Добавлен: 06.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
Калининградский государственный технический университет
Институт отраслевой экономики и управления
Кафедра управления производством
Согласовано: Зав. кафедрой УП д.э.н., доцент _______В.В. Дорофеева «___» июня 2021 г. | | Допущен к защите: Директор ИНОТЭКУ д.э.н., профессор _____А. Г. Мнацаканян «___» июня 2021 г. |
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
Тема: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ
По направлению– Менеджмент
Профиль программы – Производственный менеджмент
Руководитель ВКР: д.э.н., профессор_________
Студент группы ___________
Калининград
2021 г.
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы стратегического планирования развития компании 6
1.1 Экономическая сущность и задачи стратегического планирования 6
1.2 Общая характеристика современной рыбной отросли и деятельности рыбопромысловых предприятий 13
Введение
Актуальность темы «Разработка стратегии развития фирмы» обусловлена тем, что изменения среды, в которой работает любая фирма в условиях рыночной экономики, вынуждают фирму адаптироваться к новым условиям, то есть сформировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых и трудовых ресурсов определяет потребность в новых методах и подходах, т.е. стратегия развития бизнеса.
Стратегия - конкретный план управления компанией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребностей клиентов и достижение поставленной цели. Поэтому необходимо разработать план развития бизнеса и принимать решения на практике при выборе направления дальнейшей работы. Этот план должен охватывать все сферы деятельности: закупки, производство, финансы, маркетинг, персонал, исследования. Правильно сформулированная стратегия позволит компании занять прочные позиции на рынке и успешно работать в условиях конкуренции, внутренних проблем и непредвиденных обстоятельств.
При решении задач и достижении положительных результатов руководители производства должны учитывать все условия и перспективы развития компании. Стратегия — это инструмент для достижения конкретных целей. Финансовые цели являются обязательными, поскольку при отсутствии финансовых ресурсов компания останется без ресурсов, необходимых для роста и развития.
Ничто не может быть окончательным в процессе корпоративного управления, и все действия могут изменяться в зависимости от среды, новых произошедших обстоятельств. Изменение ситуации требует корректировки стратегии, поэтому сам процесс стратегического планирования представляет собой «живой организм». На стратегию влияют как внешние, так и внутренние условия.
Рыбная отрасль в процессе своего развития переживала разные периоды. В начале 90-х годов в результате неразумной приватизации, она лишилась большей части дорогостоящего рыбопромыслового флота. Однако, в настоящее время, благодаря мерам по стимулированию развития отечественного судостроения, ситуация меняется к лучшему. Рыбопромысловые компании получают возможность финансировать пополнение флота, за счет своей эффективной экономической деятельности. В то же время, рыбный промысел остается высокорискованным видом деятельности и для него особенно важно, чтобы компании, которые им занимаются имели продуманные, обоснованные, учитывающие внешние и внутренние факторы, стратегии развития. Поэтому, разработка вопросов стратегии развития рыбопромысловой компании является очень актуальным.
Объектом исследования является деятельность АО «Океанрыбфлот».
Предметом исследования является стратегия развития рыбопромысловой компании.
Цель исследования - разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности рыбопромыслового предприятия за счёт совершенствования стратегического планирования.
Исходя из поставленной цели. необходимо решить следующие задачи:
-
Обобщить сущность стратегического управления и его ключевые понятия, а также порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия; -
Выполнить анализ технико-экономических показателей предприятия АО «Океанрыбфлот»; -
Провести анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию и внутренней среды организации (SWOT-анализ); -
Разработать и дать оценку мероприятий по повышению эффективности деятельности АО «Океанрыбфлот» за счёт совершенствования стратегического планирования.
Методическую базу исследования составляют методы анализа, научной литературы, экономические показатели, своды и законы, а также государственная программа развития и данных статистики.
Теоретической основой написания выпускной работы послужили монографические и коллективные работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Абрамов В. С., Джуха В.М., Кузнецов, Б.Т., которые придали большое значение развитию стратегий крупных организаций.
При написании выпускной работы и проведении анализа АО «Океанрыбфлот» использовались такие методы исследования как наблюдение, сравнение, обобщение, группировка и расчет влияния факторов.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении отражена актуальность темы, а также выделены основные задачи, которые требуется решить в ходе исследования.
Основная часть работы содержит в себе два раздела:
В первом разделе были рассматриваются теоретические аспекты стратегии развития, а именно: сущность, задачи стратегического управления, принципы и порядок выполнения факторного анализа внутреннего и внешнего окружения.
Во втором разделе работы дается организационно-экономическая характеристика АО «Океанрыюфлот» - как типичного представителя рыбопромысловой компании, работающей в условиях Дальнего Востока. Проводится анализ внешней и внутренней среды, а также разрабатываются и обосновываются рекомендации по повышению эффективности стратегии развития компании на примере АО «Океанрыбфлот».
В заключении отражены результаты исследования по выбранной теме.
1. Теоретические основы стратегического планирования развития компании
1.1 Экономическая сущность и задачи стратегического планирования
В настоящее время нет единого определения стратегического управления.
Есть несколько определений стратегического управления:
Стратегическое управление — это система корпоративного управления, основанная на стратегическом планировании, дополненная механизмом согласования текущих решений, а также механизмом корректировки и мониторинга реализации стратегии.
Стратегический менеджмент — это сфера деятельности высшего руководства компании, основной обязанностью которой является определение предпочтительных направлений и траекторий развития компании, постановка целей, распределение ресурсов и всего, что дает компании конкурентное преимущество.
Стратегическое управление - подготовка и реализация общей, основной программы, направленной на достижение целей в любой сфере деятельности. Стратегическое управление предусматривает методы и формы планирования, подготовки, а также способы осуществления контроля над объектом управления для достижения поставленных целей.
Стратегическое управление - исключительное управление стратегом в соответствии со стратегией, которую он разработал для достижения стратегической цели [40].
По мнению автора, все эти понятия неактуальны, но отличаются друг от друга и все же имеют общий вывод. Все согласны с тем, что реализация стратегии управления — это больше искусство, чем наука. Можно выделить несколько конструктивных определений стратегического управления, предложенных разработчиками этой теории. Таким образом, Шендель и Хаттен воспринимали это «как процесс выявления и (установления) связи между организацией и ее средой, заключающийся в реализации выбранных целей и попытках достичь желаемого состояния среды путем распределения ресурсов, которые позволяют организации и свои отделы действовать эффективно и результативно. По словам Хиггенса. «стратегическое управление — это процесс управления для выполнения миссии организации путем управления взаимодействием организации с окружающей средой». Пирс и Робертсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и реализации стратегий, направленных на достижение целей организации».
Предметом стратегического управления являются организации. стратегические бизнес-единицы и функциональные области организации.
Предметом стратегического управления является:
1) Проблемы. непосредственно связанные с общими целями организации;
2) Проблемы и решения, связанные с любым элементом организации. если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или доступен в недостаточном количестве;
3) Проблемы, связанные с внешними факторами, не поддающимися контролю [3].
Набор стратегий, которые организации демонстрируют в реальной жизни, представляет собой различные модификации нескольких основных стратегий. Каждая из этих стратегий эффективна в конкретной ситуации. определяемой экологическими и внешними факторами, поэтому важно учитывать причины выбора конкретного варианта:
Ограниченный рост. В стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «исходя из достигнутой цели» и корректируются по мере изменения ситуации. Если менеджмент удовлетворен в основном позицией компании, очевидно, что в долгосрочной перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, поскольку это наиболее простая и наименее рискованная процедура.
Рост.
Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно значительное ежегодное превышение уровня развития над уровнем предыдущего года.
Сокращение или стратегия последней инстанции. Для него характерно постановка целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. Стратегия сокращения предполагает, что результаты деятельности организации становятся устойчивой тенденцией к ухудшению, и никакие действия не могут изменить эту ситуацию [4].
Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любую комбинацию рассмотренных альтернатив - ограниченный рост. рост и сокращение. Комбинированной стратегии обычно придерживаются крупные организации, работающие в нескольких отраслях. У каждой базовой стратегии есть множество альтернатив. Стратегия роста может быть реализована путем приобретения другой компании - внешний рост или значительное расширение ассортимента продукции - внутренний рост. Стратегия сокращения имеет следующие альтернативы: ликвидация - наиболее радикальный вариант в случае прекращения существования организации; вырезка, в которой фирма избавляется от неэффективного размещения или вновь заявляет о своем неэффективном размещении [40].
Функциональная стратегия - выбор решающих правил в каждой функциональной области. Таким образом, у каждой организации есть несколько функциональных стратегий. Это, в частности, следующие функциональные стратегии:
Стратегия производства («производить или покупать») – определяет, что производит конкретная компания и что она покупает у поставщиков или партнеров.
Финансовая стратегия - выбор основного источника финансирования: развитие за счет собственных средств (амортизация, прибыль, выпуск акций и т.д.) Или за счет заемных средств (банковские кредиты, облигации, товарные кредиты от поставщиков), так далее.).
Организационная стратегия - решения по организации работы сотрудников (выбор типа организационной структуры, системы оплаты труда и т. д.).
Есть несколько типов стратегий:
-
экстенсивный (постепенное расширение границ рынка); -
интенсивный (новый продукт на старом рынке); -
рискованно (новый продукт на новом рынке) -
диверсификация (расширение ассортимента товаров и услуг на новом рынке помимо основного).