Файл: Реферат по теме принципы, свободы, мероприятия по защите от чс.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.1 Защита от наводнений
Обязательным условием организации защиты от поражающих факторов и последствий наводнений является их прогнозирование. Для прогнозирования используется гидрологический прогноз — научно обоснованное предсказание развития, характера и масштабов наводнений. В прогнозе указывают примерно время наступления какого-либо элемента ожидаемого режима, например вскрытия или замерзания реки, ожидаемый максимум половодья, возможную продолжительность стояния высоких уровней воды, вероятность затора льда и др.
Прогнозы делятся на краткосрочные — до 10-12 суток — и долгосрочные — до 2-3 месяцев и более.
Они могут быть локальными (для отдельных участков рек и водоемов) или территориальными, содержащими обобщенные для значительной территории сведения об ожидаемых размерах и сроках явления. Многолетний опыт показал, что материальный ущерб от наводнении существенно уменьшается при наличии прогноза, хорошо налаженной службы информации и оповещения, высокой организованности и обученности населения.
Материальный ущерб от наводнения оценивается количеством единиц разрушенных, поврежденных и вышедших из строя объектов и предметов, а также в денежном выражении.
Важными мерами защиты от наводнений являются:
-
Возведение специальных паводкорегулирующих водохранилищ, которые не- пользуют для перераспределения максимального стока их полезных объе- мов. -
Сооружение ограждающих дамб (валов). -
Проведение русловыпрямительных работ. -
Распашка земель поперек склонов и посадка лесозащитных полос в бассейнах рек. -
Террасирование склонов, сохранение древесной и кустарниковой растительности.
2.2 Действия населения при угрозе наводнений
Все граждане перед эвакуацией для защиты своего дома (квартиры) и имущества должны выполнить следующие операции:
-
отключить воду, газ, электричество; -
потушить горящие печи отопления; -
перенести в верхние этажи зданий (на чердаки) ценные предметы и вещи; -
убрать в безопасное место сельскохозяйственный инвентарь; ? -
обить (при необходимости) окна и двери первых этажей домов досками или фанерой.
При получении предупреждения о начале эвакуации эвакуируемый должен быстро собрать и взять с собой:
-
документы; -
деньги и ценности; -
медицинскую аптечку; -
комплект верхней одежды и обуви по сезону; -
постельное белье и туалетные принадлежности; -
трехдневный запас продуктов питания.
Всем эвакуируемым необходимо к установленному сроку прибыть на эвакуацион-ный пункт для регистрации и отправки в безопасный район.
В зависимости от сложившейся обстановки эвакуация населения проводится специально выделенным для этих целей транспортом или пешком. По прибытии в конечный пункт эвакуации проводятся регистрация и размещение эвакуированных в местах временного проживания.
При угрозе затопления на предприятиях и в учреждениях изменяется режим работы. а в некоторых случаях работа прекращается. Защита части материальных ценностей иногда предусматривается на месте, для чего заделываются входы и оконные проемы подвалов и нижних этажей зданий. В зонах возможного затопления временно прекращают работу школы и детские дошкольные учреждения; детей переводят в школы и детские учреждения, которые находятся в безопасных местах.
В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения, в том числе и с помощью громкоговорящих подвижных установок.
Внезапность возникновения наводнения вызывает необходимость особых действий населения. При подъеме воды людям, проживающим на первом или других нижних этажах, необходимо покинуть квартиры, подняться на верхние этажи, если дом одноэтажный — занять чердачные помещения. При нахождении на работе по распоряжению администрации следует, соблюдая установленный порядок, занять возвышенные места.
До прибытия помощи люди, оказавшиеся в зоне затопления, должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и других возвышенных местах. Обычно пребывание людей в зоне затопления длится до спада воды или прибытия спасателей, имеющих надежные средства для эвакуации в безопасный район. При спасательных работах необходимо проявлять выдержку и самообладание, строго выполнять требования спасателей. Нельзя перегружать спасательные средства (катера, лодки, плоты и т. п.), поскольку это угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в воду, следует сбросить с себя тяжелую одежду и обувь, отыскать поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы и держаться за них до получения помощи.
После спада воды люди торопятся вернуться в свое жилье.
При этом надо помнить о мерах предосторожности. Следует остерегаться порванных или провисших электрических проводов. Информацию об этих повреждениях, а также о разрушении водопроводных, газовых и канализационных магистралей необходимо немедленно передавать в соответствующие коммунальные службы и организации.
Попавшие в воду продукты категорически запрещается применять в пищу до проверки санэпидемслужбой и без температурной обработки. Запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены, а колодцы с питьевой водой — осушены путем выкачивания из них загрязненной воды.
Перед входом в здания после наводнения следует уоедиться, что их констру кции не претерпели явных разрушений и не представляют опасности для людей. Прежде чем войти в помещение, необходимо в течение нескольких минут проветривать его, открыв входные двери или окна. При осмотре внутренних комнат здании не рекомендуется пользоваться спичками или свечами в качестве источников света из-за возможного присутствия таза в воздухе. Для этих целей лучше использовать электрические фонари. До проверки специалистами состояния электрической сети нельзя пользоваться источниками электроэнергии.
2.3 Мероприятия и действия при угрозе затопления
Меры защиты от наводнений делятся на оперативные (срочные) и технические (предупредительные). При этом, оперативные меры не решают в целом проблему защиты от наводнений и должны осуществляться в комплексе с техническими мерами. Технические меры носят предупредительный характер и для их осуществления необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, предполагающее значительные материальные затраты.
Заблаговременными (техническими) мерами борьбы с наводнениями являются:
· регулирование стока в русле реки;
· отвод паводковых вод;
· регулирование поверхностного стока на водосбросах;
· обвалование;
· спрямление русел рек и дноуглубление;
· строительство берегозащитных сооружений;
· подсыпка застраиваемой территории;
· ограничение строительства в зонах возможных затоплений и др.
Опыт осуществления указанных мероприятий по уменьшению последствий наводнений в России показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий от наводнений могут быть достигнуты при использовании обширного комплекса мероприятий, сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными методами (обвалование, руслоуглубление и т.п.).
Выбор способов защиты зависит от ряда факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме (плотины, дамбы, мосты, дороги, водозаборы и т.д.), расположения объектов экономики, подвергающихся затоплению.
Основными направлениями действий органов местного самоуправления при угрозе затопления являются:
· анализ обстановки, выявление источников и возможных сроков затопления;
· прогнозирование видов (типов), сроков и масштабов возможного затопления;
· планирование и подготовка комплекса типовых мероприятий по предупреждению затоплений;
· планирование и подготовка к проведению аварийно-спасательных работ в зонах возможного затопления.
В период угрозы затопления в режиме повышенной готовности функционируют органы управления ГОЧС органов местного самоуправления.
Как правило, на всех указанных уровнях решением руководителей органов местного самоуправления создаются противопаводковые комиссии, председателями которых обычно назначаются первые заместители глав администраций. Противопаводковые комиссии при угрозе возникновения затопления работают в дежурном режиме и проводят следующие мероприятия:
· организуют круглосуточный контроль за паводковой обстановкой в зоне своей ответственности, используя посты Росгидромета и своих наблюдателей;
· поддерживают постоянную связь и обмениваются информацией с комиссиями по чрезвычайным ситуациям и оперативными дежурными органов управления ГОЧС;
· проводят учения (тренировки) по противопаводковой тематике и организуют обучение населения правилам поведения и действиям во время наводнений;
· отправляют донесения в вышестоящие органы управления;
· уточняют и корректируют планы противопаводковых мероприятий с учетом складывающейся обстановки;
· решением руководителя органа местного самоуправления организуют круглосуточные дежурства спасательных сил и средств;
· уточняют (предусматривают) места (районы) временного отселения пострадавших жителей из подтопленных (разрушенных) домов, организуют подготовку общественных зданий (школ, клубов и т.п.) или палаточных городков к размещению эвакуируемых;
· предусматривают обеспечение эвакуируемого населения всем необходимым для жизни;
· согласуют с территориальными органами МВД России и органами местного самоуправления порядок охраны имущества, оказавшегося в зоне затопления;
· организуют круглосуточные дежурства по наблюдению за изменением уровня воды в источниках наводнения;
· участвуют в организации и оборудовании объездных маршрутов транспорта взамен подтопленных участков дорог;
· организуют (контролируют) укрепление имеющихся и сооружение новых дамб и обвалований;
· организуют и поддерживают взаимодействие с органами управления Минобороны России, МВД России, территориальными управлениями (отделами) Росгидромета, территориальными подразделениями Всероссийской службы медицины катастроф.
Обязательным условием организации защиты от поражающих факторов и последствий наводнений является их прогнозирование.
Для прогнозирования используется гидрологический прогноз - научно-обоснованное предсказание развития, характера и масштабов наводнений. В прогнозе указывают примерно и время наступления какого-либо элемента ожидаемого режима, например, вскрытия или замерзания реки, ожидаемый максимум половодья, возможная продолжительность стояния высоких уровней воды, вероятность затора льда и другое.
Прогнозы делятся на краткосрочные - до 10-12 суток и долгосрочные - до 2-3 месяцев и более. Они могут быть локальными (для отдельных участков рек и водоемов) или территориальными, содержащими обобщенные по значительной территории сведения об ожидаемых размерах и сроках явления. Многолетний опыт показал, что материальный ущерб от наводнений существенно уменьшается при наличии прогноза, хорошо налаженной службы информации и оповещения, высокой организованности и обученности населения.
К сожалению, и в наши дни не все люди, проживающие в зоне потенциального затопления, с должным вниманием относятся к прогнозам, и зачастую бывает так, что не каждый в случае возникновения ЧС может действовать должным образом.
2.4 Основные виды и особенности спасательных работ на водных объектах
Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений, проводятся с целью спасения людей и подразделяются на четыре основных этапа:
· обнаружение пострадавших (поиск);
· обеспечение доступа спасателей и спасение пострадавших (работы по деблокированию людей);
· оказание первой медицинской помощи;
· эвакуация пострадавших из зон опасности. (транспортировка)
Главной особенностью спасательных работ в зонах с высоким уровнем воды является сложность обеспечения доступа спасателей к пострадавшим и их деблокирование.
Территорию зоны затопления для удобства управления работами, обеспечения четкого взаимодействия между спасательными подразделениями, как правило, разбивают на секторы, а сектор - на отдельные рабочие места.