако эта заинтересованность иного рода, чем заинтересованность сторон и третьих лиц, заявителей и жалобщиков по неисковым делам [16, с. 116].

Последние лично заинтересованы в исходе дела, в котором участвуют как субъекты предположительно нарушенных (оспариваемых) прав и законных интересов. Прокурор же от имени Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Следовательно, заинтересованность прокурора является государственно-правовой [17, с. 87].

Участие прокурора в гражданском судопроизводстве регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами РФ, Гражданским процессуальным кодексом и другими законами [18, с. 227].

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает осуществление прокуратурой Российской Федерации надзорной функции в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина [16, с. 121].

Кроме того, прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, вносят представления на противоречащие закону решения, определения и постановления судов согласно п. 3 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Вместе с тем законодатель не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия. В этом выражается одно из проявлений конституционного принципа независимости судей и подчинения их только Конституции: и Федеральному закону в соответствии со ст. 120 Конституции РФ.


В гражданском судопроизводстве прокурор выступает самостоятельно и независимо от других участвующих в деле лиц, поскольку его заинтересованность в процессе вытекает из его компетенции.

Таким образом, цель (сущность) участие прокурора в гражданском процессе заключается в том, что прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, правильность выносимых судом постановлений, устраняет всякие нарушения закона, оказывает помощь суду в осуществлении правосудия [16, с. 123].

Задачами участия прокурора в гражданском процессе являются:

1) защита прав и свобод человека и гражданина;

2) защита охраняемых законов интересов общества и государства;

3) обеспечение верховенства закона;

4) обеспечение единства и укрепления законности.

Решение поставленных задач в процессе участия прокурора в рассмотрении гражданских дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий. В п. 4 ст. 35 Закона о прокуратуре сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ. К сказанному следует добавить, что полномочия прокурора, не участвующего в судебном рассмотрении дел, но проверяющего законность решений суда по этим делам, также регламентируются процессуальным законодательством [19, с. 152].

1.3 Роль и место прокурора в гражданском процессе

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры выявляют нарушения законности и принимают меры, направленные на их устранение. Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, они продолжают выполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов судом и всеми участниками судопроизводства. Они содействуют суду в правильном разрешении дел: помогают ему в исследовании и оценке доказательств, установления фактов предмета доказывания, толковании норм права, оценке правомерности требований и возражений сторон и т.д.

Деятельность прокурора представляет собой специфический вид государственной деятельности. Специфика обусловлена тем, что по российскому законодательству, согласно ст. 1, 21, 26 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ как единая федеральная централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ осуществляет от имени РФ надзор, во-первых, за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов всеми органами власти и управления, должностными лицами, включая руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, а также судебных приставов; во-вторых, за соответствием правовых актов органов и должностных лиц законам РФ; в-третьих, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами власти и управления, а также их должностными лицами.