Файл: Разработка стратегии развития фирмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

Калининградский государственный технический университет

Институт отраслевой экономики и управления
Кафедра управления производством


Согласовано:

Зав. кафедрой УП

д.э.н., доцент

_______В.В. Дорофеева

«___» июня 2021 г.




Допущен к защите:

Директор ИНОТЭКУ

д.э.н., профессор

_____А. Г. Мнацаканян

«___» июня 2021 г.


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
Тема: РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИРМЫ

По направлению– Менеджмент

Профиль программы – Производственный менеджмент

Руководитель ВКР: д.э.н., профессор_________

Студент группы ___________

Калининград

2021 г.

Содержание


Введение 3

1. Теоретические основы стратегического планирования развития компании 6

1.1 Экономическая сущность и задачи стратегического планирования 6

1.2 Общая характеристика современной рыбной отросли и деятельности рыбопромысловых предприятий 13


Введение


Актуальность темы «Разработка стратегии развития фирмы» обусловлена тем, что изменения среды, в которой работает любая фирма в условиях рыночной экономики, вынуждают фирму адаптироваться к новым условиям, то есть сформировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых и трудовых ресурсов определяет потребность в новых методах и подходах, т.е. стратегия развития бизнеса.

Стратегия - конкретный план управления компанией, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребностей клиентов и достижение поставленной цели. Поэтому необходимо разработать план развития бизнеса и принимать решения на практике при выборе направления дальнейшей работы. Этот план должен охватывать все сферы деятельности: закупки, производство, финансы, маркетинг, персонал, исследования. Правильно сформулированная стратегия позволит компании занять прочные позиции на рынке и успешно работать в условиях конкуренции, внутренних проблем и непредвиденных обстоятельств.

При решении задач и достижении положительных результатов руководители производства должны учитывать все условия и перспективы развития компании. Стратегия — это инструмент для достижения конкретных целей. Финансовые цели являются обязательными, поскольку при отсутствии финансовых ресурсов компания останется без ресурсов, необходимых для роста и развития.


Ничто не может быть окончательным в процессе корпоративного управления, и все действия могут изменяться в зависимости от среды, новых произошедших обстоятельств. Изменение ситуации требует корректировки стратегии, поэтому сам процесс стратегического планирования представляет собой «живой организм». На стратегию влияют как внешние, так и внутренние условия.

Рыбная отрасль в процессе своего развития переживала разные периоды. В начале 90-х годов в результате неразумной приватизации, она лишилась большей части дорогостоящего рыбопромыслового флота. Однако, в настоящее время, благодаря мерам по стимулированию развития отечественного судостроения, ситуация меняется к лучшему. Рыбопромысловые компании получают возможность финансировать пополнение флота, за счет своей эффективной экономической деятельности. В то же время, рыбный промысел остается высокорискованным видом деятельности и для него особенно важно, чтобы компании, которые им занимаются имели продуманные, обоснованные, учитывающие внешние и внутренние факторы, стратегии развития. Поэтому, разработка вопросов стратегии развития рыбопромысловой компании является очень актуальным.

Объектом исследования является деятельность АО «Океанрыбфлот».

Предметом исследования является стратегия развития рыбопромысловой компании.

Цель исследования - разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности рыбопромыслового предприятия за счёт совершенствования стратегического планирования.

Исходя из поставленной цели. необходимо решить следующие задачи:

  1. Обобщить сущность стратегического управления и его ключевые понятия, а также порядок разработки и реализации стратегии развития предприятия;

  2. Выполнить анализ технико-экономических показателей предприятия АО «Океанрыбфлот»;

  3. Провести анализ факторного воздействия внешнего окружения на организацию и внутренней среды организации (SWOT-анализ);

  4. Разработать и дать оценку мероприятий по повышению эффективности деятельности АО «Океанрыбфлот» за счёт совершенствования стратегического планирования.

Методическую базу исследования составляют методы анализа, научной литературы, экономические показатели, своды и законы, а также государственная программа развития и данных статистики.



Теоретической основой написания выпускной работы послужили монографические и коллективные работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Абрамов В. С., Джуха В.М., Кузнецов, Б.Т., которые придали большое значение развитию стратегий крупных организаций.

При написании выпускной работы и проведении анализа АО «Океанрыбфлот» использовались такие методы исследования как наблюдение, сравнение, обобщение, группировка и расчет влияния факторов.

Бакалаврская работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

Во введении отражена актуальность темы, а также выделены основные задачи, которые требуется решить в ходе исследования.

Основная часть работы содержит в себе два раздела:

В первом разделе были рассматриваются теоретические аспекты стратегии развития, а именно: сущность, задачи стратегического управления, принципы и порядок выполнения факторного анализа внутреннего и внешнего окружения.

Во втором разделе работы дается организационно-экономическая характеристика АО «Океанрыюфлот» - как типичного представителя рыбопромысловой компании, работающей в условиях Дальнего Востока. Проводится анализ внешней и внутренней среды, а также разрабатываются и обосновываются рекомендации по повышению эффективности стратегии развития компании на примере АО «Океанрыбфлот».

В заключении отражены результаты исследования по выбранной теме.


1. Теоретические основы стратегического планирования развития компании

1.1 Экономическая сущность и задачи стратегического планирования



В настоящее время нет единого определения стратегического управления.

Есть несколько определений стратегического управления:

Стратегическое управление — это система корпоративного управления, основанная на стратегическом планировании, дополненная механизмом согласования текущих решений, а также механизмом корректировки и мониторинга реализации стратегии.

Стратегический менеджмент — это сфера деятельности высшего руководства компании, основной обязанностью которой является определение предпочтительных направлений и траекторий развития компании, постановка целей, распределение ресурсов и всего, что дает компании конкурентное преимущество.


Стратегическое управление - подготовка и реализация общей, основной программы, направленной на достижение целей в любой сфере деятельности. Стратегическое управление предусматривает методы и формы планирования, подготовки, а также способы осуществления контроля над объектом управления для достижения поставленных целей.

Стратегическое управление - исключительное управление стратегом в соответствии со стратегией, которую он разработал для достижения стратегической цели [40].

По мнению автора, все эти понятия неактуальны, но отличаются друг от друга и все же имеют общий вывод. Все согласны с тем, что реализация стратегии управления — это больше искусство, чем наука. Можно выделить несколько конструктивных определений стратегического управления, предложенных разработчиками этой теории. Таким образом, Шендель и Хаттен воспринимали это «как процесс выявления и (установления) связи между организацией и ее средой, заключающийся в реализации выбранных целей и попытках достичь желаемого состояния среды путем распределения ресурсов, которые позволяют организации и свои отделы действовать эффективно и результативно. По словам Хиггенса. «стратегическое управление — это процесс управления для выполнения миссии организации путем управления взаимодействием организации с окружающей средой». Пирс и Робертсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и реализации стратегий, направленных на достижение целей организации».

Предметом стратегического управления являются организации. стратегические бизнес-единицы и функциональные области организации.

Предметом стратегического управления является:

1) Проблемы. непосредственно связанные с общими целями организации;

2) Проблемы и решения, связанные с любым элементом организации. если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или доступен в недостаточном количестве;

3) Проблемы, связанные с внешними факторами, не поддающимися контролю [3].

Набор стратегий, которые организации демонстрируют в реальной жизни, представляет собой различные модификации нескольких основных стратегий. Каждая из этих стратегий эффективна в конкретной ситуации. определяемой экологическими и внешними факторами, поэтому важно учитывать причины выбора конкретного варианта:


Ограниченный рост. В стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «исходя из достигнутой цели» и корректируются по мере изменения ситуации. Если менеджмент удовлетворен в основном позицией компании, очевидно, что в долгосрочной перспективе оно будет придерживаться той же стратегии, поскольку это наиболее простая и наименее рискованная процедура.

Рост.

Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно значительное ежегодное превышение уровня развития над уровнем предыдущего года.

Сокращение или стратегия последней инстанции. Для него характерно постановка целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. Стратегия сокращения предполагает, что результаты деятельности организации становятся устойчивой тенденцией к ухудшению, и никакие действия не могут изменить эту ситуацию [4].

Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любую комбинацию рассмотренных альтернатив - ограниченный рост. рост и сокращение. Комбинированной стратегии обычно придерживаются крупные организации, работающие в нескольких отраслях. У каждой базовой стратегии есть множество альтернатив. Стратегия роста может быть реализована путем приобретения другой компании - внешний рост или значительное расширение ассортимента продукции - внутренний рост. Стратегия сокращения имеет следующие альтернативы: ликвидация - наиболее радикальный вариант в случае прекращения существования организации; вырезка, в которой фирма избавляется от неэффективного размещения или вновь заявляет о своем неэффективном размещении [40].

Функциональная стратегия - выбор решающих правил в каждой функциональной области. Таким образом, у каждой организации есть несколько функциональных стратегий. Это, в частности, следующие функциональные стратегии:

Стратегия производства («производить или покупать») – определяет, что производит конкретная компания и что она покупает у поставщиков или партнеров.

Финансовая стратегия - выбор основного источника финансирования: развитие за счет собственных средств (амортизация, прибыль, выпуск акций и т.д.) Или за счет заемных средств (банковские кредиты, облигации, товарные кредиты от поставщиков), так далее.).

Организационная стратегия - решения по организации работы сотрудников (выбор типа организационной структуры, системы оплаты труда и т. д.).

Есть несколько типов стратегий:

  • экстенсивный (постепенное расширение границ рынка);

  • интенсивный (новый продукт на старом рынке);

  • рискованно (новый продукт на новом рынке)

  • диверсификация (расширение ассортимента товаров и услуг на новом рынке помимо основного).