Файл: Северный государственный медицинский университет. Причины коммуникативных неудач и способы их преодоления.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Северный государственный медицинский университет.
Причины коммуникативных неудач и способы их преодоления.
Термины для определения коммуникативных сбоев:
Причины коммуникативных неудач:
Типы вербальных коммуникативных неудач (по Д.В. Гудкову)
Преодоление коммуникативных неудач.
1. Правила успешного взаимодействия.
3. Несистематизированная информация хуже воспринимается
4. Негативные и позитивные слова
5. Приемы, повышающие эффективность коммуникации
6. Приемы, позволяющие расположить к себе собеседника
Список используемой литературы:
http://www.litirus.ru/lektsii/prichinyi-kommunikativnyih-neudach.html
Северный государственный медицинский университет.
Причины коммуникативных неудач и способы их преодоления.
Подготовила
Смирнова Анжела.
Лечебный факультет
1 курс, 11 группа.
Рассматриваемые вопросы:
- Понятие коммуникативной неудачи. Причины коммуникативных неудач.
- Типология коммуникативных неудач.
- Способы преодоления коммуникативных неудач.
Термины для определения коммуникативных сбоев:
- Коммуникативные барьеры – факторы, которые препятствуют коммуникации (например незнание языка).
- Коммуникативные помехи – факторы, которые снижают качество коммуникации.
- Коммуникативные неудачи - результат коммуникативных помех.
Причины коммуникативных неудач:
- Различия в картинах мира собеседников.
Пример диалога из учебника по русскому языку для японцев:
-Мне кто-нибудь звонил?
-Да.
-Кто?
-Никто.
- Несовпадения оценок, разные ментальные модели фрагмента действительности у собеседников.
Например:
-Это что за гадость такая?
-Почему гадость? Это не гадость, это любимая морская свинка.
- Нарушение правил речевого этикета.
- Неправильное прочтение речевой интенции.
- Употребление окказионализмов.
Например, диалог в транспорте:
-Ну-ка, подвиньтесь!
-Это еще что за требование!
-Зачем ты Сашу позвала?
-Он что, мешает тебе? (вопрос понят как недовольство).
Окказионализмы — слова, созданные в противоречии с законами словообразования, вопреки этим законам.(кюхельбекерно у А.С. Пушкина)
Типы коммуникативных неудач: Вербальные (фонетические, лексические, грамматические и др.) Невербальные ( связанные с жестами, мимикой, взглядами и др.)
Типы вербальных коммуникативных неудач (по Д.В. Гудкову)
- «Технические», связанные с неверным фонетическим или графическим оформлением речи.
- «Системные» классифицируются по уровням языковой системы: фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические.
- Дискурсивные, связанные с неверным использованием языка:
- «Энциклопедические», вызванные невладением фоновыми знаниями.
- «Идеологические», вызванные различиями в мировоззрении коммуникантов.
а) этикетные, вызванные незнанием правил этикета;
б) ошибки в использовании стереотипов.
Особенности русского национального характера, влияющие на коммуникативное поведение (по И.А. Стернину)
- Соборность.
- Этническая терпимость.
- Любовь к природе.
- Гостеприимство.
- Непунктуальность.
- «Закононебрежение».
- Готовность помогать другим.
- Склонность к устойчивым дружеским связям.
- Общительность.
Преодоление коммуникативных неудач.
- Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. Рассмотрим некоторые из них, которые в значительной степени влияют на успех деловых и межличностных взаимоотношений: от выбора эмоциональной окраски слов и подходов к спорам до систематизации сообщаемой информации и приемам расположения к себе ваших собеседников.
1. Правила успешного взаимодействия.
- Длинные предложения затрудняют понимание. Короткие предложения (8-15 слов) более наглядны, легче воспринимаются и понимаются.
- Голос является сильным инструментом убеждения - он может вызвать как симпатию, так и антипатию к человеку.
- Паузы являются очень мощным, но часто недооцениваемым инструментом воздействия. Они усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное. После длинной паузы можно, например, легко сменить тему разговора.
- Чаще используйте в своей речи глаголы. Они придают высказыванию наглядность и побуждают к действию. Прилагательные придают речи оттенок чего-то личного.
2. Не спорьте из-за пустяков
На тренингах многократно наблюдается ситуация, когда в споре человек "уходит в глухую защиту" и тогда он уже не слышит своего оппонента. Можно говорить даже самые разумные доводы - все равно без толку.- Какой из этого выход? Задавайте вопросы: "Не кажется ли вам...?", "Не лучше ли это сделать так...?" и т.д. Вопросы помогут избежать утвердительных предложений. Вопросы не давят на людей так, как утверждения. Ваш сдержанный тон найдет благожелательный прием у людей.
- Вопросами такого рода можно "убить двух зайцев":
- • сообщить другому человеку то, что думаете; • сделать ему при этом комплимент, спрашивая его мнение.
3. Несистематизированная информация хуже воспринимается
- Если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить свой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача "заболтать" собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.
- Люди часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимания поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди говорят в пользу того, что они делают. Заодно неплохо проанализировать связь или расхождение слова и дела.
4. Негативные и позитивные слова
- Многие люди неосознанно используют слова, которые на подсознательном уровне отталкивают собеседника. Попробуйте внести коррективы в стиль своих высказываний, изменить эмоциональную окраску своих слов, сделать ее более спокойной.
- Негативные слова / Позитивные слова
- • Должен / Хотел бы • Необходимо / Предпочел бы • Нужно / Желательно • Ужасно / Не так хорошо, как могло быть; идет вразрез с ожиданиями; могло бы быть и лучше • Страшно / Немного тревожно • Неудача / Неполная победа; иной поворот событий • Растерянный / Отдающий неполный отчет в сложившейся ситуации • Провал / Затруднительное положение
- Выделение голосом / Смысл утверждения / Намерение партнера • Эту / А не какую-либо другую / Концентрация внимания • Проблему / А не рядовую задачу / Определение степени сложности • Мы / А не кто-либо другой / Коллективная ответственность • Должны / А не хотели бы / Уровень решения • Решать / А не только обсуждать / Уровень решения • Совместно / А не в одиночку / Метод решения
5. Приемы, повышающие эффективность коммуникации
- Существует множество приемов повышения эффективности общения и преодоления коммуникативных барьеров. Назовем некоторые из них.
- Прием "имя собственное" основан на произнесении вслух имени (отчества) партнера, с которым общается работник. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.
- Прием "зеркало отношений" состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что"я - ваш друг". А друг - это сторонник, защитник. У собеседника возникает чувство защищенности, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.