Файл: Тушение пожаров и проведения аср в культурнозрелищный учреждениях.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У
.
ТВЕРЖДАЮ

Зам. Начальник 6 ПСО ФПС ГПС Управления по Курортному району Главного управления МЧС России

по г. Санкт-Петербургу

майор внутренней службы

И.В. Попов

«__»_____________2023 г.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой личного состава 3-го караула ОП.

Тема: Тушение пожаров и проведения АСР в культурно-зрелищный учреждениях.

Вид занятия: семинар Отводимое время: 1 час

Цель занятия: изучить с личным составом данную тему.

Рекомендуемая литература, при составлении план-конспекта:

- Боевой устав подразделений пожарной охраны (утвержден приказом МЧС РФ от 16 октября 2017 г. №444)

- Приказ Мин. труда соц. защиты от 11.12.2020г. №881Н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны»

Культурно-зрелищные учреждения


КЗУ – это здания, оснащенные зрительным комплексом. К ним относятся дома культуры, кинотеатры, цирки и т. д.

Существует два отдела театральных помещений, отделяемые противопожарной стеной:

Системы пожаротушения в КЗУ


В зависимости от места расположения противопожарные стационарные системы, установленные в КЗУ, могут различаться:

  • Внутренний водопровод (зрительный зал, трюм, сцена, рабочие площадки).

  • Спринклерные и дренчерные установки (над сценой, зрительным залом).

  • Лафетные стволы (на рабочих площадках, в районе колосников).

Особенности развития пожара


Специалисты МЧС уделяют большое внимание не только категории возгорания и процессу распространения огня, но и месту локализации. В зависимости от того, в каком типе КЗУ началось воспламенение, выбирается тактика тушения.

Театр


Пожары в театрах сопровождаются следующими опасными факторами:

  • гибель большого количества людей и трудности при эвакуации из-за паники;

  • токсичные продукты горения, которые выделяются от электроприборов, декораций и строительных материалов;

  • высокая температура и задымленность помещения;

  • обвалы сценических конструкций.

Кинотеатр


Краткий обзор пожаров в театрально-зрелищных и культурно-просветительных учреждениях дает понять, что самым частым местом возникновения возгораний в кинотеатрах являются киноаппаратные. Огонь охватывает кинопленки, горючие материалы и быстро продвигается по вентиляции. Опасные факторы:

Цирк – это объемное помещение с множеством горючих материалов
, конструкций и устройств, а также с развитой вентиляцией. В качестве поражающих факторов выступают:

  • стремительное задымление и распространение огня;

  • обрушение стен и конструкций;

  • воспламенение подсобных загонов для животных.

Музей и библиотека


Какая тактика тушения пожаров в архивных помещениях? Особенностью музеев и библиотек является то, что там хранятся объекты культуры, которые необходимо беречь (а при пожаре многие из них могут быть испорчены или уничтожены огнем).

Опасность при возгорании также заключается в следующем:

  • паника;

  • нагрузка легковоспламеняющимися объектами;

  • задымление здания;

  • обрушение стеллажей.

Первые действия при пожаре


Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях предусматривает полное соблюдение всех требований безопасности в процессе пожаротушения.

Тушение пожара в театре


При появлении первых признаков возгорания в театре (запах гари, звук и пр.) дежурные должны вызвать пожарных, а далее действовать следующим образом:

  • Включить автоматическую систему пожаротушения вручную, если она не работает.

  • Оповестить руководство.

  • Закрыть декоративный занавес.

  • Открыть все выходы.

  • Начать первичное пожаротушение.

Представители администрации должны вежливо попросить зрителей покинуть здание и организовать оперативную эвакуацию. Свет включают, музыку не приглушают. Обслуживающий персонал должен помогать зрителям продвигаться.

Разведка


Разведка возгорания осуществляется для получения всей необходимой информации о категории пожара, его развитии и других деталях:

  • Устанавливается количество оставшихся в помещении человек, уровень угрозы.

  • Определяется очаг возгорания, характер пожара, скорость распространения, угроза обрушения.

  • Проверяется работа автоматических средств пожаротушения.

Эвакуация зрителей


Эвакуационные мероприятия являются главной составляющей процесса пожаротушения. План эвакуации:

  • Руководитель пожаротушения (РТП) осуществляет оперативную эвакуацию, управляет движением людей по эвакуационным ходам организации.

  • Если паники нет, то зрителей полностью удаляют из горящего помещения и отводят на безопасное расстояние. Составлением списков и размещением людей занимается персонал КЗУ, а пожарная служба задействована в тушении.

  • Если всех эвакуировать не удалось и многие пути задымлены, основные силы пожарной службы бросают на спасательную эвакуацию.

  • Первостепенно спасают зрителей из бельэтажа и галерей, где большой риск выделения токсичных продуктов горения.

  • Если среди людей есть паника, представители пожарной бригады должны направлять их по эвакуационным выходам с помощью громкоговорителей, а также встречать пострадавших и оказывать им моральную поддержку. В это же время другая группа спасателей проводит разведку и приступает к тушению.

  • Для того чтобы избежать первоначальной паники, сразу же после прибытия пожарной службы всю технику оставляют на небольшом расстоянии от объекта возгорания.

Сценическая часть


Если огонь охватил сцену и ее части, соблюдают следующие правила при тушении:

  • Рукава вводятся в трюм и на планшеты, чтобы препятствовать расширению площади возгорания.

  • Тушение проводится с учетом сохранения механизмов подъема декораций.

  • Все подвесные элементы поднимают, бутафорию убирают.

  • При устранении огня в трюме используют пену или воду.

  • Планшет сцены тушат с помощью стволов со стороны зрительного зала с учетом интенсивности подачи вещества (0,3 л/(с*м2).

  • При необходимости допускается открывать дымовые люки, но только после устранения очага возгорания.

Зрительный зал


Ликвидация возгорания зрительного зала проходит следующим образом:

  • Тушение пожара в зрительном зале начинается с введения огнеупорных стволов в место возгорания. Если установлен противопожарный занавес, то его опускают и охлаждают водой или пеной.

  • Необходимое количество стволов определяется из расчета, что интенсивность подачи огнеупорного вещества должна составлять 0,15 л/(с*м2).

  • Для того чтобы защитить горючие подвесные конструкции, используются резервные стволы.

  • Все воздуховоды и вентиляцию перекрывают.

  • В случае возгорания под полом зрительного зала все кресла убирают, покрытие вскрывают и вводят вниз стволы с пеной для ликвидации огня.

  • Все спасатели должны иметь защиту от токсичных выделений горения и открытого пламени.

  • При угрозе обрушения несущих конструкций или декоративных элементов личный состав пожарной бригады эвакуируется в принудительном порядке.

  • При пожаротушении помещение необходимо обесточить.

Тушение пожара в кинотеатре и цирке


Тушение пожаров в кинотеатрах или цирках имеет следующую тактику:

  • эвакуация зрителей и животных;

  • обесточивание помещения;

  • рукава прокладывают через служебные выходы, чтобы не препятствовать эвакуации;

  • элементы из дерева и вентиляцию вскрывают;

  • стволы подают через балконы;

  • если горят места пребывания животных, то после ввода стволов их эвакуируют;

  • все представители спасательной службы должны быть в защитной одежде (противогазы, маски, перчатки).

Тактика пожаротушения в библиотеке и музее


Тушение пожаров в музеях, библиотеках, архивах и на выставках связано с риском повреждения и разрушения объектов культурной и исторической ценности. Проведение ликвидации возгорания происходит по плану:


  • Эвакуация людей.

  • Определение исторических и культурных ценностей, составление их перечня.

  • Использование распыленной воды, пены, порошка или газа для ликвидации возгорания.

  • Эвакуация и защита объектов культуры.

  • Тактика тушения пожаров в культурно-зрелищных учреждениях подразумевает полный контроль над действиями и отсутствие паники. Только профессиональная работа спасателей и сознательность граждан может обеспечить успешную ликвидацию возгорания.

  • Разведка пожара устанавливает наличие зрителей, артистов, обслуживающего персонала, определяет степень угрозы их жизни, выясняет, как осуществляется эвакуация. В дальнейшем определяют место и характер горения; особенности и пути распространения огня и дыма, опасность обрушения конструкций и декораций, опущен ли огнезащитный занавес, включены ли стационарные установки пожаротушения и необходимо ли вскрывать дымовые люки.

  • При наличии зрителей во многих случаях разведку целесообразно проводить со стороны сцены, начиная из комнаты пожарного поста так, чтобы зрители, находящиеся в зале, не видели работников пожарной охраны. Появление работников пожарной охраны в боевой одежде может вызвать панику среди зрителей.

  • Разведку пожара в районе колосников, в трюмах и на чердаке зрительного зала осуществляют группами с помощью звеньев или отделений ГДЗС.
  • 3.1.Эвакуация зрителей


  • Руководитель тушения пожара обязан в кратчайший срок организовать и провести эвакуацию людей, а также принять меры к предотвращению паники.

  • Если по прибытии на пожар эвакуация зрителей проходит спокойно, то РТП принимает меры к полному их удалению из зрительного зала и других помещений, привлекая для этой цели обслуживающий персонал. Основные силы и средства подразделений в этих случаях используют для спасания людей из задымленных помещений и тушения пожара.

  • Если на пожаре нет опасности зрителям и к моменту прибытия пожарных подразделений, эвакуация их не начиналась, то основные силы и средства направляют для быстрой ликвидации пожаров и принимают меры предосторожности, чтобы не допустить возникновения паники.

  • Если для зрителей, артистов и обслуживающего персонала создалась реальная угроза от огня и дыма и пути эвакуации отрезаны, то РТП вводит все основные силы и средства для защиты путей эвакуации и проведения спасательных работ. В первую очередь эвакуируют людей из галерей, бельэтажа и других мест, гае возможно быстрое проникновение продуктов сгорания и резкое повышение температуры.

  • Если среди зрителей появились признаки паники, то РТП все усилия подразделений направляет для организации четкой их эвакуации. При этом личный состав пожарных подразделений расставляют по путям эвакуации для организации спокойного выхода людей. Наиболее опытных работников пожарной охраны направляют для пресечения паники. Для этой цели используют электромегафоны и другие средства звуковой связи, а также подают стволы на тушение видимых зрителям очагов горения. Одновременно с этим РТП вместе с группами пожарных осматривает задымленные помещения, балконы, ярусы и другие места, где могут находиться люди, потерявшие сознание.

  • При пожарах в зрелищных учреждениях боевое развертывание во всех случаях не должно нарушать нормальной работы по эвакуации и спасанию людей. По прибытии на пожар пожарные автомобили устанавливают на ближайшие водоисточники со стороны сцены и прокладывают рукавные линии к служебным . входам. Развертывание СиС проводят через служебные входы, не занятые эвакуацией людей. Одновременно с подачей стволов от пожарных машин часть личного состава выделяют для работы со стволами от внутренних пожарных кранов.

  • При развертывании СиС используют сухотрубы, наружные пожарные лестницы, автолестницы.

  • Основные и запасные пути эвакуации могут быть использованы для введения сил и средств на тушение при отсутствии людей в зрительном зале или после окончания их эвакуации.

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

  • В сценическом комплексе:

  • опустить противопожарный занавес (при его наличии) и охлаждать его со стороны зрительного зала, включить дренчерную завесу портала сцены;

  • использовать преимущественно стволы с большим расходом;

  • задействовать стационарные средства тушения и защиты (установки пожаротушения, лафетные стволы, внутренние пожарные краны);

  • подать стволы со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и карманов сцены, а также проемов смежных со сценой помещений;

  • опустить горящие декорации на планшет сцены;

  • открыть дымовые люки при недостатке сил и средств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с целью предотвращения задымления при наличии в нем зрителей;

  • применять пену средней кратности при горении в трюме, обеспечить защиту планшета сцены из оркестрового помещения, затем вводить стволы на защиту других помещений, при необходимости проводить вскрытие настила сцены для подачи огнетушащих веществ в трюм;

  • подать первые стволы на тушение при горении колосников, рабочих галерей следует со стороны сцены, а затем с лестничных клеток, обеспечить подачу стволов на покрытие, вводить стволы в чердачное помещение зрительного зала;

  • обращать особое внимание на защиту пожарных от возможного падения различных конструкций здания, лебедок, приборов освещения и т.д.;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

  • В зрительном зале:

  • подать стволы со стороны сценического комплекса, рабочих галерей, вестибюлей холлов, фойе с одновременной защитой сцены, путей эвакуации;

  • опустить противопожарный занавес (при его наличии) и охлаждать его со стороны сцены, включить дренчерную завесу портала сцены;

  • подать стволы в чердачное помещение для его защиты, обращая внимание на снижение температуры в его объеме и на перегрузку перекрытия;

  • подать стволы на покрытие;

  • проверить вентиляционную систему, при необходимости вскрыть воздуховоды и подать в них стволы;

  • обратить особое внимание на защиту пожарных от возможного падения подвесных потолков, лепных украшений, приборов освещения и т.д.;

  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.



Пособия и оборудование, используемые на занятии: методический план.
Разработал:

ПНК 27 ПСЧ 6 ПСО ФПС ГПС

управления по Курортному району

ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

старший сержант внутренней службы В.А. Власов

«___» ____________ 2023 г.