Файл: Развитие педагогического проектирования с античности до 20х годов xx века Подготовил аспират 2 курса, группы 04002194.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века
аспират 2 курса, группы 04002194
доцент, Кролевецкая Елена Николаевна
Идея исследовательского стимула для успешности обучения
Замечание по предмету Идеи исследовательского стимула для успешности обучения
Педагогическое проектирование через призму взглядов Дж. Дьюи
Развитие педагогического проектирования с античности до 20-х годов XX века
Подготовил:
аспират 2 курса, группы 04002194
Шевченко Олег
Преподаватель:
доцент, Кролевецкая Елена Николаевна
Проектирование, как самостоятельный субъект, проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешиваться в несовершенство окружающего мира на основании исследовательских знаний о нём.
Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессиональной педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период
Идея исследовательского стимула для успешности обучения
Одним из первых, кто высказал идею «внесения в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения» был Я.А. Коменский.
Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж.Ж. Руссо.
Он высказал тезис: "первые наши учителя философии -- это наши ноги, руки, глаза".
Педагог советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее».
Замечание по предмету Идеи исследовательского стимула для успешности обучения
Отечественный лингвист К.П. Ягодовский, в 20х гг. ХХ в. говорил, что: «во всякой практической научной дисциплине, будь то хирургия, строительное искусство, техника обработки каких-либо материалов, мало высказать новую идею: нужно найти ту форму, воплотившись в которую, эта идея могла бы войти в жизнь, сделаться практически применимой. Если это справедливо по отношению ко всяким практическим дисциплинам, то особенно это важно по отношению к педагогике».
Одним из истоков педагогического проектирования является «Метод Сократа» - «Эвристика». Данный метод основан на
проведении диалога между двумя индивидуумами, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск.
Этот метод часто подразумевает дискуссию, в которой собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение.
Далее «Метод Сократа» был использован в качестве основы для «Метода развивающей катехизации Ф. Динтера» (1817 г.), где последний также выступил в качестве опоры для создания «Эвристическому метода А. Дистервега» (1835 г.)
Таким образом, можно представить истоки становления педагогического проектирования следующим образом:
Метод Сократа
Эвристический метод А. Дистервега
Метод развивающей катехизации Ф. Динтера
Основные черты:
- возбуждение самодеятельности ученика;
- стремление со стороны ученика получить ответ на самостоятельно возникающие у него вопросы;
- исследование явления;
- отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;
- предложение учителем предмета преподавания для разработки, для исследования;
- индуктивный путь разработки вопроса.
Отличительной чертой педагогического проектирования указанного периода является то, что из-за развития профессионально-педагогического сознания проектирование из области педагогической практики переместилось в сферу теории.
Основными представителями, внёсшими вклад в эту отрасль науки стали:
Дж. Дьюи, К. Поппер, Г. Саймон, В.Х. Килпатрик и др.
В педагогике этого периода провозглашается активное начало обучения и практический характер знания. При этом речь идет об активности, направленной в будущее. Все более популярной становится трактовка знания как деятельности, преобразующей действительность (деятельное знание).
Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой трети XX в. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа), он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.
Педагогическое проектирование через призму взглядов Дж. Дьюи
В основу метода проектов были положены взгляды американского философа и педагога Дж. Дьюи, рассматривавшего детство как самостоятельный и самоценный период человеческого бытия.
Методы Дж. Дью были основаны на подходе «Дальтон-план».
Его основная особенность заключалась в составлении личного учебного плана и индивидуальной организации учебного материала для каждого ученика.
В широкий педагогический контекст проектная деятельность была введена последователем Дж. Дьюи В.Х. Килпатриком, где последний выделял три основных компонента новой педагогической системы: учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся; целесообразная деятельность; обучение как непрерывная перестройка жизни и подъем ее на высшие ступени.