Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 2
18 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о
поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
19 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
20 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о
поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
21 См. там же
характеристиках единой на территории всей Российской Федерации, а налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления не должны проводить к разрушению единого налогового пространства государства.
Принцип трехуровневого построения налоговой системы России.
Этот принцип показывает федеративное устройство нашей страны и самостоятельность местного самоуправления. Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов включает в себя: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов РФ (региональные) и местные налоги22. В соответствии с данным принципом полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти. Например, п. 2 ст. 63 НК РФ предусматривает, что в случае если законодательством РФ предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, которые поступают в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Федеральной налоговой службы, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или в местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа субъекта РФ или муниципального образования 23 . К федеральным налогам будут относиться: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых, водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог. А к местным налогам и сборам: земельный налог; налог на имущество физических лиц; торговый сбор. Размер федеральных налогов и сборов устанавливается Государственной Думой РФ, размер регионалах налогов устанавливается
22 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
23 См. там же
органами государственной власти соответствующего субъекта, а размеры местных налогов - представительными органами муниципальных образований.
Этот принцип системы налогов и сборов (п. 6, 7 ст. 3 НК РФ24) означает, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть изложены так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги (сборы) он должен платить и порядок их исчисления, сроки уплаты. Данный принцип направлен на обеспечение контроля над системой налогов и сборов и способствует эффективному исполнению налогоплательщиком своих обязанностей, а также– предотвращает все возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов государства. Неопределенность норм в законах о налогах может привести к противоречию с принципом правового государства (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ), произволу государственных органов и должностных лиц в их отношении налогоплательщиками и к нарушению равенства граждан пред законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ 25 ). Взимание налога на основании нормативного правового акта, который не отвечает требованию определенности, не допускается. В случае, если акты законодательства о налогах и сборах содержат неустранимые сомнения, противоречия и неясности, действует презумпция правоты налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ 26 ). иначе говоря, законы, принимаемые о налогах и сборах должны быть доведены до налогоплательщиков, должны быть сформулированы так, чтобы налогоплательщики точно знали, какие именно налоги они должны заплатить, эти законы не должны содержать неясностей и противоречий.
24 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
25 Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о
поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
26 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
Этот принцип налогов и сборов основывается на том, что законодательство о налогах и сборах и сама система налогообложения должны оставаться постоянными и неизменными в течение как можно большего периода времени, вплоть до проведения новой налоговой реформы. А проведение налоговой реформы должно иметь место только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен интересами, и налогоплательщика, и государства и муниципальных образований. Необходимо помнить, что изменение системы налогов и сборов влечет резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия бюджетных ресурсов необходимо длительное время.
Принципы, которые не имеют закрепления в законодательстве о налогах и сборах
Эта группа принципов основывается на основании теоретических выводов науки и выявляется в результате практической деятельности. Но применение научных принципов, которые не зафиксированы в нормативных актах, не должно искажать сущность основополагающих идей построения налоговой системы РФ.
Принцип эффективности системы налогов и сборов
Этот принцип состоит в том, что изменения, которые осуществляются в нормативно - правовых актах системы о налогах и сборах должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Вводить изменения, которые не нужны обществу нецелесообразно, вводить нужно лишь те, которые нужны на сегодняшний день, которые продиктованы реалами сегодняшнего дня.
Принцип подвижности системы налогов и сборов
Этот означает, что система налогов и сборов должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации, которые происходят в обществе и оказывать на неё свое позитивное влияние. В соответствии с этим конкретный налог может быть также изменен в сторону уменьшения размера или увеличения в соответствии с объективными потребностями и возможностями государства. Подвижность налоговой системы проявляется и в регулярном заполнении пробелов, существующих в законодательстве о налогах и сборах. Таким образом, подвижность обозначает постепенное внутреннее развитие налоговой системы государства, но не её качественное реформирование.
Заключение
Принципы права, являясь основными идеями, образуют научное основание, которое фиксирует объект исследования. Налогово-правовые идеи отражают закономерности развития налоговой деятельности государства, в результате чего становятся качественными характеристиками налогового права. Механизм налогообложения притворяется в жизнь с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. Значение налогового права обусловлено значением налогов для жизни и развития общества и государства. В этой или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации, всего государство в целом. Принципы права являются началом происхождения, образования, становления и функционирования правовых явлений, происходящих в обществе. Они определяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, координируют функционирование механизма правового регулирования, являются критериями оценки правомерности решений органов государства и действий граждан, формируют правовое мышление и правовую культуру в обществе.
Роль принципов права заключается в том, что они обеспечивают единообразное формулирование норм права, а также их влияние на общественные отношения в форме правового регулирования и иных форм правового воздействия (информационного, ценностно-ориентационного, психологического, системно-образующего и т.д.). Действие принципов права не ограничивается только через правовую систему общества или механизм правового регулирования, они непосредственно воздействуют на возникновение и стабильное существование конкретных правоотношений. Применение принципов построения системы налогов и сборов к конкретному налогу или сбору представляет собой компромисс между частными и публичными интересами
Список литературы
1.Конституция Русской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Русской Федерации о поправках к Конституции Русской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //КонсультантПлюс, 1992-2014.
2.Налоговый кодекс Русской Федерации (часть 1-ая)» от 31. 07. 1998 № 146- ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.3824.
3.Закон РФ от 09. 12. 1991 № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (ред. 22. 08. 2004) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 362.
4. Закон РФ от 16. 07. 1992 № 3317-I «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России» (ред. от 29. 11. 2004) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 34. Ст. 1976.
5. Закон РФ от 21. 03. 1991 № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 27. 07. 2006) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.
6. Финансовое право: учеб.-2-е изд., перераб. и доп. / А. Б. Быля, О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- 528 с.
7. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 768 с.
8. Финансовое право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. А. Мальцев. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский цетр «Академия», 2010. - 256 с.