Файл: Курсовая работа по макроэкономике глобальные экономические проблемы.doc
Добавлен: 26.10.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
г)экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.
Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учет интересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманных началах, потребностей нынешних и грядущих поколений – вот тот критерий, которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.[1,с.490]
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учет интересов, развитие науки и обогащение ее достижениями всех народов. Сегодня все человечество должно заново переосмыслить политику своих государств, практику жизни, переоценить свои ресурсные возможности. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.
Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь – Организации Объединенных Наций (ООН). Наряду с решением вопросов сохранения мира, упрочения международной безопасности и разоружения, ООН способствует созданию международного климата, необходимого для решения глобальных проблем: охраны окружающей среды, решения продовольственной проблемы и др.
Охраной окружающей среды в ООН занимается специализированная организация ЮНЕП, созданная в 1972 году. Основными направлениями ее деятельности являются:
Проблемами продовольствия занимаются: специальная организация при ООН – ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и Социальный совет при ООН и его региональные комиссии и другие организации. Они наблюдают за мировым продовольственным положением, оказывают содействие развитию сельскохозяйственного производства, решают другие вопросы.
Важную роль играют международные организации и в решении энергетической проблемы. Среди них – Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. организации. Их деятельность направлена не только на решение текущих вопросов развития энергетики, но и связана с проблемами ее глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергоснабжение и последствия возможных решений по развитию энергетического хозяйства.[7,с.392]
Есть ряд других международных организаций и общественных движений, которые решают или способствуют решению тех или иных проблем современного мира.
Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.
Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.
Начиная активный процесс формирования рыночной экономики, следует учитывать проблемы, с которыми могут столкнуться реформаторы:
быстрое снижение инфляции и переход к положительным процентным ставкам увеличивают риск банкротств крупных предприятий и рост безработицы, которая может достичь 12-15%;
ужесточение монетарной политики создаст ряд проблем в бюджетной сфере. Поэтому необходимо снижение расходов государственного бюджета и степени субсидиарности общества. Одновременно нужно резко стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, сняв все ограничения самозанятости;
низкие доходы граждан, когда 65% из них тратится на питание, уменьшают емкость внутреннего рынка и снижают спрос на продукцию легкой промышленности, ограничивают внутренние накопления.
Эти проблемы предопределяют следующие действия по реализации реформаторской экономической политики:
ограничение прямого вмешательства правительства в рыночные процессы, отмена административного регулирования цен и тарифов;
установление независимости Национального банка и разделение функций основных правительственных институтов в сфере макроэкономической политики;
снижение протекционизма и постепенное уменьшение государственной поддержки в отношении субъектов хозяйствования. Это дает возможность предотвратить массовую безработицу, включить рыночные механизмы эффективного использования основных ресурсов и создания конкурентной среды для естественных монополий;
выравнивание условий хозяйствования субъектов всех форм собственности, в том числе за счет резкого снижения объемов государственных дотаций и трансфертов для предприятий, имеющих большую кредиторскую задолженность перед банками, бюджетом;
включение в процесс глобализации и активизация открытой рыночной экономической модели с использованием инвестиционного и технологического потенциала ТНК.
Выполнение задач стабилизации, либерализации и институциональных преобразований должно осуществляться системно. Реформы начинаются одновременно по основным направлениям экономической политики, но характеризуются различной продолжительностью в зависимости от конкретных условий. Предприятия и домашние хозяйства имеют возможность адаптироваться к новой экономической среде. Правительство берет на себя обязательства достижения конкретных результатов в макроэкономической стабилизации.
Для оценки эффективности действий «правительства реформ» используются следующие критерии стабилизации:
1)дефицит государственного бюджета не превышает 3%;
2)расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга не превышают 8% ВВП;
3)инфляция не превышает 15-17% в год;
4)государственные расходы в структуре ВП не превышают 40%;
5)курс национальной валюты устанавливается рыночными механизмами;
6)безработица составляет не более 15%;
7)доля занятых в негосударственном секторе превышает 60%;
8)уровень частных сбережений составляет 15-20% ВВП.
Достижение данных параметров считается стратегической целью среднесрочных реформ. Одновременно формируется новая социально-психологическая ситуация в пользу принципа «экономика для всех», при реализации которого отсутствуют возможности формирования олигархов, несправедливое распределение собственности и власти.
1.Базылев «Экономическая теория», Мн. 1998 г.
2.Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.
3.Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.
4.Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 1999 г.
5.Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», В. 1994 г.
6.Камаева В.Д. «Экономическая теория »М.1995г.
7.Клюня В.Л.,Новикова И.В. «Экономическая теория»М.1997 г.
8.Макконелл К.Р. «Экономикс» т.2, М. 1992 г.
9.«Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №6 1998 г.
10.Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.
11.СелищевА.С. «Макроэкономика»,М.1996 г.
12.Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998 г.
13.Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики»Мн.1997г.
14.«Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений», «Международные отношения», май, №6 М. 1999 г.
г)экологические проблемы должны решаться всем человечеством, включая и слаборазвитые страны.
Вторая позиция основывается на реалиях нового политического мышления, которое предусматривает направление технических и интеллектуальных возможностей человечества на решение проблем жизнеобеспечения. Учет интересов всех народов, их желаний и воли на справедливых и гуманных началах, потребностей нынешних и грядущих поколений – вот тот критерий, которым должны руководствоваться все народы нашей планеты. Единство земной природы требует общечеловеческого подхода к разумному использованию ее ресурсов, исключающему экологическую катастрофу. Главным условием для достижения этой цели является прекращение гонки вооружений, направление военных затрат в гражданское производство, на оздоровление природной среды в планетарном масштабе.[1,с.490]
Другим условием выступает всестороннее сотрудничество, взаимный учет интересов, развитие науки и обогащение ее достижениями всех народов. Сегодня все человечество должно заново переосмыслить политику своих государств, практику жизни, переоценить свои ресурсные возможности. Все мы, ныне живущие на планете, обязаны по-новому осмыслить свою роль в системе «человек – общество – природа» и перспективы дальнейшего жизнеобеспечения. Это возможно на основе расширения международного сотрудничества на самых разных уровнях.
Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит международным организациям, и в первую очередь – Организации Объединенных Наций (ООН). Наряду с решением вопросов сохранения мира, упрочения международной безопасности и разоружения, ООН способствует созданию международного климата, необходимого для решения глобальных проблем: охраны окружающей среды, решения продовольственной проблемы и др.
Охраной окружающей среды в ООН занимается специализированная организация ЮНЕП, созданная в 1972 году. Основными направлениями ее деятельности являются:
-
охрана атмосферы, водных ресурсов, животного мира; -
борьба с опустыниванием и эррозией почв; -
оценка воздействия на окружающую среду различных видов энергии; -
реализация глобального мониторинга (всемирной службы слежения за состоянием природной среды); -
развитие природоохранного образования и подготовка кадров.
Проблемами продовольствия занимаются: специальная организация при ООН – ФАО, Всемирный продовольственный совет, Экономический и Социальный совет при ООН и его региональные комиссии и другие организации. Они наблюдают за мировым продовольственным положением, оказывают содействие развитию сельскохозяйственного производства, решают другие вопросы.
Важную роль играют международные организации и в решении энергетической проблемы. Среди них – Международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и др. организации. Их деятельность направлена не только на решение текущих вопросов развития энергетики, но и связана с проблемами ее глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергоснабжение и последствия возможных решений по развитию энергетического хозяйства.[7,с.392]
Есть ряд других международных организаций и общественных движений, которые решают или способствуют решению тех или иных проблем современного мира.
Анализ глобальных проблем свидетельствует о том, что человечество подошло к черте, за которой мировой прогресс возможен лишь на основе нового политического мышления и объединения усилий и средств всех стран мира. Новое политическое мышление – это не только новый взгляд на существование народов и государств. Это новый взгляд на само существование человечества и планеты Земля.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Для Беларуси реальная возможность остановить экономическую и социальную деградацию - сделать свою экономику более эффективной. Если будет обеспечен высокий и стабильный экономический рост (как правило, 6-8% ежегодно), то для того чтобы достичь уровня жизни развитых европейский стран, потребуется 35-40 лет. Вместе с тем, если удается создать механизм продвижения наиболее талантливых людей из всех слоев общества в интеллектуальную и управленческую элиту, то экономическое развитие страны может быть ускорено.
Начиная активный процесс формирования рыночной экономики, следует учитывать проблемы, с которыми могут столкнуться реформаторы:
быстрое снижение инфляции и переход к положительным процентным ставкам увеличивают риск банкротств крупных предприятий и рост безработицы, которая может достичь 12-15%;
ужесточение монетарной политики создаст ряд проблем в бюджетной сфере. Поэтому необходимо снижение расходов государственного бюджета и степени субсидиарности общества. Одновременно нужно резко стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, сняв все ограничения самозанятости;
низкие доходы граждан, когда 65% из них тратится на питание, уменьшают емкость внутреннего рынка и снижают спрос на продукцию легкой промышленности, ограничивают внутренние накопления.
Эти проблемы предопределяют следующие действия по реализации реформаторской экономической политики:
ограничение прямого вмешательства правительства в рыночные процессы, отмена административного регулирования цен и тарифов;
установление независимости Национального банка и разделение функций основных правительственных институтов в сфере макроэкономической политики;
снижение протекционизма и постепенное уменьшение государственной поддержки в отношении субъектов хозяйствования. Это дает возможность предотвратить массовую безработицу, включить рыночные механизмы эффективного использования основных ресурсов и создания конкурентной среды для естественных монополий;
выравнивание условий хозяйствования субъектов всех форм собственности, в том числе за счет резкого снижения объемов государственных дотаций и трансфертов для предприятий, имеющих большую кредиторскую задолженность перед банками, бюджетом;
включение в процесс глобализации и активизация открытой рыночной экономической модели с использованием инвестиционного и технологического потенциала ТНК.
Выполнение задач стабилизации, либерализации и институциональных преобразований должно осуществляться системно. Реформы начинаются одновременно по основным направлениям экономической политики, но характеризуются различной продолжительностью в зависимости от конкретных условий. Предприятия и домашние хозяйства имеют возможность адаптироваться к новой экономической среде. Правительство берет на себя обязательства достижения конкретных результатов в макроэкономической стабилизации.
Для оценки эффективности действий «правительства реформ» используются следующие критерии стабилизации:
1)дефицит государственного бюджета не превышает 3%;
2)расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга не превышают 8% ВВП;
3)инфляция не превышает 15-17% в год;
4)государственные расходы в структуре ВП не превышают 40%;
5)курс национальной валюты устанавливается рыночными механизмами;
6)безработица составляет не более 15%;
7)доля занятых в негосударственном секторе превышает 60%;
8)уровень частных сбережений составляет 15-20% ВВП.
Достижение данных параметров считается стратегической целью среднесрочных реформ. Одновременно формируется новая социально-психологическая ситуация в пользу принципа «экономика для всех», при реализации которого отсутствуют возможности формирования олигархов, несправедливое распределение собственности и власти.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Базылев «Экономическая теория», Мн. 1998 г.
2.Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.
3.Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.
4.Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 1999 г.
5.Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», В. 1994 г.
6.Камаева В.Д. «Экономическая теория »М.1995г.
7.Клюня В.Л.,Новикова И.В. «Экономическая теория»М.1997 г.
8.Макконелл К.Р. «Экономикс» т.2, М. 1992 г.
9.«Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» №6 1998 г.
10.Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.
11.СелищевА.С. «Макроэкономика»,М.1996 г.
12.Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998 г.
13.Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики»Мн.1997г.
14.«Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений», «Международные отношения», май, №6 М. 1999 г.