Файл: Теория множественного интеллекта (Интеллектуальные способности по Гарднеру).pdf
Добавлен: 15.07.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
Касаясь самого термина «пространственный интеллект», Г. Гарднер объясняет, почему, используя в основном примеры из зрительно-пространственной сферы, он не называет этот тип интеллекта «зрительно-пространственным». Прежде всего, зрительно-пространственные примеры использованы для удобства. Но так же, как лингвистический интеллект не зависит полностью от словесно-слуховых каналов и может развиваться индивидом вне этих форм коммуникации, так и пространственный интеллект может быть развит у тех, кто слеп и, таким образом, не имеет прямого доступа в зрительный мир. Хорошо развитый пространственный интеллект является ценнейшим активом нашего общества. В некоторых профессиях этот тип интеллекта играет особенно важную роль – например, в профессии скульптора, художника или тополога, но существует также множество других видов деятельности, где наличие одного пространственного интеллекта недостаточно, но где он выступает основной движущей силой.
Кинестетический интеллект. Основная особенность кинестетического (или телесно-кинестетического) интеллекта – это способность искусно и разнообразно использовать свое тело в целях выражения своих чувств и эмоций, а также для других целенаправленных действий. Г. Гарднер указывает на непременное развитие двух основных способностей – умения управлять движениями тела и мастерски обращаться с предметами.
Зная главные составляющие, нетрудно назвать профессии, в которых кинестетический интеллект играет большую роль – это танцоры и пловцы, механики, слесари, бейсболисты, инструменталисты, изобретатели и актеры (особенно мимы). Но следует заметить, что в этих профессиях большую роль играют и другие интеллекты. Например, в профессии актера немаловажное значение имеют личностный, лингвистический и музыкальный интеллекты. Ни одно исполнение не будет успешным при использовании всего одного типа интеллекта.
Межличностный и внутриличностный интеллекты. Величайшие психологи З. Фрейд и В. Джеймс говорили о важности человеческой личности, о том, что психология должна быть построена вокруг человека, его личности, развития и предназначения. З. Фрейд изучал психику индивидуума, в частности, разрабатывал теорию бессознательного. По З.Фрейду залогом здоровья является самопознание и готовность противостоять неизбежной боли и парадоксам человеческого существования.В. Джеймс еще в большей степени, чем З. Фрейд, делал ударение на важности взаимоотношений человека с другими индивидами, как средстве достижения целей, осуществления прогресса и познания самого себя.
Г. Гарднер приводит знаменитую фразу В. Джеймса: «Человек имеет столько своих собственных личностей, сколько людей знают его и имеют о нем представлений»[6]. По словам Г. Гарднера, оба психолога были заинтересованы в идеи «личностных интеллектов», хотя их направления по отношению к этим интеллектам отличались. З. Фрейд занимался изучением самости (the self), интерес же В. Джеймса был направлен на взаимоотношения человека с внешним миром, другими людьми. Г. Гарднер, с одной стороны изучает развитие внутренних аспектов личности, центральное место здесь занимает доступ в сферу чувств: способность различать и определять чувства, облекать их в символы, использовать их как средство понимания чьего-то поведения. На самом примитивном уровне внутриличностный интеллект представляет собой простое, доступное большинству людей умение различать эмоции удовольствия и неудовольствия. На более высоком уровне внутриличностное знание позволяет определять и адекватно выражать сложные и высоко дифференцированные группы эмоций.
Другой тип личностного интеллекта – межличностный – направлен вовне, к другим индивидам. Центральное положение здесь занимает способность замечать и распознавать отличительные особенности других людей, в частности, их настроения, черты характера, мотивы и намерения. Элементарной формой этого интеллекта является способность ребенка различать людей вокруг него, а также все разнообразие их настроений. Развитая форма межличностного интеллекта дает возможность опытному человеку предсказывать намерения и желания других людей (даже если они старательно скрывают их) и действовать, используя это знание наилучшим образом для достижения цели.
Проявления внутриличностного и межличностного интеллектов более разнообразны, чем проявления других типов. В самом деле, поскольку каждая культура имеет свою собственную систему символов, свои средства интерпретации впечатлений, специфика личностных интеллектов определяется разными системами значений, отличающихся друг от друга. Г. Гарднер определяет интеллект, как способность делать что-то полезное в обществе, в котором ты живешь. Такое понимание интеллекта означает, что ценности определенной культуры часто определяют, что является высшим проявлением интеллекта, а что нет. В одном случае это будет логическое мышление, умение решать проблемы. В другом – отвага на охоте, умение добывать пищу. Возникает вопрос о ценности самой теории и какое отношение она имеет к образовательному процессу.
Применение теории к отдельному ребенку
На самом деле в существующей системе образования очень сложно найти место для внедрения системы и теории Говарда Гарднера. Все дело в том, что разработанные и утвержденные соответствующими органами общеразвивающие программы не могут быть личностно-ориентированными. В них обучение всех без исключения детей происходит по шаблону, не учитывая индивидуальных особенностей и более развитых способов восприятия новой информации.
По мнению автора теории, основной принцип - образовательный процесс должен строиться так, чтобы дать возможность детям приобрести опыт и навыки с привлечением различных типов интеллекта. Сложность заключается в том, что учителю очень сложно во время проведения урока помнить и учитывать одновременно разные стили обучения, а также слабые и сильные стороны учеников.
В групповых занятиях чаще всего используется вербально-лингвистический тип интеллекта. Такие обучающие приемы, как лекции, написание на доске, письменные работы, конспектирование очень важны. Тем более, что они широко применяются в системе образования, особенно по мере взросления учеников. Задача образовательных заведений - это сочетание и интеграция вербально-лингвистического интеллекта с другими типами. Так вы будете открывать для учеников новые и эффективные способы обучения и получения опыта. Важно с раннего возраста объяснить малышам, что они могут выявить свои способности различными методами, в различных видах деятельности. А в дальнейшем создаются все необходимые условия для обучения с акцентом на сильные стороны и выявленные интересы детей.
Очень широко теория Гарднера внедряется в различных учебно-воспитательных центрах развития детей, которые в настоящее время открываются все чаще. Там это сделать достаточно просто, поскольку имеется более серьезная материальная база, а также количество учащихся в группе небольшое. Это и дает широкие возможности для реализации индивидуально-ориентированного подхода к развитию.
Способов воплощения теории множественного интеллекта Говарда Гарднера существует несколько:
- Групповые проекты. Формируются небольшие группы, в которых дети выполняют специальные занятия или совместно работают над определенным проектом;
- Индивидуальные проекты. Предлагаемое задание должно позволить исследовать и развивать способности отдельного ребенка так, как ему удобно;
- Создание групп по типам интеллекта (центр творчества, математики, письма и т.д.). Основное назначение таких групп - это выявление и развитие обнаруженных способностей. Также обучение в таких центрах очень полезно, когда происходит знакомство малышей с разными видами способностей;
- Нестандартное планирование изучения определенной темы.
Основная цель обучения по теории Гарднера - дать ребенку возможность познавать мир, изучать предметы и явления тем способом, который ему наиболее близок, удобен. В таком методе познания малыш должен чувствовать себя комфортно. Один материал должен подаваться на занятиях различными способами, чтобы задействовать максимальное количество типов интеллекта.
Все центры, проводя обучение детей, базируются на общепринятых программах. Но они позволяют малышам выучить тему, опираясь на доминирующие типы интеллекта. Так, изучая историю египетских пирамид, одна группа может строить макеты пирамид, другая - ставить театральное представление на тему египетских фараонов и пирамид, третья - читать всем классом или группой книгу по истории древнеегипетских пирамид и т.д.
Важно, чтобы центры были оснащены соответствующим образом. В них должны быть все необходимые материалы для осуществления различных видов деятельности, приборы, мебель.
Говард Гарднер акцентирует внимание на то, что степень развития того или иного типа интеллекта зависит от частоты его использования в жизни. Чем чаще это происходит, тем больше возможностей формировать определенный тип интеллекта в будущем, тем лучше он будет развиваться. На самом деле, все типы интеллекта тесно связаны между собой. Развивая один, обязательно будут развиваться и другие смежные типы.
У среднестатистических детей прекрасно развито несколько типов интеллекта: есть несколько способностей, которые проявляются и развиваются с легкостью, другие проявляются, если приложить усилия, а одна или несколько - только при больших усилиях.
Чтобы определить процентное соотношение уровней развития определенных типов интеллекта, достаточно пройти несложный тест, который легко найти на просторах интернета. В результате вы увидите, какие способности и интересы выражены больше, а какие меньше.
Родители, заметив у ребенка склонность к какому-либо типу интеллекта, должны стараться развивать эти способности, а также выбрать подходящую методику для осуществления этого. Важно подобрать тот стиль обучения, который идеально подойдет именно вашему малышу. Тогда развитие ребенка будет максимально эффективным и радостным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория множественного интеллекта, основные положения которой были взяты за основу в создании новых методов преподавания, обладает несомненными достоинствами в плане нового понимания и определения интеллекта; широких возможностей развития способностей учащихся с различными типами интеллекта; уникальных возможностей обогащения процесса обучения посредством различных типов интеллектуальной деятельности; своего демократического характера: каждый тип интеллекта получает право на существование и развитие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007.
- Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»
- Статья из: Р.Л.Аткинсон, Р.С.Аткинсон, Э.Е.Смит, Д.Дж.Бем, С.Нолен-Хоэксема "Введение в психологию" Под общений редакцией В.П.Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007
-
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. ↑
-
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. ↑
-
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007. ↑
-
Л.Ф. Обухова «Возрастная психология» ↑
-
Л.Ф. Обухова «Возрастная психология» ↑
-
Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. М.: Вильямс, 2007.с.238 ↑