Файл: Права несовершеннолетних детей (Имущественные права несовершеннолетних детей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Эссе

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Несовершеннолетние дети по Семейному кодексу имеют только права и ни одной юридической обязанности. Такие обязанности, как любовь к своим родителям, послушание, почтение к ним, соблюдение семейных традиций и обычаев и т.п., правом не предусмотрены. Семейные отношения подобного рода могут регулироваться нормами морали, нравственности, этики, религиозными нормами, но никак не юридическими.

В семейном кодексе РФ права несовершеннолетних детей подразделяются на два вида: личные неимущественные и имущественные права, которые закреплены в главе 11.

1. Личные неимущественные права несовершеннолетних детей

К личным неимущественным пра­вам несовершеннолетних детей относятся:

  • право жить и воспитываться в семье (ст.54 СК);
  • право на общение с родителями и другими родственника­ми (ст.55 СК);
  • право на защиту (ст.56 СК);
  • право выражать свое мнение (ст.57 СК);
  • право на имя, отчество и фамилию (ст.58 СК).

Одним из самых важных прав ребенка является, предус­мотренное ст.54 СК право жить и воспитываться в семье, что согласуется и с п.2 ст.20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей — роди­телей, усыновителей или опекунов. Поскольку Положением о паспорте граждани­на РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997г. №828, предусмотрена выдача паспорта не в шестнадцать, как ранее, а в четырнадцать лет, то регистра­ция места жительства или места пребывания несовершенно­летних, достигших возраста четырнадцати лет, производится на основании его паспорта. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, получившего паспорт, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании роди­телей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом (п.3 ст.65 СК). Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда со­вместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка.

Решение об его раз­дельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых проце­дур и условий. Это соответствует международно-правовым нормам, согласно которым разлучение ребенка с родителями допускается по судебному решению, исходя из наилучших интересов ребенка. Например, когда родители жестоко обращаются с ребенком, или не заботятся о нем, или когда родители проживают раздельно и необходимо принять решение относительно места проживания ребенка (ст.9 Конвенции «О правах ребенка»).


Право ребенка жить и воспитываться в семье, также включает в себя право ребенка: знать своих родителей; на заботу родителей; на воспитание своими родителями; на обеспечение его интересов и всестороннее развитие; уважение его человеческого достоинства.

Право ребенка знать, насколько это возможно, своих ро­дителей и право на их заботу вытекает из требований ст.7 Конвенции «О правах ребенка»и обусловлено тем, что возник­новение взаимных прав и обязанностей родителей и детей ос­новывается на происхождении детей от данных родителей (ст.47 СК). Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о роди­телях является невозможным. В первую очередь речь идет о подкинутых (найденных) детях. В современной юридической литературе также отмечается, что окончательно не разре­шен вопрос о соотношении права ребенка знать своих родите­лей с тайной усыновления и тайной биологического происхож­дения ребенка (при применении методов искусственного опло­дотворения человека). 

Право ребенка на забо­ту заключается не только в удовлетворении его жизненно необходимых потребностей материально-бытового характера (питание, обеспечение одеждой, обувью, учебными принад­лежностями и т. п.), но и в проявлении внимания к ребенку, оказании помощи при разрешении интересующих его вопро­сов, возможных конфликтов с другими детьми и т. д. (то есть в обеспечении разнообразных интересов детей). В случаях утраты родительского попечения (отсутствие ро­дителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, при­знание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях, предусмотренных ст.121 СК) право ребенка на воспитание в се­мье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом (гл.18 СК) порядке. При этом согласно ст.123 СК предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, ос­тавшихся без родительского попечения: передача их на усынов­ление, в приемную семью или под опеку (попечительство).

С правом несовершеннолетних детей жить и воспитывать­ся в семье, неразрывно связано и закрепленное ст.55 СК пра­во детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабуш­кой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Прекратившие совместное проживание родители (независимо от того, расторгли они свой брак или нет) находятся во власти ненависти, желания мстить, чувства вины за происходящее, потребности единолично владеть ребенком, страха потерять его любовь. Чаще всего это происходит бессознательно — как правило — с обеих сторон, что можно считать почти повседневным признаком после-разводных отношений. «Агрессивные чувства против бывшего супруга, чувство вины, угрожающее чувству собственной полноценности, и страх после супруга потерять еще и ребенка спрессовываются в неспособность правильно реагировать на продолжающуюся любовь детей к другому родителю, и любовь эта вызывает, ревность и гнев». 


В Кодексе особо подчеркивается, что право ребенка на общение с родителями сохраняется также в случаях: 

а) рас­торжения брака родителей;

б) признания брака родителей не­действительным;

в) раздельного проживания родителей, в том числе при их проживании в разных государствах, чем под­тверждены существующие по этому вопросу международно-правовые нормы. 

Имеется в виду:

- проживание одного из родителей в другом государстве;

- проживание обоих родителей в другом государстве;

- проживание родителей в разных государствах.

Понимание, что та или иная степень общения ребенка с родителями (одним из них) жизненно необходима формирующейся в стадии развития личности, нашло свое отражение в ст.9 Конвенции «О правах ребенка», где сказано: « Государства – участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка».

Так, ребенок, родители которого проживают в разных странах, имеет право, за исключением особых обсто­ятельств, поддерживать на регулярной основе личные отно­шения и прямые контакты с обоими родителями. В этих целях как ребенок, так и его родители, вправе покидать любую стра­ну, включая свою собственную, а затем возвращаться в нее (ст.10 Конвенции «О правах ребенка»).

Лишение родителей права на общение с ребенком, что в свою очередь может лишить ребенка права на общение с роди­телями, законом предусматривается в строго установленных случаях: в судебном порядке — при лишении или ограничении родительских прав (ст.ст.71 и 74 СК), а также в административ­ном порядке при отобрании ребенка у родителей органом опе­ки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ре­бенка или его здоровью (ст.77 СК).

Ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей. Исчерпывающий перечень родствен­ников, имеющих право на общение с ребенком, в законе от­сутствует.

Статья 66 СК РФ состоит из нескольких пунктов, имеющих самостоятельные значения, неодинаковые цели. Правда, все они, так или иначе, служат осуществлению родительских прав проживающим отдельно от ребенка. Так, п.1 провозглашает общение, п.2 предусматривает право родителей заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Подчеркивая важность данного положения, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27 мая 1998г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», полностью воспроизводит текст СК РФ (п.8). На практике заключение мирового соглашения, нередко происходит особенно тогда, когда предстоит расторжение брака, и родители хотят сразу решить возникающие при разводе проблемы. Подобного рода соглашение чаще всего свидетельствует о желании мирным путем и наименее болезненным для ребенка способом определить его судьбу.


Ориентируя на мирное урегулирование крайне сложных вопросов СК РФ, исходит из необходимости защиты:

  • права родителя, который утрачивает постоянный, ежедневный контакт с ребенком:
  • права ребенка, который несмотря ни на что, сохраняет право на общение с обоими родителями, если они совместно с ним не проживают. При этом принимается во внимание очевидная истина: несовершеннолетнему нужны мать и отец.

Право ребенка на общение со своими родителями и други­ми родственниками в экстремальной ситуации(задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка отдельно выделе­но в п.2 ст.55 СК. Содержание п.2 ст.55 СК согласуется и с нормам международного права, предусматривающими в таких случаях право ребенка на незамедлительное и непосредственное информирование об обвинениях против него, через его ро­дителей или законных опекунов и попечителей и получение правовой и другой необходимой помощи с их участием при под­готовке и осуществлении своей защиты (ст.40 Конвенции «О правах ребенка»).

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст.16 Конвенции «О правах ребенка»); 

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);

в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32 Конвенции «О правах ребенка»);

г) незаконного потребления наркотических средств и пси­хотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных про­грамм с целью предоставления необходимой поддержки ребен­ку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществ­ления других форм предупреждения и выявления случаев же­стокого обращения с ребенком, так и законодательные, адми­нистративные, просветительные и иные меры.


В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих угроз и посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство (ст.16 Конвенции «О правах ребенка»); 

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации (ст.19 Конвенции «О правах ребенка»);

в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умствен­ному, духовному, моральному и социальному развитию (ст.32 Конвенции «О правах ребенка»);

г) незаконного потребления наркотических средств и пси­хотропных веществ (ст.33 Конвенции «О правах ребенка»);

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34 Конвенции «О правах ребенка»);

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст.37 Конвенции «О правах ребенка»);

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.36 Конвенции «О правах ребенка»);

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных про­грамм с целью предоставления необходимой поддержки ребен­ку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществ­ления других форм предупреждения и выявления случаев же­стокого обращения с ребенком, так и законодательные, адми­нистративные, просветительные и иные меры.

Статья 12 Конвенции «О правах ребенка» предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ре­бенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. В соответствии с положениями Конвенции «О правах ребенка», ст.57 СК предоставляет ребенку право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

При раздельном проживании родителей, что в большин­стве случаев связано с расторжением их брака, родитель, с которым остался проживать ребенок, вправе просить о при­своении ему своей фамилии (п.2 ст.59 СК). Обсто­ятельства, когда учет мнения этого родителя не обязателен, прямо перечислены в законе (п.2 ст.59 СК): невозможность установления его места нахождения, лишение его родительс­ких прав, признание недееспособным, уклонение родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка.